Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 19. Проблемы и противоречия



2015-11-10 1884 Обсуждений (0)
Тема 19. Проблемы и противоречия 0.00 из 5.00 0 оценок




Российской культуры в ХХ в.

Следует иметь в виду, что период в развитии русской культуры конца XIX – начала ХХ вв. принято называть «серебряным веком», и прежде всего, необходимо дать развернутую характеристику этому периоду, отметить то новое, что привнес «серебряный век» в русскую культуру.

Но, культурные процессы «серебряного века» претерпевают существенные изменения сразу после событий октября 1917 г.

Обратите внимание на то, что сегодня к культуре современного периода существует два подхода. Первый – люмпенско-маргинальный объявляющий советскую культуру мрачной ямой тоталитаризма не представляющей никакого интереса. Второй - объемный, конкретно-исторический, учитывающий противоречивый ход развития.

Следует видеть, что советскую культуру нельзя изначально сводить лишь к воспеванию коммунизма. Советская культура и культура советского периода это живой противоречивый процесс, это особый феномен социокультурного мышления.

Характер и направления культуры, определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна быть важным элементом в деле построения социалистического общества. Уместно вспомнить, что по мысли В.И. Ленина, культура, и в частности такая ее сфера как искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит и всего общества.

Ретроспективно обозревая сложный, драматический путь советской культуры, следует дать характеристику основным этапам – вехам на которые делится культура советского периода.

20-е годы – это творческий плюрализм, сопровождавшийся возникновением различных объединений – научных, художественных, культурно-просветительских - «отблеск» «серебряного века».

30-е-40-е гг. – это время характеризуется упрочнением административной системы. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого является партийность, социалистическая идейность.

50-е-60-е гг. «оттепель» - это тенденция либерализации общественно-политической жизни, давшая мощный импульс для развития художественной культуры. В искусство входит тема репрессий, активизируются международные культурные связи. Возникновение диссидентства.

Конец 80-х и 90 г. – постсоветский период. Открывается путь духовному плюрализму, заново «открыта» культура «Серебряного века», культура русского зарубежья. Доступными становятся произведения, факты, документы, способствующие появлению новых взглядов на отечественную культуру и историю.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Феномен «серебряного века» в русской культуре.

2. Социокультурный анализ советской культуры (20-40 гг.).

3. Проблемы и противоречия современной культурной жизни России.

Литература:

1. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1995.

2. Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала ХХ века. М., 1985.

3. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.

4. Зиновьева А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994.

5. История культуры России. М. 1993.

6. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. (Серия: История России. Современный взгляд). – М.: Алгоритм, 2002 – 528 с.

7. Кара-Мурза С.Г.История советской цивилизации. Т. 1-2. М., 2001

8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М. 1997.

 


Тесты по культурологии для самоконтроля и проверки.

Предлагаемые тесты помогут студентам оценить свои знания. Кроме тестов необходимо ответить на контрольные вопросы учебного пособия «Культурология» проф. Марков В.И., доц. Батурина, ст. преп. Чуйкова. Кемерово, 2002. Эти вопросы помещены в конце каждой темы. Они помогают творчески подойти к изучению темы, выразить собственное отношение к обсуждаемому вопросу.

Проанализируйте вопрос, выскажите собственное суждение подкрепляя его фактами, примерами, ссылками на источники и литературу.

Данные тесты требуют обязательного обоснования выбора вашего ответа.

 

ВНИМАНИЕ!

При ответе на эти тесты следует помнить, что в культурологии, как и во всех подлинно гуманитарных науках, нет абсолютно правильных однозначных ответов, и в целом неправильные варианты несут в себе какое-то зерно истины.

Поэтому отвечающий должен учитывать, что преподаватель будет оценивать не только сделанный вами выбор варианта, но и то, как вы его аргументируете. Четкость и логика этой аргументации подчас будет даже более значима в оценке, чем сам выбор.

ТЕМА 1: Понятие культуры, сущность, предмет и методы культурологии.

1. Специфика культурологического знания предполагает:

а) выявление целостной характеристики культурных типов, их уникальности;

б) описание искусства той или иной культуры;

в) определение общей сущности культуры;

г) характеристику быта и нравов народов.

 

2. Метод сравнительного анализа в культурологии используют:

а) для выявления отсталых и развитых культур;

б) для определения специфики той или иной культуры;

в) с целью типологизации культур;

г) для описания этапов культурного развития.

 

ТЕМА 2: Основные понятия и проблемы культурологии.

 

3. Почему культурологический смысл понятия "цивилизация" иногда связывают с гибелью культуры?

а) поскольку цивилизация означает развитие только технической, экономической, научной сфер жизни;

б) так как в условиях цивилизации творческая мощь человека в сфере духа иссякает;

в) поскольку цивилизация уравнивает запросы человека, стирает различия между культурами;

г) потому что ее главным лозунгом становится: "потребляй и властвуй", вместо – "твори и созерцай".

 

4. Выберите из перечисленных ниже функции культуры:

а) унификация образа жизни;

б) коммуникативная;

в) регулятивно-оценочная;

г) творческая.

 

5. В чем принципиальные отличия элитарной и массовой культуры:

а) массовую культуру отличает доступность, шаблонность;

б) потребителями культурных ценностей являются разные

субъекты культуры;

в) элитарная в отличии от массовой поддерживает связи с

народной культурой;

г) массовая культура – явление возникшее сравнительно недавно.

 

6. Специфику народной культуры можно определить как:

а) уникальную систему ценностей, традиций, возникших в результате совместного проживания;

б) схожую в основе, с другими культурами;

в) систему постоянных заимствований из других культур;

г) процесс противостояния массовой культуре.

 

7. Какие культурные функции выполняют социальные институты:

а) поддерживают общепринятые социокультурные нормы;

б) обеспечивают духовные потребности и запросы общества;

в) проводят административные меры, регулирующие общественную жизнь;

г) устанавливают и фиксируют политические изменения.

 

8. Какие из перечисленных принципов характерны для западного типа культуры:

а) индивидуализм;

б) коллективизм;

в) религиозность;

г) приоритет материальных благ перед духовными.

 

9. Локальные культуры выделяют на основе следующего критерия:

а) абсолютной оригинальности, не связанности с другими культурами;

б) принадлежности к восточному или западному типу культуры;

в) возникновения в результате длительного временного существования;

г) возникновения вследствие усиленной межкультурной коммуникации с другими культурами.

 

10. Социокультурная динамика характеризуется:

а) соотношением традиции и обновления отличными на Западе и Востоке;

б) изменениями в социальных институтах культуры;

в) строгим разделением культур на Восточные и Западные;

г) выделением этапов европейской культуры.

 

11. Элементы культурного характера включают:

а) различия в стереотипах поведения;

б) самобытные культурные нормы и ценности;

в) межкультурный диалог;

г) социальные институты культуры.

 

12. Проблема непонимания между культурами связана со следующими факторами:

а) с языковым барьером, вследствие непереводимых символических смыслов;

б) со спецификой культурных символов и кодов;

в) с противоположными системами ценностей;

г) с осмыслением и оценкой чужих культур.

 

13. Принципиально новым в учении о культурно-исторических типах можно считать:

а) классификацию культур;

б) сравнение культуры с живым организмом;

в) выделение этапов культурного развития;

г) указание на сходство между культурами.

 

14. Идея прогресса в культуре утверждает:

а) разнообразие культур определяется их положением на "ступенях прогресса";

б) цивилизаторскую роль всех культур;

в) самобытность каждой культуры;

г) процесс эволюции всех культур возможно соразмерять с европейским путем развития.

 

15. Культурное самосознание предполагает:

а) уверенность в "правильности" своей системы ценностей;

б) противопоставление своей культуры всем остальным;

в) признание восточного типа культуры единственно достойным человека;

г) уверенность в правоте западного образа жизни.

 

16. Глобальная культурная ситуация современного человечества характеризуется следующими параметрами:

а) универсализацией;

б) политикой культурного империализма;

в) признанием самоценности каждой культуры;

г) ухудшением глобальной культурной, экологической и демографической ситуации.

 



2015-11-10 1884 Обсуждений (0)
Тема 19. Проблемы и противоречия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 19. Проблемы и противоречия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)