СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Труд - сознательная, целесообразная, созидательная физическая или индивидуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы. Базовыми категориями культуры труда являются трудовое сознание, чувство рабочей чести, достоинства, совести и гордости, воля. Трудовое сознание возникает и развивается вследствие осознания людьми общественного и личного значения труда, своего отношения к нему и его результатам. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения, навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание долга и ответственности за результаты труда, активное и творческое, эмоциональное, нравственное, эстетическое отношение к труду. Трудовое сознание человека органично связано с чувством рабочей чести и достоинства, совести и гордости, радости от успехов в труде. Сознательная трудовая активность невозможна без целеустремленной воли. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда. Функциями труда являются: - утилитарно-практическая, направленная на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека; - развивающая функция труда обусловлена тем, что активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональная и волевая сферы; - воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Формирование культуры труда осуществляется в процессе трудового воспитания. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития творческого практического мышления, трудолюбия и сознания. Поскольку трудовое воспитание осуществляется в ходе реализации целостного педагогического процесса и базируется на взаимодействии воспитателя и воспитанника, то данная формулировка может быть дополнена следующей. Трудовое воспитание - целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитуемых, направленная на формирование психологической и практической подготовленности к труду, сознательному выбору профессии. Задачами трудового воспитания являются: - ознакомление с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством, трудовыми традициями народа; - формирование трудовых умений и навыков (планировать свою работу, организовывать трудовое место, труд и т.д.); - развитие нравственно-психологических и деловых качеств личности (трудолюбие, уважение к людям труда и результатам их труда, отношение к труду как к обязанности, взаимопомощи, ответственности, предпринимательства, интересов и склонностей, способностей); - побуждение к сознательному выбору профессии и получении допрофессиональной подготовки. Средство трудового воспитания – труд. Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности: - умственный (интеллектуальный) труд, реализуемый на уроках, в процессе самоподготовки, при выполнении домашних заданий; - трудовое обучение осуществляется на уроках труда, в мастерских, на пришкольном участке. Выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на выработку у учащихся трудовых умений и навыков, на овладение практическими приемами трудовой деятельности; - общественно-полезный труд предполагает благоустройство школы, охрану природы, сбор вторсырья и др.; - производительный труд– это труд на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в лагерях труда и отдыха; - бытовой труд предполагает самообслуживание и выполнение обязанностей в семье. Воспитательные возможности труда раскрываются при условии, если труд органически связан с процессом обучения и другими сторонами воспитания, детям понятна общественная ценность труда, дети заинтересованы (морально, материально) в результатах своего труда, труд хорошо организован. Критериями сформированности культуры труда являются: - готовность к самостоятельной трудовой жизни; - творческий подход к работе; - умение организовывать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; - качественное и ответственное выполнение работы; - навыки по технике безопасности. ВОПРОС 39. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения ВОПРОС 40.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |