Тема 19. Проблемы и противоречия
Российской культуры в ХХ в. Следует иметь в виду, что период в развитии русской культуры конца XIX – начала ХХ вв. принято называть «серебряным веком», и прежде всего, необходимо дать развернутую характеристику этому периоду, отметить то новое, что привнес «серебряный век» в русскую культуру. Но, культурные процессы «серебряного века» претерпевают существенные изменения сразу после событий октября 1917 г. Обратите внимание на то, что сегодня к культуре современного периода существует два подхода. Первый – люмпенско-маргинальный объявляющий советскую культуру мрачной ямой тоталитаризма не представляющей никакого интереса. Второй - объемный, конкретно-исторический, учитывающий противоречивый ход развития. Следует видеть, что советскую культуру нельзя изначально сводить лишь к воспеванию коммунизма. Советская культура и культура советского периода это живой противоречивый процесс, это особый феномен социокультурного мышления. Характер и направления культуры, определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна быть важным элементом в деле построения социалистического общества. Уместно вспомнить, что по мысли В.И. Ленина, культура, и в частности такая ее сфера как искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит и всего общества. Ретроспективно обозревая сложный, драматический путь советской культуры, следует дать характеристику основным этапам – вехам на которые делится культура советского периода. 20-е годы – это творческий плюрализм, сопровождавшийся возникновением различных объединений – научных, художественных, культурно-просветительских - «отблеск» «серебряного века». 30-е-40-е гг. – это время характеризуется упрочнением административной системы. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого является партийность, социалистическая идейность. 50-е-60-е гг. «оттепель» - это тенденция либерализации общественно-политической жизни, давшая мощный импульс для развития художественной культуры. В искусство входит тема репрессий, активизируются международные культурные связи. Возникновение диссидентства. Конец 80-х и 90 г. – постсоветский период. Открывается путь духовному плюрализму, заново «открыта» культура «Серебряного века», культура русского зарубежья. Доступными становятся произведения, факты, документы, способствующие появлению новых взглядов на отечественную культуру и историю. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Феномен «серебряного века» в русской культуре. 2. Социокультурный анализ советской культуры (20-40 гг.). 3. Проблемы и противоречия современной культурной жизни России. Литература: 1. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1995. 2. Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала ХХ века. М., 1985. 3. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990. 4. Зиновьева А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994. 5. История культуры России. М. 1993. 6. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. (Серия: История России. Современный взгляд). – М.: Алгоритм, 2002 – 528 с. 7. Кара-Мурза С.Г.История советской цивилизации. Т. 1-2. М., 2001 8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М. 1997.
Тесты по культурологии для самоконтроля и проверки. Предлагаемые тесты помогут студентам оценить свои знания. Кроме тестов необходимо ответить на контрольные вопросы учебного пособия «Культурология» проф. Марков В.И., доц. Батурина, ст. преп. Чуйкова. Кемерово, 2002. Эти вопросы помещены в конце каждой темы. Они помогают творчески подойти к изучению темы, выразить собственное отношение к обсуждаемому вопросу. Проанализируйте вопрос, выскажите собственное суждение подкрепляя его фактами, примерами, ссылками на источники и литературу. Данные тесты требуют обязательного обоснования выбора вашего ответа.
ВНИМАНИЕ! При ответе на эти тесты следует помнить, что в культурологии, как и во всех подлинно гуманитарных науках, нет абсолютно правильных однозначных ответов, и в целом неправильные варианты несут в себе какое-то зерно истины. Поэтому отвечающий должен учитывать, что преподаватель будет оценивать не только сделанный вами выбор варианта, но и то, как вы его аргументируете. Четкость и логика этой аргументации подчас будет даже более значима в оценке, чем сам выбор. ТЕМА 1: Понятие культуры, сущность, предмет и методы культурологии. 1. Специфика культурологического знания предполагает: а) выявление целостной характеристики культурных типов, их уникальности; б) описание искусства той или иной культуры; в) определение общей сущности культуры; г) характеристику быта и нравов народов.
2. Метод сравнительного анализа в культурологии используют: а) для выявления отсталых и развитых культур; б) для определения специфики той или иной культуры; в) с целью типологизации культур; г) для описания этапов культурного развития.
ТЕМА 2: Основные понятия и проблемы культурологии.
3. Почему культурологический смысл понятия "цивилизация" иногда связывают с гибелью культуры? а) поскольку цивилизация означает развитие только технической, экономической, научной сфер жизни; б) так как в условиях цивилизации творческая мощь человека в сфере духа иссякает; в) поскольку цивилизация уравнивает запросы человека, стирает различия между культурами; г) потому что ее главным лозунгом становится: "потребляй и властвуй", вместо – "твори и созерцай".
4. Выберите из перечисленных ниже функции культуры: а) унификация образа жизни; б) коммуникативная; в) регулятивно-оценочная; г) творческая.
5. В чем принципиальные отличия элитарной и массовой культуры: а) массовую культуру отличает доступность, шаблонность; б) потребителями культурных ценностей являются разные субъекты культуры; в) элитарная в отличии от массовой поддерживает связи с народной культурой; г) массовая культура – явление возникшее сравнительно недавно.
6. Специфику народной культуры можно определить как: а) уникальную систему ценностей, традиций, возникших в результате совместного проживания; б) схожую в основе, с другими культурами; в) систему постоянных заимствований из других культур; г) процесс противостояния массовой культуре.
7. Какие культурные функции выполняют социальные институты: а) поддерживают общепринятые социокультурные нормы; б) обеспечивают духовные потребности и запросы общества; в) проводят административные меры, регулирующие общественную жизнь; г) устанавливают и фиксируют политические изменения.
8. Какие из перечисленных принципов характерны для западного типа культуры: а) индивидуализм; б) коллективизм; в) религиозность; г) приоритет материальных благ перед духовными.
9. Локальные культуры выделяют на основе следующего критерия: а) абсолютной оригинальности, не связанности с другими культурами; б) принадлежности к восточному или западному типу культуры; в) возникновения в результате длительного временного существования; г) возникновения вследствие усиленной межкультурной коммуникации с другими культурами.
10. Социокультурная динамика характеризуется: а) соотношением традиции и обновления отличными на Западе и Востоке; б) изменениями в социальных институтах культуры; в) строгим разделением культур на Восточные и Западные; г) выделением этапов европейской культуры.
11. Элементы культурного характера включают: а) различия в стереотипах поведения; б) самобытные культурные нормы и ценности; в) межкультурный диалог; г) социальные институты культуры.
12. Проблема непонимания между культурами связана со следующими факторами: а) с языковым барьером, вследствие непереводимых символических смыслов; б) со спецификой культурных символов и кодов; в) с противоположными системами ценностей; г) с осмыслением и оценкой чужих культур.
13. Принципиально новым в учении о культурно-исторических типах можно считать: а) классификацию культур; б) сравнение культуры с живым организмом; в) выделение этапов культурного развития; г) указание на сходство между культурами.
14. Идея прогресса в культуре утверждает: а) разнообразие культур определяется их положением на "ступенях прогресса"; б) цивилизаторскую роль всех культур; в) самобытность каждой культуры; г) процесс эволюции всех культур возможно соразмерять с европейским путем развития.
15. Культурное самосознание предполагает: а) уверенность в "правильности" своей системы ценностей; б) противопоставление своей культуры всем остальным; в) признание восточного типа культуры единственно достойным человека; г) уверенность в правоте западного образа жизни.
16. Глобальная культурная ситуация современного человечества характеризуется следующими параметрами: а) универсализацией; б) политикой культурного империализма; в) признанием самоценности каждой культуры; г) ухудшением глобальной культурной, экологической и демографической ситуации.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |