Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВА. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В ШКОЛЕ



2015-11-10 3081 Обсуждений (0)
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВА. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В ШКОЛЕ 5.00 из 5.00 3 оценки




Коллектив – (от латинского слова «коллективус» – собирательный) – группа людей, связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, совместно выполняемой деятельностью.

Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, группу высокоорганизованную с выработанной системой общественно значимых целей и форм совместной деятельности, четкой структурой деловых отношений и органами самоуправления.

В педагогической литературе детским воспитательным коллективом называется объединение воспитанников, которому присущи следующие признаки:

- общая социально значимая цель;

- общая совместная деятельность для достижения поставленной цели,

- стремление к общему успеху;

- отношения ответственной зависимости;

- наличие органов самоуправления.

Помимо вышеперечисленных признаков, коллектив отличается следующими особенностями: сплоченность; взаимопонимание и взаимоответственность; доброжелательность; здоровая критика и самокритика; полезные традиции, положительный эмоциональный микроклимат.

Школьный класс как воспитательный коллектив

Детский воспитательный коллектив – это организованная система детской жизнедеятельности с гуманными отношениями, социальными устремлениями, наличием педагогического руководства и самоуправления.

Ему присущи следующие функции:

- стимулирующая (направляет деятельность учащихся, регулирует их взаимоотношения и поведение);

- организационная (способствует включению всех учащихся в полезные и интересные трудовые, спортивные, познавательные дела);

- воспитательная (приобщает к общечеловеческим ценностям);

- развивающая (содействует развитию умений, интересов, инициативы).

Наиболее стабильное звено в официальной структуре общешкольного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение.

Коллектив класса – это группа учеников, объединенная социально и личностно значимой деятельностью, сознательным участием детей в организации этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Благодаря общению и деятельности в классном коллективе школьник:

- реализует свои потребности в общении, совместной деятельности, дружбе, признании, уважении окружающих, самореализации;

- расширяет кругозор, опыт общественно полезной деятельности;

- воспитывает волевые качества, учится разумным самоограничениям;

- развивает организаторские и коммуникативные умения;

- находит поддержку, понимание, защиту, сочувствие.

Для воспитания в классе коллектива классному руководителю необходимо:

- умело предъявлять педагогические требования;

- сочетать педагогическое руководство со стремлением школьников к самостоятельности, независимости, собственной инициативе;

- с развитием коллектива менять тактику педагогического руководства (пересматривать цели, содержание деятельности, педагогические требования, характер отношений с воспитанниками, меру помощи в решении проблем коллективной жизни и т.д.);

- создавать и накапливать ценные традиции, правила жизнедеятельности коллектива, оформленные в «кодексы», «законы», ритуалы;

- в разработке индивидуальных поручений идти не только от потребностей класса, но и от возможностей и интересов самих школьников;

- контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе внутриколлективных отношений;

- в организации коллективного взаимодействия помогать каждому школьнику чаще занимать лидерские позиции, чувствовать свою необходимость в делах класса, востребованность своих знаний и умений.

ВОПРОС 42.

ДИНАМИКА И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ

Подробную технологию поэтапного формирования коллектива содержит учение А. С. Макаренко. Ученый-педагог сформулировал законы жизни коллектива, определил принципы и стадии его развития.

Согласно учению А. С. Макаренко группа, чтобы стать коллективом, должна пройти следующие стадии.

Первая стадия – становление коллектива.

На данном этапе коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива, который не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет эти же требования к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции, он способен требовать от своих членов определенных норм поведения. Коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

Развития коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или отстающими от этих требований, между общими и индивидуальными перспективами, между нормами поведения и нормами, стихийно складывающимися в классе. В связи с этим в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу к членам коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек.

Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. На последующих стадиях каждый школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции– это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Большие традиции – это яркие массовые события. Малые, будничные традиции скромные по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Особенно важным считал А. С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективной. В практике воспитательной работы ученый различал три вида перспектив: близкую, далекую и среднюю. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной (совместная воскресная прогулка, посещение театра и т.д.). Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени (подготовка школьного праздника, поход и т.д.). Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался работоспособный актив. Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.

Система перспективных линий, должна пронизывать коллектив. Непрерывная система перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие перспективного движения коллектива.

В теории формирования ученического коллектива, по мнению А. С. Макаренко, важное место занимает принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредовано, через первичный коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается.

ВОПРОС 43.



2015-11-10 3081 Обсуждений (0)
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВА. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В ШКОЛЕ 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВА. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В ШКОЛЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3081)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)