Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Глава 2. История отечественной конфликтологии Периодизация истории отечественной конфликтологии





Первый период — до 1924 г. Зарождением развитие конфликтологических идей, конфликт как самостоятельное явление не выделяется
Второй период — 1924-1992 гг. Зарождение и развитие частных конфликтологических наук
Первый этап — 1924-1935 гг. Первая волна научных публикаций в рамках отдельных наук
Второй этап — 1935-1949 гг. Спад интенсивности в изучении проблемы конфликта
Третий этап — 1949-1972 гг. Возрождение интереса к проблеме конфликта и проведение первых диссертационных исследований конфликтов
Четвертый этап — 1972-1992 гг. Формирование концептуальных подходов к конфликту как научной проблеме
 
Третий период — с 1992 г. по настоящее время Появление первых междисциплинарных исследований, конфликтология начинает формироваться как самостоятельная наука

 

Хотя целостное и подробное изложение истории конфликтологии затруднено в силу ее молодости, общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

Первый период — до 1924 г.

Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах: проблема насилия и ненасилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

Второй период — 1924 1992 гг.

Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Конфликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социологии. Интенсивно исследуется конфликт в других науках, однако междисциплинарных работ нет. Активность была вызвана:

□ степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех уровнях;

□ степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;



□ уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;

□ характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период включает четыре этапа.

Первый этап — 1924-1935гг. Охватывает первую волну публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

Второй этап — 1935-1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, конфликт как самостоятельное явление начинает изучаться в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап —1972-1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. Разрабатывается системная концепция конфликтов.

Третий период — с 1992 г. по настоящее время.

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов, наблюдается заметное увеличение ежегодного количества публикаций (60-350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 98 в год.

Годы опубликования первых работ по проблеме конфликта

Динамика публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта

Отрасли конфликтологии 1949-2001 гг. 1924-1994 гг.
Диссертации Книги, брошюры Статьи, тезисы
кандидатские докторские всего % кол-во % кол-во %
Военные науки - 2,9
Искусствоведение и филология 10,3 16,5 63,6
Исторические науки 9,6
Физико-математические и технические науки 5,6
Педагогика 9,5
Политические науки 9,6
Правоведение 7,1
География - 0,3 - - - -
Психология 14,3
Социобиология 2,1
Медицинские науки 4,6 - - - -
Социология 10,7
Философия 11,8
Экономика 1,6 - - - -
Всего 13,8 76,2

 

Относительное количество публикаций по проблеме конфликта

 

Первые отечественные публикации, в которых главным объектом анализа стал конфликт, появились в начале 1920-х гг. В них впервые проблема конфликта выделяется как самостоятельная, а в названиях работ появляются само понятиеконфликт и его производные.

С этого момента можно проследить динамику изучения проблемы, ее важность для того или иного научного направления. Наиболее удобным источником для анализа являются представленные научной общественности данные исследований.

Библиографический поиск позволил выявить шестнадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, география, искусствоведение и филология, исторические науки, медицинские науки, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, физико-математические и технические науки, философия, экономика. Длительность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество полученных знаний. Начало изучения конфликта в рамках конкретной дисциплины лучше всего можно определить по времени опубликования первых работ, посвященных данной проблеме.

Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать общее представление о характере печатных работ.

Первая работа в данной области, обнаруженная авторами пособия, была опубликована в 1924 г. Ее авторы — П. О. Гриффин и М. И. Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.

Анализ данных динамики публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта показывает, что в разных отраслях конфликтологии сложились различные тенденции в способах отражения получаемых знаний в печати. Так, если в искусствоведении и философии диссертации составляют соответственно 20 и 19 % общего числа публикаций, то в социологии — лишь 5 %, а в психологии и политических науках — 8 %. Относительное количество публикаций в виде книг и брошюр наиболее велико в математике — 32 %, меньше в социобиологии — 7 %, а также в военных науках — 10 %.

Как видим, лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завершении любых социальных и внутриличностных конфликтов. На сегодняшний день результаты исследований психологии конфликта используются в самых разных областях нашей деятельности. В первую очередь, это психотерапевтическая практика, не менее важна работа специалистов-конфликтологов в различных коллективах, организациях. Открываются возможности применения конфликтологических знаний в решении противоречий на межгосударственном уровне.

Однако лидирующее положение психологии характерно только для отечественной конфликтологии. В западной конфликтологии наибольшее количество исследований проведено социологами.

Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58 % общего количества публикаций, имеющихся в одиннадцати отраслях конфликтологии.

 

Впервые в нашей стране попытка математического подхода к описанию конфликтного взаимодействия живых систем была предпринята русским ученым Г.Ф. Гаузе. Используя теоретические выводы итальянского математика Вито Вольтерры относительно конкуренции двух биологических видов за общее место в микрокосмосе, Г. Гаузе впервые в мире в 1932 г. провел экспериментальные исследования, результаты которых изложил в своих работах в 1933-1934 гг.

В историческом плане можно условно выделить четыре периода в изучении проблемы конфликта в математических науках:

1-й период: 1933-1934 гг. (работы Г.Ф. Гаузе).

2-й период: 1965-1974 гг. Проблема конфликта разрабатывалась на основе теории игр. В этом направлении работали Н.Н. Воробьев, В.М. Гаврилов, В.Ф. Крапивин и др. Состоялись три Всесоюзные конференции по теории игр, где рассматривалось математическое моделирование конфликта. Оригинальные идеи были выдвинуты в работах В.А. Лефевра и Г.Л. Смоляна. В эти годы опубликовано 26 работ.

3-й период: 1975-1985 гг. Характеризуется эпизодическими публикациями. Издано несколько монографий (В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, В.В. Павлов), всего опубликовано семь работ. Спад интереса к разработкам математических вариантов решения конфликтных ситуаций объясняется снижением интереса к теории игр вообще. Надежды на то, что с помощью классической теории игр удастся решить сложные конфликты в различных системах, включая социальные, не оправдались. Жизнь оказалась намного богаче, сложнее и многообразнее предложенных математических формул. Однако применение математических моделей к решению частных проблем в экономике, бизнесе, спорте и т.п. вполне оправдано и обеспечивало возрастание интереса математиков к конфликту в последующее десятилетие.

4-й период: 1986 г. - настоящее время. Наблюдается оживление интереса к математическому Моделированию конфликтов. Состоялся семинар ВЦ АН Армении по проблеме «Математическое и программное обеспечение конфликтного управления». Издано несколько работ в ВЦ РАН (А. Барабаш, В. Иванилов, Ю. Павловский, С. Терентьев и др.). Защищены первые диссертации: 2 докторские и 2 кандидатские. Всего опубликовано 24 работы.

Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 20-30-е годы. Он нашел проявление в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Залужного и др. В педагогических трудах того времени рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.

В 1964 г. появляется статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. В журнале «Воспитание школьников» в этот период обсуждались причины конфликтов в школьных коллективах.

К середине 70-х годов интерес педагогов к конфликтам растет, но в последующие годы эта тенденция не получает развития. Для второй половины 80-х годов характерно увеличение ежегодного количества работ по данной тематике.

В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов:

Конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения. Ряд авторов рассматривают конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (В.М. Афонькова,Е.А. Тимоховец).

Сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах - как между учителями, так и между директором школы (ПТУ) и его подчиненными (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова).

Анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель - родитель» (Ш.М. Дундуа).

Исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г.М. Болтунова).

Конфликты также изучаются в военной педагогике, педагогике семейного воспитания. Есть ряд работ, посвященных конфликтам в спорте.

С начала 70-х годов проблема конфликта начинает разрабатываться представителями политических наук: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики государств. В динамике публикаций по проблеме конфликта в политической науке можно выделить два периода:

1969-1985 гг. и 1986 г. - настоящее время. Первый характеризуется небольшим количеством ежегодных публикаций, в основном это работы, подготовленные представителями научного коммунизма и специалистами-международниками. Второй период характеризуется бурным ростом числа публикаций, ежегодно издаются десятки работ.

Среди направлений исследований выделяются следующие:

Международные конфликты современности. Здесь можно отметить работы Э.И. Скакунова, Д.М. Фельдмана. Критический анализ западных прогнозов и вариантов решения международных конфликтов дается в работах С.И. Алпатова, Н.И. Дорониной, Р.С. Селигеева и др.

Ряд авторов (И.Н. Арцибасов, В.Д. Булавин, С. Игнатьев) в своих работах рассматривают военно-политические аспекты международных конфликтов.

Роль и место сверхдержав в конфликтах находится в центре внимания исследований, выполненных И.Д. Звягельской, В.В. Журкиным.

Анализ причин и возможностей урегулирования конкретных региональных конфликтов предлагается в публикацияхН.Б. Банцекина, О.В. Левина. Методологические основы процесса урегулирования региональных конфликтов разрабатывают В.В. Журкин, В.А. Кременюк,И.Н. Куклина.

В последние года политологи исследуют конфликты в межнациональных отношениях. Рассмотрению причин возникновения межнациональных конфликтов посвящены работы Л.А. Баисовой, Л.М. Дробижевой, Н.П. Настасюк, А.Б. Элебаева и др. Особенности конфликтов на территории бывшего СССР рассматриваются А.Р. Акмаевым, Л.А. Арутюняном и др. Влияние межнациональных конфликтов на политическую стабильность в обществе анализируют В. Ещенко, Н.П. Медведев. Принципы и методы разрешения и урегулирования конфликтов предлагаются в работах С.Л. Александровой, М. Иордана, Г.С. Котаджяна. Последствия социальных конфликтов различного уровня прогнозируют В. Мельников, Л.А. Морозова и др.

Технологии разрешения социальных конфликтов в современном российском обществе находятся в центре исследований Ю.Г. Запрудского, О.И. Федорищевой, А.Н. Чумикова и др. Они связывают успех в урегулировании социальных конфликтов с прогрессом в решении социально-экономических и политических проблем нынешнего российского общества. В направлении социальных конфликтов и религии работают Д.Б. Малышева, М.И. Одинцов, Д.Е. Фурман. Последним подготовлен ряд работ, в которых анализируется влияние религиозных течений в США на формы выражения и характер протекания социальных конфликтов в этой стране в период 60 - 70 годов.

Трудовыми конфликтами в 20-е годы занимались специалисты, работающие в области права. Особенностью работ того времени является их прикладной характер. Издавались значительными тиражами законы о порядке разрешения трудовых конфликтов, разъяснения о примирительно - третейском порядке рассмотрения и разрешения конфликтов, сборники задач, различные руководства.

В последующие 30 лет правоведы вообще не обращались к проблеме конфликта. С конца 50-х годов появляются работы, посвященные правовым аспектам международных конфликтов. С начала 70-х годов наблюдается усиление интереса правоведов к проблеме конфликта.

В числе основных проблем, рассматриваемых в этой области науки, можно выделить следующие:

Международно-правовые аспекты конфликтов изучают И.Н. Арцибасов, С.А. Егоров и др. Внутренние конфликты с точки зрения международного права являются объектом исследований И.П. Блищенко, Ю.Е. Чехарина. Проблемы мирного разрешения международных споров (конфликтов) раскрываются в работах Л.Н. Анисимова, Б.М. Клименко, Э.А. Пушмина.

Конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов анализируются О.Я. Баевым, Н. Барановским, А.Н. Олейником и др. (повседневная деятельность работников милиции, предварительное следствие и т.п.).

 

 

Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение, так как учащиеся, с одной стороны, стремятся самореализоваться, заявить о себе как о личности, но в то же время они уже имеют некоторый жизненный опыт. Расхождения во взглядах - неизбежный результат того, что у людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Для педагога очень важно создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всех обучающихся.

К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах. Изучением конфликта занимаются педагогика, юридические и политиче- '' ские науки, психология, социология, философия. Педагогами и психологами исследуются структура и динамика конфликта, психотехника разрешения конфликта (А.С. Белкин, Ф.М. Бородкин, Е.Е. Вендров, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина, Н.М. Коряк, Л.А. Петровская, Н.В. Самоукина и др.), конфликт в процессе педагогического общения (Ш.А. Амонашвили, Н.П. Аникеева, Н.В. Жутикова, В.А. Кан-Калик, М.М. Рыбакова, И.И. Ры- . данова и др.), причины конфликта (Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Г.А. Полозова и др.), конструирование конфликта для решения задач развития личности и коллектива (Б.И. Хасан и др.), мотивация конфликта (Г.С. Харханова).

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)