Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебная и рабочая программы и методические материалы к ним Блок общепрофессиональных дисциплин Специальность «Олигофренопедагогика»
Челябинск 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ
I. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной ПРОГРАММЫ подготовки Педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста С отклонениями в развитии
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 2.1. Пояснительная записка Курс «Онтогенез речевой деятельности» адресован студентам факультета коррекционной педагогики, обучающимся по специальности «Олигофренопедагогика» на 4 курсе в 7 семестре. Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о последовательности этапов онтогенетического развития речи. Систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о возможных стратегиях овладения ребенком средствами и способах речевой деятельности, что является принципиально значимым для определения уровня речевого развития, диагностики и коррекции речеязыковых нарушений. Задачи дисциплины: -познакомить студентов с физиологическими, психологическими и лингвистическими параметрами устной речи; - дать представление о периодизации речевого развития ребенка; - определить роль семантических структур в развитии механизмов детской речи; - сформировать представление о значении сензитивных, гиперсензитивных фаз развития речевой и моторной функций у детей первых лет жизни; - наметить диагностические критерии разграничения языковой нормы и патологии по следующим показателям: 1. крик новорожденного; 2. предречевые вокализации: гуление и лепет, психофизиологические и лингвистические характеристики; 3. период появления первых слов; 4. этап овладения грамматическими закономерностями языка: формирование синтаксических функций и обобщение грамматических значений. 5. период становления связной монологической речи, овладение техникой построения диалога и монолога: 6. развитие металингвистической способности ребенка. В ходе изучения дисциплины студент должен Знать: -содержание основных этапов онтогенеза речевой деятельности; - возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка; - эволюцию процессов осознания им своей речи. Уметь: - свободно оперировать базовыми терминами дисциплины; - владеть приемами и методами онтолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста; - определять надежные и прогностические показатели речевого развития ребенка; Владеть навыками: - установления контакта с ребенком, находящимся на разных стадиях речевого онтогенеза; - психологического обследования детей с целью выявления специфики их речевого развития; - профессиональной работы с материалами детской речи; - дифференциальной диагностики речевой нормы и патологии. Программа дисциплины знакомит студентов с современными тенденциями в исследовании детской речи, раскрывает положения научных концепций речевого развития. Структура и содержание программы позволяют в полном объеме рассматривать разделы дисциплины, определяющие современные этапы развития логопедии, приоритетные направления, ее фундаментальные понятия и категории. Изучение курса заканчивается зачетом. 2.2. Содержание курса Раздел 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОНТОГЕНЕЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема №1 Детская речь как предмет научного изучения. Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики, логопсихологии. Значение экспериментальных исследований детской речи для современной логопедии. Детская речь как особый этап развития речи, ее первые систематические описания (дневники, видеосъемка, документальные записи). Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности. Соотношение речи и мышления. Проблема генезиса речевой деятельности Значение как центральная категория онтогенеза речи и мышления, закономерности становления и развития языковой способности человека (А.А.Леонтьев, В. Н. Глухов, Т.Н. Ушакова). Общая периодизация речевого развития.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1748)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |