ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ БАЛЛАДЫ А.С. ПУШКИНА «ВЕЩИЙ ОЛЕГ»
Содержание I. Аннотация к теме из программы (с.1.). II. Материал из действующего учебника и методички (Т. Ф. Мушинская, С. Н. Каратай, Е. В. Перевозная): 1) пособие для учащихся (сс.1–6); 2) методические рекомендации для учителей (с.7).
III. Методические материалы (разработки, методические рекомендации, конспекты и сценарии уроков) 1) Стоюнин В.Я. (с. 8); 2) Рыбникова М.А. (сс.9–11); 3) Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я.(сс.12–15 ); 4) Маранцман В.Г.( сс. 16–19). I. ПРОГРАММА (2012) ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Возникновение древнерусской литературы. Грамотность в Древней Руси. Культ книги. Труд писца. Жанры древнерусской литературы: летописи, сказания, жития, поучения. Для чтения и изучения «Повесть временных лет» («Сказание о смерти Олега»). (1ч) Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Своеобразие ведения записей в летописи.Сказание и сказка. А. С. П у ш к и н. «Песнь о вещем Олеге»(по мотивам летописного сказания). (2 ч) Интерес А. С. Пушкина к истории. Летописный источник «Песни...». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Лиризм повествования. Своеобразие поэтического языка. Литература и живопись. Иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге». II. 1. Русская литература: Учебное пособие для 6 классаучреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/ Авт.-сост. Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай. –2–е издание. Минск: НИО, 2014. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Летописание Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись – запись исторических событий по годам, или, как говорили в старину, по летам. Древнейшая русская летопись, которая дошла до нас, – «Повесть временных лет», составленная в начале XII века Нестором, ученым монахом Киево-Печерского монастыря. В ней повествуется, «откуда есть пошла Русская земля», как жили славянские племена в древности, о крещении Руси и других исторических событиях. Писались летописи с целью оставить потомкам свидетельствования о том, что было. Однако летопись– не только документ, но и интересная книга, включающая произведения разных литературных жанров: рассказы, повести, сказания. Значительное место в летописи занимают сказания – устные исторические предания в литературной обработке летописца. К сказаниям летописец обращался тогда, когда у него не было более достоверного материала. Вот почему сказания часто встречаются в той части летописи, где излагаются события очень далекого прошлого. Рассказывая о них, летописец мог опереться только на один источник – устное историческое предание – и отбирал то, что казалось ему наиболее значительным и интересным. Прочитайте сказание из «Повести временных лет».
СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ КНЯЗЯ ОЛЕГА И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов1 и кудесников: — От чего мне умереть? И сказал ему кудесник один: — Княже! Коня любишь и ездишь на нем, — от него тебе и умереть! Олегу запали слова эти в душу, и сказал он: — Никогда не сяду на него и не увижу его больше. И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. Когда вернулся Олег от Царьграда2 в Киев, и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал: — Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь? Тот же ответил: — Умер! Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав: — Не правду говорят волхвы, но только ложь: конь умер, а я жив. И повелел оседлать себе коня: — Да увижу кости его. И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и посмеявшись сказал: — От сего ли черепа смерть мне принять? И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжение его тридцать и три. 1Волхвы — кудесники, волшебники, предсказатели; они молились богам, лечили людей, а также сохраняли древние сказания, передавая их следующим поколениям. 2По преданию, Олег прибил свой щит над воротами Царьграда в знак победы. Царьградом на Руси называли Константинополь– столицу Византии. 1.Как вы определите, что летописное сказание было создано в далеком прошлом? 2.Как вы думаете, какова роль повторяющегося в начале почти каждой фразы «И» в создании интонационной окраски текста? 3.Чем может быть интересно древнее сказание современному читателю? ПО МОТИВАМ ЛЕТОПИСНОГО СКАЗАНИЯ(с. 24) Александр Сергеевич Пушкин, используя летописное сказание о смерти Олега, написал стихотворение «Песнь о вещем Олеге». В 1822 году, будучи в ссылке на юге, поэт увидел те края, где происходили события, о которых повествуется в летописи. Тогда же он и создал свою «Песнь...». В 1825 году он писал в одном из писем о своем отношении к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического...» Обращаясь к «преданью старины глубокой», Пушкин поэтически воспроизвел картины быта, нравов тех лет, когда люди верили предсказаниям волхвов-кудесников, когда они молились множеству богов, боялись бога грома и молнии Перуна. Читая пушкинские строки, представьте то далекое время, а вслушиваясь в звучание волшебных стихов, подумайте, почему поэт назвал свое стихотворение «Песнью...». А. С. Пушкин ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ[1] ОЛЕГЕ(с. 24 –28)
Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам[2], Их селы и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам[3]; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе.
И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ[4], и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю[5]. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други[6], возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они...
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, — Скажите, где конь мой ретивый[7]? Здоров ли? все так же ль легок его бег? Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу[8]: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне[9], уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.
Вы прочитали стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вас взволновало, что запомнилось? с.28–29 ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ 1.Прочитайте стихотворение про себя. Когда и где происходят события? Расскажите о нравах, обычаях того далекого времени, используя слова и выражения из текста. 2.Каким вы представляете князя Олега? Определите эпизоды, которые помогут вам в этом. Обратите внимание на описание внешнего облика князя, манеру держаться, поведение в момент разговора с кудесником; на его размышления над предсказанием, отношение к коню. 3.Каким вы представляете кудесника? Откуда он появляется перед княжеской дружиной? Какие эпитеты употребляет Пушкин, характеризуя его внешний облик, речь, поведение? 4.Какой эпизод в стихотворении самый напряженный, волнующий? Подробно опишите участников эпизода, их речь, поведение. 5.Какие детали свидетельствуют о том, что между предсказанием кудесника и смертью князя прошло много времени?
ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ 1.Почему А. С. Пушкин изображает рядом с князем Олегом «вдохновенного» кудесника? 2.Почему стихотворение заканчивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны? 3.Подготовьте выразительное чтение отрывка из стихотворения. Передайте свое отношение к событиям и героям. 4.Докажите, что стихотворение Пушкина — эпическое произведение.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (892)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |