Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram)
Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) –это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме рыбной кости для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Диаграмма причины-следствия разработана в начале 1950-х годов химиком Каорой Исикавой и названа позже его именем. Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях. Является одним из инструментов бережливого производства, где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины. Диаграмма Исикавы – один из семи основных инструментов измерения, оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов. 1 – факторы первого порядка (большие кости); 2 – факторы второго порядка (средние кости); 3 – факторы третьего порядка (мелкие кости). Рис. 2.1. Структура диаграммы Исикавы При этом методе возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие (см. схему 2).
Рис. 2.2.Принцип метода диаграммы Исикавы Области применения Диаграммы Исикавы: ¾ Для систематического и полного определения причин возникновения проблемы; ¾ Для анализа и структурирования процессов на предприятии; ¾ Если необходимо визуализировать и оценивать соотношения причинно-следственных связей; ¾ Для обсуждения проблем в рамках групповой (командной) работы при "мозговой атаке". Преимущества метода: ¾ помогает группе сосредоточиться на содержании проблемы; ¾ хорошая основа для дискуссии по разнообразным причинам проблемы; ¾ позволяет группировать причины в самостоятельные категории; ¾ сосредотачивает группу на поиске причин, а не признаков, ¾ хорошо применим при групповом обсуждении, создает результат коллективного знания; ¾ является легко осваиваемым и применимым. Недостатками могут быть: ¾ для анализа комплексных проблем является слишком нечетким и объемным; ¾ нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом; ¾ нет охвата причин в их взаимодействии и временной зависимости.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1703)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |