Тема 17. Россия Петровская и современность
Приступая к изучению данной темы, следует, прежде всего, уяснить, что петровские реформы затронули практически все сферы общества, - хозяйство, административный аппарат, армию, культуру. Заметьте, что петровские преобразования рассматриваются как противоречивый и неоднозначный процесс, приведший к возникновению двух субкультур «почвеннической» и «западнической». Носителями первой культуры были в основном трудящиеся массы, а второй – европеизированные верхи. · «почвенническая» ориентируется на общество, и собственную культурную традицию. · «западническая» - на свободную личность и копирование европейского пути развития. Но, следует подчеркнуть, что нельзя упрощенно рассматривать «почвенническую» культуру как культуру «низов», а «западническую» - как культуру «верхов», ибо в основе культурной принадлежности лежали не социально-классовые признаки, а стиль жизни и способ освоения мира. Обратите внимание на то, что главным содержанием петровских преобразований стала секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность русской религиозной культуры. Реформы Петра I прежде всего, были направлены на то, чтобы лишить церковь самостоятельности, подчинить ее государству. «Государствоцентризм», европеизация стали ведущими тенденциями развития светской культуры. Как результат ущемления самостоятельности церкви происходит подрыв ее влияния на культуру и общественную мысль, отсюда первая четверть ХVIII в. отмечена глубокими изменениями в общественном сознании. Характеризуя петровские преобразования, следует отметить бурное развитие книгопечатанья, в особенности учебной продукции, т.к. развитие школы требовало большего числа учебников. Характерной чертой петровской эпохи становится возрастающий интерес к научным знаниям. В начале XVIII в. школьное образование приобретает более широкие размеры и складывается в определенную систему. В целом можно сказать, что впервые при Петре I образование стало государственной политикой. Важно заметить, что процесс «обмирщения» затронул и искусство первых десятилетий XVIII в. Значительных успехов достигли архитектура, живопись, гравюра, скульптура. В искусстве центральное место занимает классицизм. Именно он несет в себе идею упорядоченности. Соединяясь с целями просветительства, русский классицизм на первый план выдвигает социально активную личность. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Причины и цель культурных преобразований Петра I. 2. Церковная реформа петровских времен: причины, последствия. 3. Новые явления в бытовом укладе, общественно-культурной жизни. 4. Восприятие и оценка петровских реформ русским обществом. 5. Противоречия модернизации и вестернизации в русской культуре. Литература: 1. Беггер Х. Реформы Петра Великого: обзор исследователей. М., 1985. 2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2000. 3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. СПб., 1992. 4. Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I. // Из истории русской культуры. Т. III (XVII – начало XVIII века) М., 1996. 5. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990. 6. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – н. XX в. М. 1995. 7. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I. М., 1955. 8. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987. 9. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. II. М., 1987. 10. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. IV. М., 1990. 11. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994. 12. Панченко А.М. Церковная реформа и культура петровской эпохи. // Из истории русской культуры. Т. III. М., 1996. 13. Соловьев С.М. История России. Т. 15. Гл. 2. кн. 8. Тема 18. Российские мыслители об особенностях и судьбах Российской культуры При подготовке к данной теме, обратите внимание, что попытки определения роли России в мировой истории предпринимались уже в XVI-XVII веках и были связаны с поисками выражения национального самосознания. Но, наибольшей остроты проблема осознания национальной самобытности достигла в XIX – XX вв. Одним из первых вопросов о принципиальном своеобразии России, ее соотношении с другими культурами поставил П.Я. Чаадаев. Знакомясь с концепцией П.Я. Чаадаева, заметьте, что он полагал – истинная культура носит чисто духовный характер, и максимальное выражение этой духовности имело место пока лишь в католической Западной Европе эпох средневековья. Им ставится вопрос, как соединить отступающую под натиском материальной цивилизации нового времени христианско-католическую культуру с западным строем социальной жизни? Обращаясь к России, он высказал мысль о том, что Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и существует для того, чтобы «преподать миру какой-нибудь важный урок». Но исполнению ее исторической миссии мешают духовный застой, незрелость, гигантская государственность и национальное самодовольство. Имейте в виду, что концепция Чаадаева стала импульсом для развития и славянофильства, и западничества – двух направлений в русской общественной мысли XIX в. Славянофилы – А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские. Их позиция характеризуется идеализацией допетровской Руси, обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического развития, утверждением самобытности крестьянской общины. В православии и соборности они видят единственно верный путь христианства. Историческая миссия России - множить духовные основы человечества. Западники, среди которых были Т. Грановский, И. Тургенев, В. Белинский, Н. Огарев, критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, полагая, что Россия должна развиваться, в русле европейской культуры, учиться у нее. Историю и культуру России они рассматривали как историю преодоления отсталости от Запада, начатую Петром и незавершенную. По их мнению, будущее России связано только с присоединением к Западу. Но, необходимо, и видеть то, что объединяет славянофилов и западников: · осмысление своеобразия русской культуры. · попытка объяснить ее исключительность историческими причинами. · стремление преодолеть разрыв между Востоком и Западом. · желание видеть Россию могучей среди мировых держав. Следует обратить внимание, на сложившиеся в контексте споров западников и славянофилов концепции Н.Я. Данилевского, В.С. Соловьева. В конце XIX в. и в начале ХХ в. в русской мысли было широко представлено и марксистское направление. С точки зрения культурологии определенное значение принадлежит в этих рамках наследию Г.В. Плеханова, и его произведению «История русской общественной мысли». Итак, существует несколько точек зрения, определяющих особенности русской культуры. 1) Россия находится между Востоком и Западом и не имеет цивилизационной определенности. 2) Россия страна европейская, недостаточно развитая («вторая Европа»). 3) Россия - евразийская страна, в ней осуществляется синтез европейского и азиатского начала, сформировавший русский суперэтнос. 4) Россия – часть восточной цивилизации, со свойственной только ей уникальностью. При знакомстве с данной темой становится очевидным, что при всех различиях понимания путей культур, большинство мыслителей сходятся во мнении об особом вкладе российской культуры в мировую сокровищницу достижений человечества. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Идейные споры России XIX в. а. Основные идеи западников; б. Характеристика идей славянофилов; 2. Религиозные мыслители начала ХХ в. о судьбе России. 3. Евразийство: оценка истории, культуры России. Литература: 1. Бессонов Б.Н. Судьба России. М., 1991. 2. Евразийство. Опыт систематического изложения // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Ч. 2. М., 1994. с. 159-167. 3. Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов М., 1992. 4. Медведева З.А. Курс лекций по истории русской философии. Кемерово, 1999. 5. Мир России – Евразия: Антология. М., 1995. 6. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн: Антология. М., 1993. 7. Русская идея / сост. М.А. Маслина М., 1992 (Материалы Чаадаева П.Я., Хомякова А.С., Киреевского И.В., Соловьева В.С., Бердяев Н.А., Ильина И.А.). 8. Философская энциклопедия. Любой год издания.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (934)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |