КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Направление: 050100.62 Педагогическое образование
Курс: 1
Семестр: 1
Статус дисциплины: дисциплина по выбору (Б.1.ДВ)
Трудоемкость: 72ч., аудиторных – (10-л. , 18-сем.) самостоятельная работа – 44ч.
Количество кредитов: 2
Промежуточная аттестация:
| экзамен
|
Количество баллов: min - 55, max – 100
Ф.И.О. преподавателя: Сергеева Ирина Анатольевна
(доцент кафедры психологии и психофизиологии ребенка)
Пояснительная записка
Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов представлений о конфликте как социально-психологическом явлении, способах предупреждения и разрешения социальных и психологических конфликтов в практической деятельности.
Задачамиизучения конфликтологии являются:
- формирование представления об основных видах и стадиях протекания конфликтов;
- овладение навыками анализа и самоанализа поведения в межличностных конфликтах;
- изучение способов и стилей разрешения различных конфликтных ситуаций.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме при выполнении практических заданий индивидуального характера (анализ конфликтных ситуаций), в устной форме при выполнении практических заданий группового характера (тренинги, ролевые игры), а также (само)анализа стиля поведения в моделируемых конфликтных ситуациях. Проверка знаний студента по тематике курса проводится в виде тестирования.
Итоговая аттестация по дисциплине
Итоговая аттестация дисциплины осуществляется по накопительной системе, которая позволяет определить степень сформированности представлений студентов о структуре и динамике конфликтов в сфере межличностных и деловых отношений, а также психолого – педагогических умений анализировать и решать межличностные конфликты.
Тематический план
|
№
| Тема и содержание задания
| Компетенция
| Вид (форма) текущей аттестации
| Вид работы (аудиторная или внеаудиторная)
| Минимум баллов
| Максимум баллов
| Сроки представления и проверки заданий
|
| Тема 1: «Конфликтология как самостоятельная наука; этапы ее развития». Практическое занятие – 2ч.
1. Обсуждение проблемных вопросов, отражающих возникновение и развитие конфликтологии, а также выявление ее специфики как самостоятельной науки.
2. Выявление места конфликтологии в системе наук (составление схемы «Связь конфликтологии с другими науками»).
3. Эссе «Современные проблемы развития конфликтологии».
|
Умение характеризовать особенности становления дисциплины на всех этапах ее развития.
Умение характеризовать конфликтологию как относительно самостоятельную теорию и прикладное направление в социологии и психологии
|
Беседа
Письменная работа
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
|
В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| Тема 2: «Механизмы возникновения межличностных конфликтов». Практическое занятие – 2ч.
1. Анализ и решение ситуаций, описывающих межличностные конфликты, возникающие по каждой из следующих формул: «Эскалация конфликтогенов», «конфликтная ситуация + инцидент», «сумма конфликтных ситуаций».
2. Составить «словарик» по основным понятиям изучаемой темы (использовать не менее 10 понятий).
|
Умение анализировать конфликтные ситуации, выделять их формулы, прогнозировать пути разрешения конфликта
| Устный и письменный отчет.
Письменная работа (составленный словарик)
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
|
В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| Тема 3: «Конфликтность личности»
1. Самодиагностика акцентуаций характера (по методике Шмишека), темперамента (по методике Айзенка).
2. Заполнить таблицу: «Характеристика личности».
3. Подобрать примеры конфликтных личностей (по С. Н. Емельянову) из литературных произведений, кинофильмов, жизненных ситуаций.
| Знание признаков и критериев конфликтной личности. Умение определять роль некоторых индивидуально-психологических особенностей для формирования конфликтной личности
|
Представленная в письменном виде заполненная таблица и описание примеров конфликтных личностей.
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
|
В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| Тема 4: «Поведение личности в конфликтной ситуации»
1. Анализ стратегий поведения в конфликте. Самодиагностика стратегий поведения в конфликте (анкета Р. Томаса).
2. Определение ситуаций, когда возможно наиболее эффективное применение каждой из стратегий поведения в конфликте (по Р. Томасу). Описание путей самопомощи и самосовершенствования.
| Знание
| Письменная работа (психологическая характеристика по результатам тестирования).
Письменная работа (описание эффективности применения каждой из стратегий)
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
|
В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| Тема 5: «Виды конфликтов». Тренинг решения ситуационных задач (конфликты в сфере межличностных отношений).
1. Решение ситуационных задач.
2. Подобрать из художественных литературных произведений, кинофильмов примеры различных конфликтов в сфере межличностных отношений (не менее 5). Проанализировать не менее двух из них.
|
Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов в сфере межличностных отношений.
| Индивидуальная работа на занятии, устный отчет.
Письменный отчет (перечень конфликтных ситуаций, анализ одной из них).
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
| В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| Тема 6: «Виды конфликтов». Тренинг решения ситуационных задач (конфликты в педагогической деятельности).
1. Решение ситуационных задач.
2. Определить по 10 личностных качеств педагога, которые способствуют или не способствуют проявлению конфликтного поведения.
|
Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов в сфере профессиональной деятельности.
| Индивидуальная работа на занятии, устный отчет
Представленный в письменном виде перечень качеств и описание ситуаций.
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
| В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| Тема 7: «Внутриличностные конфликты»
1. Анализ видов внутриличностных конфликтов (по Шипилову). Привести примеры на каждый из них, обосновать.
2. Описать не менее 2 ситуаций, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, связанные с борьбой мотивов.
| Представление о внутриличностном конфликте и особенностях его протекания.
|
Индивидуальная работа, устный отчет.
Письменный отчет (описание конфликтных ситуаций, их обоснование).
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
| В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| Тема 8: «Конфликты между детьми в период дошкольного детства, их профилактика и способы разрешения».
1. Тренингрешения ситуационных задач.
2. Анализ причин межличностных детских конфликтов и типичные способов разрешения межличностных конфликтов детьми (в зависимости от возраста и гендерной принадлежности).
3. Предложить рекомендации родителям и воспитателям (не менее 3-х) .
| Умение анализировать конфликтные ситуации, находить подходы к управлению конфликтной ситуацией, пути разрешения конфликтов между детьми в период дошкольного детства.
| Индивидуальная работа, устный отчет.
Письменный отчет и список рекомендаций.
| Аудиторная
Внеаудиторная
|
|
| В ходе занятия по теме
1 неделя
|
| ИТОГО
| | | |
|
| |
| Аттестационный блок
|
1.
| Посещаемость
| |
|
| |
2.
| Итоговый тест
| |
|
| |
3.
| ВСЕГО по дисциплине
| |
|
| |
Рекомендуемая литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – изд. 3-е. - СПб.: Питер, 2006 – 496 с.
2. Анцупов А.Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. – С-Пб.: Питер, 2009. – 304с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003 – 464 с.
4. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М: Тандем, 2001. – 320 с.
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.