Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные закономерности психического развития




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные закономерности психического развития.Неравномерность, гетерохронность (асинхронность) развития. Неустойчивость развития. Прогресс и регресс в развитии. Сензитивность развития. Процессы дифференциации и интеграции в развитии. Закон развития высших психических функций. Необратимость, направленность и закономерность развития. Творческий характер развития. Ведущая роль социокультурного контекста в развитии. Амплификация детского развития. Непреходящая ценность всех этапов развития. Принцип единства аффекта и интеллекта. Интериоризация-экстериоризация как механизмы развития и обучения. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Произвольность и саморегуляция как основа интеллектуально-личностного развития.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер.



Изменение отдельных психических функций имеет разные темпы как в период роста, так и в период старения.

Рассмотрим усредненную кривую изменения пороговых величин слуховой, зрительной и кинестетической чувствительности человека в период от 4 до 102 лет. Все сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью:

· до 6-7 лет имеет место ускорение развития всех функций;

· в период 7-20 развитие идет с замедлением;

· в 20 лет достигается оптимум в развитии сенсорных функций;

· в период 20-50 лет идет ускоренное ухудшение сенсорики;

· после 50 лет процесс старения сенсорных функций все более замедляется; то есть то, что человек сохранил к 70 годам, практически ужу не ухудшится до смерти.

Не только у нормы, но и у всего континуума детей от высоко благополучной нормы до выраженной патологии развития можно обнаружить неравномерность развития психических функций. Часть функций может "обгонять", а часть отставать. Разные структуры и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах развития.
Гетерохрония развития обеспечиваетсявидовой генетической программой,т.е. той генетической программой, которая характерна для человека, как видаи она одинакова для всех людей. Пример, ребенок начинает сидеть раньше, чем ходить. У ребенка раньше развивается и формируется зрительное восприятие и позже воображение. Как правило, ребенок сначала овладевают устной речью и позже письменной.

На этот общий календарь развития накладываются индивидуальные вариациииз-за разницы в генетической программе, саморазвитии и самоопределении личности ребенка, внешним окружением.

Таким образом, неравномерность развития задается индивидуальной генетической программой развития и влиянием социальной среды, в том числе и культурой.

В результате одни функции у одного человека развиты лучше, чем у его сверстников, причем безразлично сверстников по хронологическому возрасту или по психологическому.

Детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом времени. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений.

Неравномерность развития функций нормальное явление. Оно выгодно для популяции в целом,чтобы одни лучше бегали, другие лучше видели, а другие лучше слышали.

Кроме того, есть большой генетический смысл в неравномерности развития функций. Если бы все со всем было взаимосвязано, то малейшее генетическое изменение приводило бы к изменению всей генетической программы. Неравномерность, т.е. относительная самостоятельность отдельных структур и функций приводит к большей стабильности генотипа в целом. Неравномерность развития отдельных функций обеспечивает устойчивость развития ребенка в целом и в определенных пределах является нормой.

Перегоняющие функции при этом часто берут на себя груз отстающих функций, компенируют их. Оральный способ обследования; жесты

Но при нарастании неравномерности развития высших
психических функций приводит к тому, что относительно слабые звенья становятся тормозом дальнейшего развития и успешного обучения.

Так, сейчас во всем мире в индустриальных странах постоянно повышаются требования к учащимся. Дети раньше приступают к учебе и имеют более интенсивные учебные программы. Но с другой стороны во многих странах (ухудшение экологических условий, стрессогенность, недостаточной физической тренированности родителей) дети рождаются все более слабыми.

Развитие детей становится однобоким, т.е. развиваются вербальные навыки. Развиваютсязрительно-вербальные, но не зрительно-пространственные, не моторные координации детей (это влияние сидячего образа жизни детей, которые очень много времени проводят за компьютером). Т.о. дети приходят в школу менее физически и психически подготовленными к школьным нагрузкам. Т.о. образуются ножницы: требований больше, а дети слабее. В результате во всех индустриальных странах образуется категория детей, которые не могут компенсировать своими сильными звеньями слабые. Т.е. происходит парциальное отставание функций. Эти дети не могут адаптироваться, и таких детей мы называем детьми с трудностями в обучении. Т.о. нормальное явление ведет к таким серьезным следствиям.

Сейчас около 85 % детей рождаются с различными отклонениями в развитии. Однако далеко не все они становятся детьми с проблемами в развитии, работает пластичность, которая позволяет нивелировать эти проблемы, но часть детей при высоких к ним требованиях не справляется с нагрузками. Ели человек может компенсировать свои слабые звенья, и адаптирован требованиям социума, то мы называем такого человека нормальным. Хотя неравномерность психического развития есть нормальное явление, но в современных условиях она может приводить к отрицательным последствиям, когда завышены требования самого социума.

Гетерохронность развития (неодновременность) (от греч. гетерос — другой, хронос — время) означает:

- асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций;

- несогласованность сроков биологического, социального и психического развития;

- несовпадение темпов развития отдельных подсистем у одного и того же индивида.

Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» – вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными.

Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. «Гетерохрония является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного, — писал П. К. Анохин, — гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».
Таким образом,гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды. Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму в данный момент. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка. Ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени. Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека.

Пластичность и возможность компенсации

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития.

Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Развитие представляет собой процесс разнонаправленных изменений. Выделяют два типа качественного преобразования объекта в процессе развития – прогресс и регресс. Прогресс развития не есть простое продвижение в направлении все большей эффективности функционирования и совершенствования системы. На протяжении всего интервала жизни развитие состоит из сочетания приобретений и потерь.

Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сензитивность развития. Сенситивные периоды развития – это периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга» ( Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А ., 1968).

Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития . Кумулятивность психического развития означает , что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую , при этом определенным образом трансформируясь . Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии . Характерный пример – последовательное становление и развитие наглядно - действенного , наглядно - образного и словесно - логического мышления , когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя .

5. Дивергентность–конвергентность хода развития . Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию и конвергенцию . В данном случае дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития , а конвергенция – его свертывание , усиление избирательности .

6. Закон метаморфозы. Детское развитие есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок имеет психику, качественно отличающуюся от взрослой.

7. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции, присваиваемые ребенком, фигурируют сначала как функции между людьми (интерпсихические), затем как собственные психические функции (интрапсихические).

8. Процесс развития есть единство процессов дифференциации и интеграции. Развитие представляет собой движение от общего к частному, от форм однообразных, целостных, глобальных к формам разнородным. Это – процесс разделения, дифференциации объекта. Дифференциация приводит к возникновению различных функций: перцептивных, мнемических, мыслительных, креативных. Одновременно развитие – это процесс координации, соединения, интеграции отдельных составляющих объекта в целостные структуры. При этом новые, более сложные структуры подготавливаются старыми и частично складываются из их элементов. Наряду с этим, новые структуры формируются и на основе свертывания, стереотипизации старых, делая их функционирование более экономичным и эффективным.

Оба процесса имеют всеобщий характер и взаимополагают друг друга. Как отмечает Н.И. Чуприкова, дифференциация и интеграция «раскрывают сущность развития как направленного изменения систем от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию, как рост их организации».




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7