Переживания как основа ВЛК
Сферами ВЛК являются 4 основных типа: 1) Переживания личностью своей неоднозначности, сложности внутренненего мира. 2) Осознание изменчивости собственных желаний и притязаний (они развиваются) и трудности их полной реализации. 3) Колебание самооценки 4) Борьба мотивов Чистых ВЛК нет, они возникают под воздействием факторов социального взаимодействия. Разница Хочу и Могу создает потенциал действия. ВЛК является результатом перехода объективных противоречий (внешних по отношению к нему) в его внутренний мир (адаптационный и моральный конфликт). Одновременно ВЛК – результат отношения личности к окружающей среде (мотивационный конфликт и неадекватной самооценки). Уровни психологических противоречий I. Нарушение гармонии внутреннего мира человека, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на общение с окружающими, а также на другие виды деятельности (включая проффессиональные). II. Невозможность реализации планов и программ, пока не разрешиться жизненный кризис. Личностные условия предрасположенности к возникновению ВЛК Осознание сложности своего внутреннего мира Развитая когнитивная структура Развитая иерархия потребностей и мотивов Высокое развитие чувств и системы ценностей Развитая способность к самоанализу и рефлексии Эти качества НЕ являются причиной ВЛК. *Слишком много контактов и внешним миром и чем больше знаний, тем больше противоречий. Такой человек живет на пределе возможностей и сомневается не потому что он такой развитой, а потому что он постоянно вступает в зону неопределенности. Качество помогающее – высокая саморегуляция. Ситуативное условие возникновения ВЛК Наличие равных значимостей для личности Личность осознает субъективную неразрешимость ситуации (кажется, что ситуация неразрешима), эмоциональное погружение в конфликт. Предметное содержания переживания ВЛК. Составляют ситуацию, условия и события, происходящие в жизни человека и воспринимаемые им как препятствие к удовлетворению своих потребностей (трудная ситуация социального взаимодействия; внутренней жизни человека, профессиональные проблемы и пр.) «Переживание – особая внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные кризисные события, восстановить душевное равновесие, тем самым справиться с трудной ситуацией.» Василюк Василюк выделил 4 типа переживаний: 1) Гедоническое – связанос неудовлетворением каких-то потребностей. *Гедонизм – направление, основанное Аристипом, смыслом жизни человека явл удовл потребностей. 2) Реалистическое – связанные с реальной жизнбю (опоздал на поезд, наступили на ногу) 3) Ценностное – затрагивает ценностные уровни 4) Творческое – связанное с не выражением собственных творческих идей (не всегда задумку удаётся воплотить в точности Последствия ВЛК. Конструктивные. Ведущие к личностному развитию. Деструктивные. Разрушающий личностные структуры. Конструктивным является конфликт, характеризующийся максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемые конфликты – один из главных механизмов гармонизации личностного развития. «ВЛК усложняет психическую жизнь ребенка, способствуя переходу на новые уровни функционирования» «Оптимальный ВЛК – основа морального развития через действия вопреки собственным выводам к поднятию высших нравственных ценностей» ЦитатыБожович Индивид осознает себя личностью на основе разрешения ВЛК. Так начинает формироваться рефлексия и самосознание. Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствует становлению стабильной направленности личности, формируется адекватная самооценка, что помогает самопознанию и самореализации личности. Деструктивными считаются ВЛК, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненный кризис или ведут к развитию невротических реакций. Длительные ВЛК угрожают эффективности деятельности, могут тормозить личностное развитие. Частые ВЛК могут привести к утрате уверенности в своих силах, формировании устойсивого комплекса неполноценности и даже потере смысла жизни. Острые ВЛК приводят к деструктизации межличностных отношений в семье, на работе и пр. Они являются причиной повышенной тревожности, агрессивности, раздражительности. Присущие конфликту переживания могут перерости в невротический конфликт в случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Таокй конфликт занимает ведущее место в жизни человека и оказывается для него неразрешимым и затягиваясь создает эффект напряжения обостряющее все противоречия личности; углубляет и фиксирует переживания, снижает самоконтроль и в конечном итоге продуктивность деятельности. Классификация невротических состояний. Мясищев 1. Истерический тип. Определяется чрезмерно завышенными притязаниями личности, сочетающимися с полным игнорированием или недооценкой реальных условий. Возникает под воздействием генетических факторов, истории развития личности и проблемности воспитания (тое есть ослабление способности тормозить свои желания несоответствующие общественным нормам. 2. Обсессивно-психоастенический тип. Обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями. Если к личности предъявляются противоречивые требования, то формируются чувтсво собственной неполноценности, отрыв от жизни, неадекватность установок. 3. Невротический тип. Противоречие между возможностями личности и её стремлениями, завышенные требования к себе, формируется при повышенных требованиях в процессе воспитания, когда постоянно стимулируется чрезмерное стремление к личностному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Межличностный конфликт. Все виды конфликтов рано или поздно сводятся к межличностному. Можно использовать как индикатор ВЛК (человек с ВЛК будет раздражителен с другими в процессе межличностного общения). Межличностный конфликт отличается высокой эмоциональностью, охватом практически всех сторон общения между людьми. МК затрагивают интересы не только конфликтующих сторон, но и тех с кем они связаны ( работа, учеба, семья). Детско-родительский конфликт как пример межличностного. Наиболее распространенный среди МК, частный случай конфликта поколений. Наиболее острый период – подростковый. Психологические факторы детско-родительского конфликта: 1. Тип внутрисемейных отношений: § Гармоничный – характеризуется сформированностью семейного «МЫ», каждый отдельный член чувствует себя частью «Мы» и направлен на развитие, создание Мы и подчиняется правилам, выполняет определенную роль, члены семьи умеют разрешать противоречия на основе уважения личности друг друга. § Дисгармоничный – дисгармония супружеских отношений, а также со старшими родителями. Внешний показатель такой семьи – это дети: напряженность, беспокойство, страх. Деструктивность семейного воспитания выражается в: ¾ Разногласия по вопросам воспитания ¾ Противоречивость, непоследовательность, неадекватность воспитывающих действий. ¾ Опека и супер-опека, а также запреты детям в различных сферах. ¾ Завышенные требования к детям, применение жестких угроз и наказаний 2. Возрастные кризисы детей 3. Личностный фактор От родителей: авторитарность, консерватизм убеждений и ценностей, вредные привычки От детей: упрямство, эгоизм, излишня самоуверенность, снижение общей мотивации, неорганизованность, плохая успеваемость, непослушание.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |