Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III. Градации потребительского спроса



2015-11-10 968 Обсуждений (0)
Глава III. Градации потребительского спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Когда торговец или промышленник покупает что-либо для использования в производстве или для перепродажи, его спрос основывается на ожидании прибылей, которые он отсюда может извлечь. Эти прибыли всегда зависят от спекулятивного риска других причин, которые нам предстоит рассмотреть позже. Однако, в конечном счете цена, которую торговец или промышленник может позволить себе уплатить за вещь, зависит от цен, которые потребители заплатятза эту вещь или произведенные посредством нее другие вещи. Конечным регулятором всего спроса является поэтому потребительский спрос. И именно последнему мы посвятим почти все внимание в данной книге.

Мы принимаем, что полезность соотносительная “желанию” ни “потребности”. Выше уже отмечалось, что желания можно измерять не непосредственно, а лишь косвенно, через посредство внешних проявлений, которые они порождают, и что в тех случаях, коими главным образом и занимается экономическая


наука, меру составляет цена, которую человек готов уплатить за исполнение или удовлетворение своего желания. У него могут возникать и такие желания и стремления, удовлетворе­ния которых человек осознанно не требует, но здесь мы пока что рассматриваем преимущественно те, которые человек ставит своей целью удовлетворить. Мы принимаем также положение, согласно которому получаемое в результате удовлетворение, в общем, вполне отвечает тому, что человек и ожидал, когда про­изводил покупку.

Существует бесконечное множество потребностей, но каждая в отдельности потребность имеет свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона насыщаемых потребностей, или закона убывающей полезности следующим образом: общая полезность вещи для человека (т.е. совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас. Если запас увеличивается равномерно, то извлекае­мая из него выгода возрастает убывающим темпом. Иными сло­вами дополнительная польза, которую человек извлекает из данного прироста своего запаса какой-либо вещи, уменьшается с каждым новым приростом уже имеющегося запаса.

Ту часть количества вещи, которую его просто убедили ку­пить, можно назвать его предельной покупкой, поскольку он уже был на грани сомнения, стоит ли производить расход, тре­бующийся для ее приобретения. А полезность его предельной покупки можно назвать предельной полезностью этой вещи для него. Если же человек, вместо того чтобы купить вещь, изго­товляет ее сам, предельную полезность составляет полезность того ее количества, которое он сочтет целесообразным изгото­вить. Таким образом, приведенный здесь закон может быть вы­ражен в следующих словах: предельная полезность какой-либо вещи для всякого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которым он уже располагает.

В этом законе, однако, содержится скрытое условие, требую­щее выяснения. Оно заключается в том, что мы не учитываем, какое влияние оказывает время на какие-либо изменения в ха­рактере и вкусах самого человека. Поэтому закон не исключает того, что чем более человек слушает хорошую музыку, тем более должно возрастать у него желание ее слушать, или что жадность и честолюбие часто ненасытны, или что и добродетель чистоплотности, и порок пьянства произрастают в среде, которая


их питает. В подобных случаях наши заключения распро­страняются на какой-то период времени, причем к концу его человек уже не тот, каким он был вначале. Если же мы берем человека таким, каков он есть в данный момент, без учета воз­действия времени, изменяющего его характер, предельная по­лезность вещи для него неуклонно сокращается по мере увели­чения ее количества в его распоряжении.

...Теперь переведем этот закон убывающей полезности на язык цен. Возьмем в качестве наглядного примера такой товар, как чай, на который существует постоянный спрос и который можно покупать в малых количествах. Допустим, что чай оп­ределенного качества можно приобрести по 2 шилл. за фунт. Некто готов согласиться скорее заплатить раз в году 10 шилл. за единственный фунт, чем вовсе обходиться без чая, но если бы он мог получить сколько угодно чая даром, он, возможно, едва ли употребил больше 30 ф. в течение года. В действитель­ности, однако, он покупает, очевидно, 10. ф. в год, т.е. разница между удовлетворением от покупки 9 ф. и 10 ф. вполне доста­точна, чтобы он захотел уплатить 2 шилл. за фунт. То обстоя­тельство, что он не покупает 11-й фунт, показывает, что пос­ледний не стоит для него дополнительного расхода в 2 шилл. Иными словами, 2 шилл. за фунт образуют для него меру по­лезности чая, меру, которая ставит предел, или границу, или конец его покупкам; этой мерой и определяется для него пре­дельная полезность чая. Если цену, которую он готов уплатить за каждый фунт чая, назвать его ценой спроса, то 2 шилл. — это его предельная цена спроса.

Наш закон, следовательно, можно изложить следующим об­разом: чем большим количеством какой-либо вещи человек об­ладает, тем меньше, при прочих равных условиях (т.е. при ра­венстве покупательной силы денег и при равном количестве денег в его распоряжении), будет цена, которую он готов упла­тить за небольшое дополнительное ее количество, или, другими словами, его предельная цена спроса на нее снижается.

Его спрос становится эффективным лишь тогда, когда цена, которую он согласен заплатить, достигает уровня, при котором продавцы согласны продавать.

Последнее положение напоминает нам, что мы до сих пор еще не приняли в расчет изменения в предельной полезности денег, или общей покупательной способности. В один и тот же момент, при неизменном объеме материальных ресурсов инди­видуума, предельная полезность денег для него составляет фик-


сированную величину, вследствие чего цены, которые он готов заплатить за два товара, находятся между собой в таком же отношении, как и полезности этих двух товаров.

Когда мы говорим, что спрос человека на какой-либо товар увеличивается, мы подразумеваем, что он купит большее его количество, чем за ту же цену он купил бы его прежде, и что он купит такое же его количество по более высокой цене. Общее возрастание его спроса представляет собою увеличение цен — по всей их амплитуде, — которые он готов платить за различ­ные количества товара, а не тот лишь факт, что он согласен купить большее количество товара по существующим ценам.

...До сих пор мы рассматривали спрос отдельного индиви­дуума. В таком конкретном случае, как пример с чаем, спрос отдельного человека вполне отражает общий спрос на всем рынке, так как спрос на чай постоянен: поскольку же его можно покупать малыми количествами, всякое изменение его цены способно повлиять на количество, которое человек поку­пает. Но даже среди постоянно потребляемых вещей много таких, спрос на которые со стороны любого отдельного человека не может непрерывно изменяться при каждом незначительном изменении цены, а может лишь совершать большие скачки. На­пример, несущественное снижение цен на шляпы или на часы не повлияет на поведение всех и каждого, оно лишь побудит немногих, еще раздумывающих над тем, покупать ли новую шляпу или новые часы, решиться произвести такую покупку.

Существует много видов вещей, потребность в которых со стороны любого человека непостоянна, эпизодична, нерегулярна. Нельзя составить перечень индивидуальных цен спроса на сва­дебные пироги или на услуги высококвалифицированного хирур­га. Но экономиста мало занимают частные случаи в жизни ин­дивидуумов. Он исследует, прежде всего “образ действий, кото­рому при определенных условиях могут следовать члены той или иной производственной группы населения”, причем постольку, поскольку мотивы указанных действий поддаются измерению денежной ценой; в таких широких обобщениях многообразие и изменчивость индивидуальных действий сливаются в совокуп­ность сравнительно одинаковых действий многих.

Следовательно, на крупных рынках — где сталкиваются бо­гатые и бедные, старые и молодые, мужчины и женщины, люди всех вкусов, характеров и профессий — специфические особенности потребностей отдельных лиц уравновешивают друг друга в сравнительно закономерной динамике общего спроса.


Всякое, даже самое незначительное, снижение цены на товар широкого потребления приводит, при прочих равных условиях, к увеличению общего объема его продажи, точно так же как гнилая осень увеличивает смертность в большом городе, хотя многим людям она и не причиняет вреда. Вот почему, когда мы располагаем необходимыми данными, мы в состоянии оп­ределить перечень цен, по которым любое количество этого то­вара может найти своего покупателя в данном месте в течение, скажем, года.

Общий спрос в этом месте, например на чай, представляет собой сумму опросов всех тамошних отдельных лиц. Некоторые из них могут оказаться богаче или беднее индивидуального по­требителя, чей спрос мы только что учли; одни из них могут лю­бить чай больше его, а другие меньше. Допустим, что в данном месте имеется миллион покупателей чая и что их среднее потреб­ление равно потреблению нашего индивидуального потребителя по каждой из приведенных в перечне цен. В этом случае спрос в указанном месте выражен тем же перечнем цен, какой приведен выше, если мы вместо 1 фунта чая возьмем 1 млн. фунтов.

Отсюда, таким образом, следует один общий закон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество то­вара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повыше­нием спроса. Сокращение цены на 1/10 может увеличить про­дажу на 1/20, или на 1/4, или даже вдвое. Однако, если вели­чины в левом столбце шкалы спроса возрастают, величиныв ее правом столбце всегда сокращаются.



2015-11-10 968 Обсуждений (0)
Глава III. Градации потребительского спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III. Градации потребительского спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (968)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)