Зарубежные теории конфликта
Социология конфликта. Диалектическая концепция конфликта. К. Марксом была разработана концепция социально-классового конфликта. В ней противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений является главным источником социального конфликта в обществе. Постепенно формируется объективная потребность в разрешении данного противоречия. Дефицит ресурсов в обществе выступает первопричиной социальных конфликтов. А социальная революция – это высший этап развития классовой борьбы. Теория К. Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем: · Глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямопропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов. · Вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов. · Открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов. · Поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая в свою очередь зависит от идеологической унификации членов коллектива. · Степень насильственности конфликта прямопропорциональна степени поляризации господствующих классов. · Уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов. В конце 1950-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «конфликтная модель общества». Она зафиксирована в основном труде ученого – «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе». Ученый рассматривал марксизм как одно из серьезнейших направлений в развитии наших представлений о конфликтах, и его теория подверглась влиянию последнего. В частности он взял за основу понимания классового конфликта теорию превращения «класса-в-себе» в «класс-для-себя». Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа сформулирована в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Конфликтная модель общества строится им на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей (капиталистов) над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют начальники и подчиненные. Для обозначения этих организаций Р. Дарендорф использует веберовское понятие «императивно-координированной ассоциации» (ИКА), представляющую собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта в ИКА направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество, с пересекающими интересами, а значит с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках организации. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Дарендорфа, важны три обстоятельства 1) признание различных точек зрения в обществе; 2) высокая организованность конфликтующих сторон; 3) наличие «правил игры». Дарендорф рассматривает действительность на языке институциализированных образцов, используя понятие ИКА. Авторитет и конфликт служат функциональными реквизитами, где первый служит для интеграции системы, а второй – для социальных изменений. Идеи Р. Дарендорфа о «контролируемой эволюции» предполагают возможность замедления, замораживания и урегулирования любых социальных конфликтов, но невозможность их окончательного разрешения. Конфликтный функционализм. Базовыми для функцианалистского направления конфликтологии стали идеи Г. Спенсера о конфликте как неизбежном явлении общественной жизни, проявлением борьбы за существование социальных субъектов, предпосылке развития социального организма. Собственно функционалистское объяснение конфликта предложил Георг Зиммель. Его «Социология» (1908) ознаменовала собой появление этого нового направления изучения конфликта. Зиммель специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего средства. Он и ввел в научный оборот сам термин «социология конфликта». Конфликт, по Зиммелю, это форма социации. Огромное значение для конфликтологии имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. Ученый первым обратил внимание на такие особенности группового поведения: во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника («внешнего врага»). Порочный круг замыкается. Зиммель выделил позитивную функцию конфликта по отношению к социальной системе и к участвующим в нем сторонам, остроту, силу и другие переменные конфликта. По его мнению, следует отличать биологическую и психическую природу социальных конфликтов. В дальнейшем, проблема конфликта в структурно-функциональном анализе не получила своего достаточного развития. Общество, согласно Толкотту Парсонсу, находится в равновесии, если ролевые ожидания ясны и выполняются. Однако временами могут возникать отклонения и конфликты. Конфликты преодолеваются благодаря социальному контролю, основывающемуся как на положительных, так и на негативных санкциях. По Парсонсу, конфликт заложен в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. Конфликт может перерасти в несоответствие, напряженность, складывающаюся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях. Поэтому главной задачей становится поддержание бесконфликтного существования общества. Таким образом, конфликт в структурно-функциональной теории Парсонса трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы. Данная теория не могла удовлетворительно объяснить социальные изменения и конфликты, начавшиеся в конце 60-е годов ХХ столетия. Вместе с тем этот подход к исследованию социальных систем является и в настоящее время одним из наиболее влиятельных в социологии. Т. Парсонс заложил основы междисциплинарного подхода к конфликту как к системе. В середине ХХ века теория позитивно-функционального конфликта стала основой книги Льюиса Коузера «Функции социального конфликта» (1956), в которой автор обосновал и положительную роль конфликта. Модель позитивно-функционального конфликта Льюиса Коузера преодолевает отрицательное отношение структурного функционализма к конфликту. Он считает, что «социальный конфликт это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». Коузер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений, и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Коузер выделяет следующие функции конфликта: 1) разрядка напряженности, т.е. конфликт служит «выхлопным клапаном» напряжения; 2) коммуникативно-информационная, т.е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил; 3) созидание, т.е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту; 4) интеграция социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее; 5) нормотворчество, т.е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов. По мнению Коузера, борьба между группами способствует разряжению напряжения, выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга, конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого конфликт должен быть управляем. В 1962 году появляется работа Н. Смелзера «Теория коллективного поведения», в которой развиваются некоторые мысли Парсонса (Смелзер, кстати, был другом и соавтором последнего). Здесь ученый рассматривает те формы коллективных действий, которые обычно рассматриваются как иррациональные. К их числу относятся разного рода возмущения, бунты, формы коллективного помешательства, паники. Коллективное поведение он определяет как «мобилизацию на основе некоторых убеждений, которые по-новому определяют социальное действие». В дальнейшем наметилась тенденция интеграции различных социологических подходов к изучению конфликта.Французский социолог Ален Турен предлагает отказаться от иллюзорных, по его мнению, попыток анализировать роль субъектов вне всякого отношения к общественной системе или от описания социальной системы без действующих лиц. Он полагает, что свойство человеческих систем заключается в выдвижении и изменении собственных целей, что дает основание ориентироваться на социологию действия, на анализ механизмов самопроизводства общественной жизни. В начале 1960-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте – «Общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта – статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. По Кеннету Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей. Боулдинг видит причину индустриального конфликта (между рабочими и буржуазией) в противоположности идейно-психологических установок. Концепция согласия и структурного насилия была разработана Йоханом Гальтунгом. Он приводит шесть отличий между различными видами насилия. Важнейшие из различий – это между персональным и структурным насилием. Тип насилия, в котором есть действующее лицо, он обозначает как персональное, или прямое насилие, а насилие без действующего лица – как структурное, или непрямое. Типология персонального и структурного насилия проводится Гальтунгом с точки зрения используемых инструментов. Расширенное понимание насилия приводит к расширенному пониманию согласия: согласие как отсутствие персонального и структурного насилия. В 1980-е годы разрабатываются различные варианты синтезирования диалектических и функционалистских концепций социального конфликта (Г. Блейлок, Э. Гидденс, Р. Коллинз, Л. Крайсберг, В. Лефевр и др.). Происходит Теоретическое обобщение итогов междисциплинарньгх эмпирических исследований конфликтов (Р. Кохен, Р. Даль, М. Крозье, Ф. Перкин, Г. Райффл, Д. Рекс, Т. Ньюм, К. Бейли и др.). Формируются среднеуровневые и частные теории конфликта (модель Анатоля Рапопорта; теория игр и математический аппарат конфликта в идеях нобелевских лауреатов Т. Шеллинга и Р. Аумана; сценарное описание конфликта, театрализация и карнавализация конфликта).
Психология конфликта. В рамках этой отрасли науки условно выделяются два этапа: в первой половине XX века конфликт не выделялся как самостоятельный предмет изучения. Психологов интересовали лишь причины и последствия этого явления. На рубеже 1950-х - 1960-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставят его в зависимость от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальное, предложить идею расчленения личности на три инстанции – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”. Альфред Адлер утверждал, в противовес Фрейду, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо. Карл Юнг, отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида, как на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или во внутрь самой личности. В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях: · Теоретико-игровое (М. Дойч). · Теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон). · Теория и практика переговорного процесса (Р. Фишер, У. Юри).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2068)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |