Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


доцент А.Н. Слижевская



2015-11-10 322 Обсуждений (0)
доцент А.Н. Слижевская 0.00 из 5.00 0 оценок




Тематика семинарских занятий

Предмет «Конфликтология»

доцент А.Н. Слижевская

Семинар 1. Модерация «Ценности молодежи»

Семинар 2. Возникновение и развитие конфликтологии как науки

1. Формирование конфликтологических идей в философии и их эволюция.

2. Социальная структура общества и проблема неравенства.

3. Отражение конфликтных ситуаций в искусстве и средствах массовой информации.

4. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социо­логии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

5. Структурно-функциональная модель организации Т.Парсонса.

6. Концепция «человеческих отношений» Э.Мэйо.

7. Теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера.

8. Конфликтная модель общества Р.Дарендорфа.

9. Общая теория конфликта К.Боулдинга.

10. Проблемы развития современного российского общества.

11. Периодизация истории отечественной конфликтологии.

12. Основные отрасли отечественной конфликтологии.

13. Современные проблемы развития конфликтологии.

14. Перечислите методы конфликтологии.

 

 

Семинар 3. Сущность конфликта

1. Объект социального конфликта и его характеристика. Предмет конфликта.

2. Объясните, в чем суть причины конфликта?

3. Сравните причину конфликта и повод.

4. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?

5. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.

6. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.

7. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия современного российского общества.

8. Проблема типологии конфликтов.

9. Характеристика участников конфликта.

10. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

11. Что означает понятие «ранг оппонента»?

12. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов, организаторов, пособников и посредников? Приведите примеры.

13. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

14. Психологические доминанты поведения личности в конфликтной ситуации.

15. Условия и факторы возникновения и развития конфликтов: объективные; организационно-управленческие; социально-психологические; личностные.

16. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

17. Основные этапы в развитии конфликта.

18. Динамика конфликта в зависимости от его конкретной характеристики.

19. Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?

Семинар 4. Механизмы возникновения конфликтов

1. Что такое конфликтогены?

2. В чем суть закона эскалации конфликтогенов?

3. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

4. Назовите основные типы конфликтогенов и формы их проявления.

5. Что такое трансакция? Основные виды трансакций и их поведенческие характеристики.

Рекомендуемая литература

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1998.

Семинар 5. Теории поведения личности в конфликте

1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

2. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К.Томасу и Р. Киллмену.

3. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает: стратегию борьбы, стратегию ухода, стратегию компромисса, стратегию уступки, стратегию сотрудничества.

4. Назовите основные типы конфликтных личностей.

5. В чем опасность конформистской модели поведения в конфликте?

6. Практическая работа - тест «Акцентуации характера» (методика Шмишека), тест Томаса «Стратегии поведения в конфликте».

Семинар 6-7. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте– 4 ч.

1. Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте.

2. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения (речь, мимика, жесты).

3. Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

4. Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте.

5. Перечислите основные способы избавления от гнева по Д.Скотт.

6. Сформулируйте правила самоконтроля эмоций.

7. Практическая работа – Самооценка рационального поведения, упражнение «Развитие эмпатии», упражнение «Первая помощь в острой стрессовой ситуации», упражнение «Овладение искусством критики».

8. Круглый стол «Эмоции краски жизни».

 

Семинар 8. Внутриличностный конфликт

1. Дайте определение внутриличностного конфликта.

2. Суть взглядов З.Фрейда на природу внутриличностного конфликта.

3. В чем суть комплекса неполноценности А. Адлера.

4. В чем суть учения К.Юнга о природе внутриличностного конфликта.

5. В чем суть «экзистенциальной дихотомии» Э.Фромма.

6. Перечислите основные типы внутриличностных конфликтов по К.Левину.

7. Перечислите формы проявления внутриличнсотных конфликтов.

8. Перечислите способы разрешения внутриличностных конфликтов.

9. Проблема самоидентификации личности.

10. Игровое упражнение.

 

Семинар 9. Межличностный конфликт

1. Объективные и субъективные факторы формирования межличностных конфликтов.

2. Особенности восприятия конфликтной ситуации участниками конфликта.

3. Понятие межличностной совместимости и несовместимости.

4. Каковы основные психологические доминанты поведения личности?

5. Что такое ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности личности? В чем состоит их внутренняя взаимосвязь?

6. Дайте характеристику основным чертам характера и типам личности. Сравните экстраверта и интроверта.

7. Что означает понятие «акцентуированная личность»? Назовите основ­ные характеристики акцентуированных личностей.

8. Сравните художественный и мыслительный типы личностей.

9. Назовите и охарактеризуйте идеальные типы индивидуальностей по Э. Шпрангеру.

10. Проанализируйте типичные ошибки, приводящие к неадекватным оцен­кам и самооценкам.

11. Охарактеризуйте типы людей, трудных в общении.

12. Как влияет расхождение этических ценностей на возникновение кон­фликта?

13. Условия достижения взаимопонимания людей.

14. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

Семинар 10.Конфликты в организации

1. Понятие организации. Организация как основной элемент в структуре общественных отношений. Перечислите основные признаки организации.

2. Перечислите основные элементы внутренней среды организации.

3. Что составляет внешнюю среду организации.

4. Каким образом может влиять внутренняя и внешняя среда организации на конфликты в ней.

5. Специфика профессионально-производственной деятельности.

6. Типология конфликтов в организации (организационные, производственные, трудовые, инновационные).

7. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации.

8. Работа руководителя с «трудными» сотрудниками.

9. В чем суть методики оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности.

10. Назовите признаки назревающего в организации конфликта.

Семинар 11. Этические нормы организации и этика руководителя

1. Этические нормы организации и этика руководителя

2. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе.

3. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.

4. Этический кодекс компании.

5. С помощью каких манипулятивных приемов можно заставить оппонента оправдываться?

6. Какие критерии (индикаторы) позволяют правильно определить наличие манипуляций в отношениях между людьми?

7. Какие качества определяют уровень личного обаяния?

8. Место и значение критики в процессе профессиональной деятельности.

9. Правила конструктивной критики.

10. Основные принципы восприятия критики.

11. В чем состоит сущность приемов «Я-утверждение», «Мы-высказывание», «Вы-подход»? В каких случаях они используются?

12. Какие конфликтогенные действия вы знаете?

13. Способы нейтрализации манипуляции в общении.

 

Семинар 12. Межгрупповые конфликты

1. Назовите типы групповых конфликтов.

2. Перечислите особенности конфликта «личность - группа».

3. Перечислите варианты конфликтов «личность - группа».

4. Характеристика субъектов межгруппового конфликта.

5. Отличительные особенности межличностных и межгрупповых конфликтов.

6. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов (межгрупповая враждебность; объективный конфликт интересов; внутригрупповой фаворитизм).

7. Что такое «групповая атрибуция».

8. Деловая игра.

Семинар 13. Политические и этнические конфликты

1. Политический режим и социально-политические противоречия в обществе.

2. Специфика и характерные особенности проявления политических конфликтов.

3. Источники возникновения межэтнических конфликтов.

4. Способы и механизмы урегулирования политических и этнических конфликтов.

5. Роль пропаганды в разжигании (урегулировании) межэтнических конфликтов.

6. Экономические конфликты: понятие, факторы, субъекты, формы.

Семинар 14. Способы предупреждения конфликтов

1. Прогнозирование возникновения конфликтных ситуаций.

2. Трудности профилактики конфликтов.

3. Управление конфликтами. Принцип компетентности.

4. Объективные, организационно-управленческие и социально-психологические условия предупреждения конфликтов.

 

Семинар 15. Разрешение социальных конфликтов

1. Завершающий этап в динамике конфликта и его задачи.

2. Формы завершения конфликта и стратегии выхода из него.

3. Универсальные приемы разрешения конфликта. Метод контраста.

4. Урегулирование конфликтов при участии третьей стороны.

 

Семинар 16. Переговоры как способ разрешения конфликтов

1. Назовите основные этапы переговорного процесса.

2. Назовите три варианта посредничества.

3. Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.

4. Сформулируйте определение манипуляции.

5. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.

6. Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппонента.

7. Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.

8. Перечислите основные тактики в переговорном процессе.

9. Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».

 

Семинар 17-18. Семейные конфликты

1. Причины возникновения семейных конфликтов.

2. Перечислите и раскройте особенности семейных конфликтов.

3. Назовите социальные факторы микро- и макросреды, обусловливающие семейные конфликты.

4. Приведите классификацию семейных конфликтов.

5. Назовите кризисные периоды жизни семьи.

6. Перечислите пути предупреждения семейных конфликтов.

7. Особенности развития семейных конфликтов.

8. Основные способы разрешения семейных конфликтов.

9. Перечислите причины супружеских конфликтов.

10. Перечислите причины конфликтов между родителями и детьми.

11. Круглый стол «Картина маслом».

Семинар 19. Конфликты в сфере управления

1.Дайте определение управления и управленческого конфликта.

2. Перечислите управленческие противоречия.

3. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по субъектам конфликтного взаимодействия и назовите их причины.

4. В чем состоит суть процесса дезорганизации в управлении.

5. Перечислите формы управленческих конфликтов.

6. В чем состоит суть несогласия как формы конфликта в сфере управления.

7. В чем состоит суть напряженности как формы конфликта в сфере управления.

8. В чем состоит суть конфронтации как формы конфликта в сфере управления.

9. Практическое задание – тест «Стиль руковоства».

 

Семинар 20. Глобальные и региональные конфликты.

1. Перечислите особенности глобального конфликта.

2. Перечислите основные типы глобальных конфликтов.

3. Каковы предпосылки возникновения глобальных конфликтов.

4. Раскройте объективные основы прогнозирования глобальных конфликтов.

5. Перечислите пути предотвращения глобальных конфликтов.

6. Перечислите особенности региональных конфликтов.

7. Назовите наиболее острые современные региональные конфликты.

8. Раскройте содержание управления региональными конфликтами.

 

Семинар 21. Прикладная конфликтология

1. Прикладная конфликтология в СМИ (анализ конфликтов в СМИ).

2. Прикладная конфликтология в решении юридических вопросов.

3. Прикладная конфликтология в бизнесе.

4. Прикладная конфликтология в литературе, искусстве.

5. Прикладная конфликтология в образовании.

 

 

Семинар 22.Дискуссия «Специфика гендерных отношений молодых взрослых».

 

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ задания   Тема задания Срок выдачи задания Срок сдачи задания
  Доклад об отечественной или зарубежной теории конфликта 1 неделя 3 неделя
Эссе «Роль эмоций (стресса) в конфликте» неделя 6 неделя
Описательная характеристика особенностей собственной личности в конфликтном взаимодействии 7 неделя 9 неделя
Анализ конфликтной ситуации (из собственной практики или политики, литературы, СМИ) 13 неделя 15 неделя

 

 

Рекомендуемая литература
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.  
Буртовая Е.В. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2007. – 478 с.  
Волков Б.С. Конфликтология/ Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. – М.: Академический Проект, 2007. – 400 с.
Конфликтология/[В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. -511 с.
Конструктивная психология конфликта/ Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.  

 

 



2015-11-10 322 Обсуждений (0)
доцент А.Н. Слижевская 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: доцент А.Н. Слижевская

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)