Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знать формы отчётности (по чём анализировать), что по ним можно анализировать



2015-11-10 952 Обсуждений (0)
Знать формы отчётности (по чём анализировать), что по ним можно анализировать 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ сегментарной и консолидированной отчётности организации

Согласно ПБУ 12/2000 под сегментом понимается самостоятельное юридическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Однако это не означает, что данным сегменты не могут быть разделены на более мелкие. Для многих российских предприятий вопрос выживания сегодня напрямую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуризации) хозяйственной деятельности.

Сегментарная отчётность – это отчётность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.

Выделение сегментарной финансовой отчётности в качестве самостоятельного вида финансовой отчётности организации обусловлено необходимостью раскрытия информации о работе технологически обособленных производство (видов деятельности), а также о влияния дислокации подразделений организации или географии рынков сбыта на её финансовые показатели и финансовое состояние. Данные сегментарной отчётности позволяют оценить эффективность и качество работы каждого сегмента бизнеса той или иной организации.

Информация сегментарной финансовой отчётности организации необходима пользователям для того, чтобы лучше понять результаты прошлой деятельности предприятия; более точно оценить риски и возможные доходы фирмы; принимать оптимальные решения в отношении исследуемой организации. Опираясь на показатели сегментарной финансовой отчётности и результаты её анализа администрации предприятия может контролировать деятельность разных подразделений и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров, совершенствовать систему материального и морального поощрения персонала организации. Сегментарная финансовая отчётность помогает менеджерам любого уровня знать, насколько хорошо он работает, чтобы вовремя внести коррективы в свою деятельность и работу подчинённых.

Различают: 1) операционный сегмент - часть деятельности предприятия по производству определённых товаров и услуг и их группам, которая подвержена рискам деятельности и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей по другим товарам и услугам и их группам. Для выделения операционных сегментов необходимо, чтобы они существенно различались в отношении рентабельности (риска производства и продажи продукции), процессов производства товаров и услуг, методов продажи товаров и распространения услуг, потребителям, системам управления. 2) географический сегмент - часть деятельности предприятия по производству товаров и услуг в определённом регионе, которая подвержена рискам хозяйственной деятельности и получает прибыль, отличную от риской и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Риски и прибыли организации могут зависеть от места расположения её производства товаров и услуг, рынков и клиентов. 3) отчётный сегмент - Это операционный или географический сегмент, информация о котором подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской или сводной бухгалтерской отчётности. Перечень отчётных сегментов организация устанавливает самостоятельно.

Ценность анализа сегментов особенно высока для внешних пользователей бухгалтерской финансовой отчётности - многоотраслевых компаний или предприятий, имеющих широкую географию рынков сбыта. В этом случае пользователи сталкиваются с проблемой оценки того, как отдельные направления бизнеса влияют на хозяйственную деятельность в целом. Обобщённые показатели бухгалтерской финансовой отчётности обычно затрудняют внешним пользователям возможность оценить риски развития каждого направления деятельности организации, по различным видам товаров и услуг, географическим зонам или наиболее крупным покупателям. Раскрытие информации по сегментам – это способ, позволяющий анализировать риски отдельных направлений деятельности организации, выявлять их эффективность и оценивать перспективы развития предприятия.

Показатели сегментов, подлежащие анализу: Активы, обязательства, доходы, расходы, финансовые результаты деятельности сегмента.

Главная цель анализа сегментов – определить проблемы их функционирования и риски хозяйственной деятельности организации. Оценка вклада сегментов в формировании выручки от продаж товаров и услуг и прибыли организации в целом; анализ рентабельности продаж, активов и оборачиваемости средств по сегментам; сравнительный анализ показателей, характеризующий деятельность операционных и географических сегментов; оценка стабильности полученных результатов хозяйственной деятельности сегментов.

Приёмы анализа сегментарной отчётности организации: 1) горизонтальный анализ (оценка динамики показателей сегментов, сравнительный анализ темпов роста сегментов); 2) вертикальный анализ (определение доли каждого сегмента в общих результатах деятельности организации, вклада сегментов в общий результат); 3) рейтинговая оценка сегментов для принятия управленческих решений по сегментам и в целом по организации

Анализ консолидированной финансовой отчётности организации обусловлен возникновением транснациональных корпораций, имеющих высокий удельный вес зарубежных активов, экспортных операций и рабочей силы по всему миру, созданием совместных предприятий, появлением разнообразных форм экономических связей между компаниями.

В консолидированную группу входят: *головная организация (материнская, центральная или холдинговая компания), которая по отношению к другим организациям группы выступает как основное или преобладающее общество; *дочернее общество (организация, в которой головная организация имеет либо преобладающее участие в её уставном капитале, либо возможность определять принимаемые ею решения в соответствии с заключенным между ними договором или иным образом); *зависимое общество (организация, в которой головная организация имеет более 20% голосующих акций (для АО) или 20% её уставного капитала (для ООО).

Объединение предприятий в группу взаимосвязанных организаций имеет определённые преимущества: оставаясь юридически самостоятельными, входящие в группу организации получают возможность стать более конкурентоспособными, получить доступ к новым технологиям, расширить сферу хозяйственной деятельности, повысить рентабельность и технико-технологический уровень развития производства и управления, приобрести кредитные и другие преимущества.

Объединений предприятий в группу происходит в результате покупки нетто-активов или акций других организаций, а также в результате слияния двух организаций, в которых активы и обязательства одного предприятия передаются другому предприятию и первое ликвидируется; активы и обязательства двух предприятий объединяются в новое предприятие и два прежних ликвидируются.

Объединения бывают нескольких типов: 1) горизонтальное (одно предприятие объединяется с другим и оба относятся к одной и той же отрасли экономики); 2) вертикальное (сливаются предприятия, находящиеся на разных стадиях производственного процесса и взаимодействующие по схеме "поставщик – производитель – покупатель"); 3) конгломератное (создаётся многопрофильное объединение из предприятий многоотраслевой принадлежности).

Консолидированная финансовая отчётность – это объединение при помощи специальных учётных процедур (а не просто суммирования) отчётности двух и более предприятий, находящихся в определённых юридических и финансово-экономических взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества – так называемого материнского общества, стоящего над всеми прочими членами группы. Консолидированные отчёты показывают, какими были бы отчёты организации, если бы она закрыла все дочерние и зависимые предприятия и осуществляла непосредственное управление их деятельностью в рамках одного юридического лица.

Основные особенности консолидированной отчётности: она не является отчётностью юридически самостоятельной коммерческой организации. Одной из целей составления консолидированной отчётности является получение общего представления о деятельности корпоративной семьи, т.е. она имеет ярко выраженную аналитическую направленность. Консолидация не есть простое суммирование одноимённых статей финансовой отчётности компаний группы. Сделки между членами корпоративной семьи не включаются в консолидированную отчётность, показываются только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с третьими лицами.

Цели составления консолидированной отчётности: Унифицирование и облегчение процедуры составления обобщающей отчётности для корпоративных объединений, включая транснациональные компании; стимулирование развития и практического использования передовых методик учёта и составления отчётности; обеспечение возможности сравнительного анализа деятельности компаний; предоставление всем заинтересованным лицам информации о результатах деятельности и финансовом положении материнской компании и её дочерних предприятий, как если бы они составляли одно предприятие; обеспечение возможности и механизма контроля деятельности крупных корпоративных групп со стороны правительства.

Консолидированный баланс - Это сводный отчётный баланс всех компаний, входящих в группу консолидации (материнская компания с дочерними организациями). Имущество, обязательства и капитал дочерней компании включается в консолидированный баланс начиная с даны фактического перехода контроля над приобретённой дочерней компанией к покупателю, когда он получает возможность управлять финансовой и оперативной политикой приобретённой дочерней компании.

Консолидированный отчёт о прибылях и убытках отражает финансовые результаты хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Результаты деятельности дочерней компании включаются в консолидированный отчёт о прибылях и убытках начиная с даты приобретения компании и признания её в качества дочерней. Результаты деятельности дочерней компании, утратившей статус дочерней (напр., в результате продажи), включаются в консолидированный отчёт до даты, с которой материнская компания утрачивает существующий контроль над нею. Разница поступлений от продажи дочерней компании и балансовой стоимостью её нетто-активов на дату продажи признаётся в отчёте о прибылях и убытках за соответствующий отчётный период.

В странах с развитой и высокоинтегрированной экономикой, где давно существуют корпоративные группы вопросам составления и анализа консолидированной отчётности уделяется пристальное внимание. Для России консолидированная отчётность – относительно новое явление. Вопросам методики консолидированного учёта и отчётности в отечественной экономической литературе в настоящее время стало уделяться больше внимания (см. работы таких авторов, как В.С. Плотников, Е.М. Сорокина, В.И. Бариленко, В.Г. Артёменко, Л.В Донцова, Н.А. Никифорова, также статьи профессоров В.Д. Новодворского, А.Н. Хорина, В.Т. Слабинской, В.В. Палия, В.Т. Козловой и др.).

Консолидированная финансовая отчётность адресована Руководству и наблюдательным советам предприятий, входящим в корпоративную семью; учредителям; внешним потребителям информации, в том числе реальным и потенциальным инвесторам, кредиторам, поставщикам ресурсов, покупателям товаров и услуг. Для последней группы консолидированная отчётность выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность данных частных отчётных форм. Для материнской компании консолидированная отчётность является расширением, дополнение собственной отчётности.

Особенности анализа консолидированной отчётности: в процессе анализа важно знать способ объединения предприятия: покупка или слияние. Стоимость компании, образованной в результате слияния двух предприятий, очень часто превышает суммарную стоимость этих предприятий, так как при слиянии возникает экономия на масштабах – снижение средних издержек при увеличении масштаба производства. Информация о слиянии предприятий может и должна привести к росту стоимости акций, поскольку цель любого слияния заключается в максимизации доходов акционеров объединяющихся предприятий.

Анализируя консолидированную отчётность следует учитывать, что во избежание повторного счета и искусственного завышения капитала и финансовых результатов должны быть элиминированы статьи, отражающие взаимные внутрифирменные операции: 1) задолженность по ещё не внесённым в уставной капитал вкладам участников; 2) авансы полученные или выданные; 3) займы компаний, входящих в группу; 4) взаимная дебиторская и кредиторская задолженности компаний группы; 5) другие активы и ценные бумаги; 6) расходы будущих периодов; 6) непредвиденные операции.

Фин. состояние консолидированной группы - Это характеристика способности консолидированной группы финансировать свою д-сть. Фин. состояние группы компаний зависит от результатов хозяйственной деятельности каждого предприятия группы. Поскольку в силу особых отношений внутри корпорации предприятия являются зависимыми друг от друга в своей деятельности, постольку это позволяет руководству группы компаний оперативно управлять имеющимися в его распоряжении ресурсами.

Приёмы и процедуры анализа консолидированной отчётности: 1) Вертикальный анализ для определения структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат в целом; 2) горизонтальный анализ относительных отклонений, при котором проводят расчёт отношений между отдельными позициями отчёта, определяют взаимосвязи показателей; 3) метод сравнения, направленный на установление сходства и различий показателей при условии взаимосвязанности сравниваемых величин, однородности и одинаковой методологии их определения.

Последовательность и методика анализа консолидированной отчётности аналогичны методике АФО организации. Однако макеты аналитических таблиц включают графы для информации по материнской фирме, дочерним предприятиям и группе в целом.

Содержание анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности группы компаний:

- Оценку финансового состояния консолидированной группы целесообразно начинать с общей характеристики совокупности средств предприятий и источников их образования, отражаемых в консолидированном бухгалтерском балансе. При этом важно оценить долю участия каждого предприятия группы в имуществе и обязательствах консолидированного отчёта. В ходе анализа определяется целесообразность размещения средств по предприятиям группы, что имеет большое значение в оценке финансовой деятельности в целом. От того, какие ассигнования вложены в основные и оборотные средства каждого предприятия группы, сколько их находится в сфере производства, в сфере обращения, в денежной и материальной формах, насколько оптимально их соотношение, зависит устойчивость финансового состояния. Для углублённого исследования анализируют исходные формы отчётов материнской орг-ции и дочерних предприятий. В процессе анализа определяют удельный вес головной орг-ции и дочерних обществ в имуществе группы, оценивают долю участия дочерних обществ в её активах и т.д.

- В процессе анализа финансовых результатов консолидированной группы рассчитывают и оценивают долю дочерних обществ в финансовых результатах консолидированной группы и проводят анализ в соответствии с методиками АФО орг-ции.

Что входит в актив/пассив. Знать неравенство, соотв абс ликвидному балансу, ликвидность предприятия, активов, баланса и т. д. Текущая и перспективная ликвидность. Определение всех ликвидностей, платёжеспособность (определение). Три основных коэфа, быстрая ликвидность, знать что к чему относится.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. Основной признак ликвидности – формальное превышение стоимости оборотных активов над краткосрочными пассивами. И чем больше это превышение, тем более благоприятное финансовое состояние имеет предприятие с позиции ликвидности.

Актуальность определения ликвидности баланса приобретает особое значение в условиях экономической нестабильности, а также при ликвидации предприятия вследствие его банкротства. Здесь встает вопрос: достаточно ли у предприятия средств для покрытия его задолженности. Такая же проблема возникает, когда необходимо определить, достаточно ли у предприятия средств для расчетов с кредиторами, т.е. способность ликвидировать (погасить) задолженность имеющимися средствами. В данном случае, говоря о ликвидности, имеется в виду наличие у предприятия оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств.

Для проведения анализа ликвидности баланса предприятия статьи активов группируют по степени ликвидности – от наиболее быстро превращаемых в деньги к наименее. Пассивы же группируют по срочности оплаты обязательств. Типичная группировка представлена в нижеприведенной таблице:

Таблица Группировка активов и пассивов баланса для проведения анализа ликвидности

Активы Пассивы
Название группы Обозначение Состав Название группы Обозначение Состав
Баланс до 2011г. Баланс с 2011г. Баланс до 2011г. Баланс с 2011г.
Наиболее ликвидные активы А1 стр. 260 + 250 стр. 1250 + 1240 Наиболее срочные обязательства П1 стр. 620 + 630 стр. 1520
Быстро реализуемые активы А2 стр. 240 + 270 стр. 1230 Краткосрочные пассивы П2 стр. 610 + 650 + 660 стр. 1510 + 1540 + 1550
Медленно реализуемые активы А3 стр. 210 + 220 - 216 стр. 1210 + 1220 + 1260 - 12605 Долгосрочные пассивы П3 стр. 590 стр. 1400
Трудно реализуемые активы А4 стр. 190 + 230 стр. 1100 Постоянные пассивы П4 стр. 490 + 640 - 216 стр. 1300 + 1530 - 12605
Итого активы ВА     Итого пассивы ВР    

 

А.Д. Шеремет указывает на необходимость: вычесть расходы, не перекрытые средствами фондов и целевого финансирования, и суммы расчетов с работниками по полученным ими ссудам. Расходы, не перекрытые средствами фондов и целевого финансирования, а также превышение величины расчетов с работниками по полученным ими ссудам над величиной ссуд банка, обусловленная выдачей ссуд работникам за счет средств специальных фондов организации, сокращается при вычитании иммобилизации из величины источников собственных средств. В случае обнаружения в ходе внутреннего анализа иммобилизации по статьям прочих дебиторов и прочих активов на ее величину также уменьшается итог быстрореализуемых активов. (А.Д. Шеремет. Комплексный анализ хозяйственной деятельности - М.: «Инфра - М», 2009).

Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой пассива.

1) Если выполнимо неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.

2) Если выполнимо неравенство А2 > П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

3) Если выполнимо неравенство А3 > П3 , то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4<=П4

Выполнение этого условия свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости организации, наличия у нее собственных оборотных средств.

На основе сопоставления групп активов с соответствующими группами пассивов выносится суждение о ликвидности баланса предприятия

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

· текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:А1+А2=>П1+П2; А4<=П4

· перспективная ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: А3>=П3; А4<=П4

· недостаточный уровень перспективной ликвидности: А4<=П4

· баланс не ликвиден:А4=>П4

Однако следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным, более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

1. Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Естественно, существуют обстоятельства, при которых значение этого показателя может быть и больше, однако, если коэффициент текущей ликвидности более 2-3, это, как правило, говорит о нерациональном использовании средств предприятия. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.

2. Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2) / (П1 + П2)

В ликвидные активы предприятия включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

К = А1 / (П1 + П2)

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам с дебиторами. Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

4. Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом рекомендуется использовать общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле:

К = (А1 + 0,5*А2 + 0,3*А3) / (П1 + 0,5*П2 + 0,3*П3)

Оценивает изменения финансовой ситуации в компании сточки зрения ликвидности. Данный показатель применяется при выборе надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе финансовой отчетности. Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, насколько достаточно собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется:

K = (П4 - А4) / (А1 + А2 + А3)

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 0,1.

6. Коэффициент маневренности функционального капитала показывает, какая часть функционирующего капитала заключена в запасах. Если этот показатель уменьшается, то это является положительным фактом. Он определяется из соотношения:

K = А3 / [(А1+А2+А3) - (П1+П2)]

В ходе анализа ликвидности баланса каждый из рассмотренных коэффициентов ликвидности рассчитывается на начало и конец отчетного периода. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения). Следует отметить, что в большинстве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспечению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности предприятия.

Наряду с приведенными показателями для оценки состояния ликвидности можно использовать показатели, основанные на денежных потоках: чистый денежный поток (NCF - Net Cash Flow); денежный поток от операционной деятельности (CFO - Cash Flow from Operations); денежный поток от операционной деятельности, скорректированный на изменения оборотного капитала (OCF - Operating Cash Flow); денежный поток от операционной деятельности, скорректированный на изменения оборотного капитала и удовлетворения потребности в инвестициях (OCFI - Operating Cash Flow after Investments); свободный денежный поток (FCF - Free Cash Flow).

При этом независимо от стадии жизненного цикла, на котором находится предприятие, менеджмент вынужден решать задачу определения оптимального уровня ликвидности, поскольку, с одной стороны, недостаточная ликвидность активов может привести как к неплатежеспособности, так и к возможному банкротству, а с другой стороны, избыток ликвидности может привести к снижению рентабельности. В силу этого современная практика требует появления все более совершенных процедур проведения анализа и диагностики состояния ликвидности.


 



2015-11-10 952 Обсуждений (0)
Знать формы отчётности (по чём анализировать), что по ним можно анализировать 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знать формы отчётности (по чём анализировать), что по ним можно анализировать

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (952)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)