Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические причины следования авторитету



2015-11-10 943 Обсуждений (0)
Психологические причины следования авторитету 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Склонность людей к повиновению и лояльности властям имеет большую социальную ценность.

2. Религиозное обучение укореняет в сознании людей мысли о необходимости повиновения авторитетам.

3. Перенос личной ответственности за исход ситуации на авторитетное лицо.

4. Экономия психических сил при принятии решения (информация, полученная от авторитета, может подсказать, как следует действовать в конкретной ситуации).

5. Мнения авторитетов считаются правильными и им легко подчиняться. Авторитетные люди, как правило, имеют гораздо больший доступ к информации и власти, чем простые граждане, следовательно, по мнению окружающих, больше знают.

6. Люди не способны критически оценивать авторитеты, не доверяя своему опыту и своим знаниям.

Символы авторитета

Существуют символы авторитета, на которые люди склонны автоматически реагировать. К ним относятся:

- титулы,

- одежда,

- марка автомобиля и другие атрибуты.

Люди порой реагируют не на сам авторитет, а на символы, роль которых, как правило, недооценивается.

Титулы.Люди часто используют имеющиеся титулы или присваивают их, чтобы воздействовать на других людей.

В одном остроумном эксперименте психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп колледжа одного и того же мужчину, которого он называл «мистер Инглэнд». В одном классе его представляли как студента, во втором – как лаборанта, в третьем – как преподавателя, в четвёртом – как доцента, в последнем – как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост П. Уилсона не менялся, а рост «мистера Инглэнда» увеличился на 15 см с повышением его социального статуса [Куницына и др., 2002, с. 309-310].

Иногда люди вынуждены скрывать свой титул, чтобы не оказывать давление на людей в повседневном общении. Один профессор старался никогда не пользоваться своим титулом во время отдыха, поездок и встреч с людьми, потому что имел отрицательный опыт. Люди, которые были непосредственными и интересными собеседниками, как только узнавали о его статусе, сразу становились почтительными, скучными, соглашались с каждым словом.

Поскольку размер и статус взаимосвязаны, некоторые индивиды с выгодой для себя заменяют первое последним. В животных сообществах статус особей определяется их размером, поэтому тактика животных при встрече с соперником ‑ показное увеличение размеров (выгибают спину; шерсть дыбом; рыбы раздуваются и расправляют плавники; птицы распускают крылья и хвост). В человеческом обществе также рост может влиять на статус. Высокие мужчины пользуются большим успехом у женщин. Люди придумали каблуки, чтобы увеличить рост и соответственно усилить влияние на окружающих.

Одежда.Ещё один тип символов, который может заставить людей автоматически подчиняться. Сильное влияние оказывает форменная одежда. Серия исследований социального психолога Л. Бикмана (1974) [6] показывает, как трудно бывает людям отклонять требования, исходящие от людей в форме. Эксперимент, проведённый на улице многолюдного города, показал, что 92% прохожих подчинились требованиям ассистентов психолога, одетых в форму полицейских, заставлявших людей выполнять различные нелепые требования («поднять выброшенный кем-то бумажный пакет»; «встать по другую сторону от знака автобусной остановки» и т.д.). Действие униформы продолжалось и после ухода одетого в неё человека. «Полицейский» отдавал распоряжение и уходил – требование выполнялось.

Свидетельством авторитета является дорогая одежда. Эксперимент Р. Чалдини, проведённый в Техасе, показывает, что человек в дорогой модной одежде вызывает уважение окружающих и стремление подражать. Человек в возрасте 31года нарушал правила дорожного движения, переходя улицу на красный свет. В половине случаев он был одет в дорогой костюм, а в остальных – в рабочие брюки и робу. В первом случае в 3,5 раза больше людей последовали примеру нарушителя [6].

Марка автомобиля, драгоценности и другие атрибуты.Исследования Р. Чалдини, проведённые на улицах Сан-Франциско, показали, что водители, прежде чем начать сигналить машине, остановившейся на зелёный свет, обычно ждали дольше, если эта машина имела роскошный вид, а не являлась старой дешёвой моделью. Престижная машина имела такую пугающую ауру, что 50% водителей терпеливо ждали момента, когда эта машина тронется с места, не сигналя ей [6].

Самозащита от негативного действия принципа следования авторитету. Мы недооцениваем обычно влияние авторитета на свои действия и перестаём быть осторожными. Чтобы не оказаться объектом чужого влияния нужно соблюдать следующие правила.

1) Осознать власть авторитета.

2) Спросить себя: «Этот авторитет в самом деле является специалистом в данной области?». Например, если физик, лауреат Нобелевской премии, возьмётся давать советы по воспитанию детей, они действительно будут квалифицированными?

3) Если признанный авторитет компетентен, спросить себя: «Насколько правдивым был данный авторитет в конкретном случае?».

Принцип дефицита

 



2015-11-10 943 Обсуждений (0)
Психологические причины следования авторитету 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические причины следования авторитету

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)