Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения



2015-11-10 1748 Обсуждений (0)
Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения 0.00 из 5.00 0 оценок




ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная и рабочая программы и методические материалы к ним

Блок общепрофессиональных дисциплин

Специальность «Олигофренопедагогика»

 

Челябинск 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  
II. Учебная программа  
2.1. Пояснительная записка  
2.2. Содержание курса  
2.3. Список литературы  
III. Рабочая программа  
3.1. Тематический план  
3.2. Программа лекционного курса  
3.3. Программа семинарских занятий  
3.4. Самостоятельная работа студентов  
IV. Методические материалы  
4.1. Темы курсовых работ  
4.2. Основные понятия  
4.3. Требования к зачету  
4.4. Вопросы к зачету  
4.5. Критерии оценивания знаний  

I. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной ПРОГРАММЫ подготовки

Педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста

С отклонениями в развитии

ДПП. Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи.    
  14 – лекции 12 – семинары, зачет.

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2.1. Пояснительная записка

Курс «Онтогенез речевой деятельности» адресован студентам факультета коррекционной педагогики, обучающимся по специальности «Олигофренопедагогика» на 4 курсе в 7 семестре.

Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о последовательности этапов онтогенетического развития речи. Систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о возможных стратегиях овладения ребенком средствами и способах речевой деятельности, что является принципиально значимым для определения уровня речевого развития, диагностики и коррекции речеязыковых нарушений.

Задачи дисциплины:

-познакомить студентов с физиологическими, психологическими и лингвистическими параметрами устной речи;

- дать представление о периодизации речевого развития ребенка;

- определить роль семантических структур в развитии механизмов детской речи;

- сформировать представление о значении сензитивных, гиперсензитивных фаз развития речевой и моторной функций у детей первых лет жизни;

- наметить диагностические критерии разграничения языковой нормы и патологии по следующим показателям:

1. крик новорожденного;

2. предречевые вокализации: гуление и лепет, психофизиологические и лингвистические характеристики;

3. период появления первых слов;

4. этап овладения грамматическими закономерностями языка: формирование синтаксических функций и обобщение грамматических значений.

5. период становления связной монологической речи, овладение техникой построения диалога и монолога:

6. развитие металингвистической способности ребенка.

В ходе изучения дисциплины студент должен

Знать:

-содержание основных этапов онтогенеза речевой деятельности;

- возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;

- эволюцию процессов осознания им своей речи.

Уметь:

- свободно оперировать базовыми терминами дисциплины;

- владеть приемами и методами онтолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста;

- определять надежные и прогностические показатели речевого развития ребенка;

Владеть навыками:

- установления контакта с ребенком, находящимся на разных стадиях речевого онтогенеза;

- психологического обследования детей с целью выявления специфики их речевого развития;

- профессиональной работы с материалами детской речи;

- дифференциальной диагностики речевой нормы и патологии.

Программа дисциплины знакомит студентов с современными тенденциями в исследовании детской речи, раскрывает положения научных концепций речевого развития. Структура и содержание программы позволяют в полном объеме рассматривать разделы дисциплины, определяющие современные этапы развития логопедии, приоритетные направления, ее фундаментальные понятия и категории.

Изучение курса заканчивается зачетом.

2.2. Содержание курса

Раздел 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОНТОГЕНЕЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения.

Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики, логопсихологии. Значение экспериментальных исследований детской речи для современной логопедии.

Детская речь как особый этап развития речи, ее первые систематические описания (дневники, видеосъемка, документальные записи).

Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности. Соотношение речи и мышления. Проблема генезиса речевой деятельности Значение как центральная категория онтогенеза речи и мышления, закономерности становления и развития языковой способности человека (А.А.Леонтьев, В. Н. Глухов, Т.Н. Ушакова). Общая периодизация речевого развития.



2015-11-10 1748 Обсуждений (0)
Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1748)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)