Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1. Проблематика конфликтологии




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. История возникновения и развития конфликтологии. Конфликтология в России.
  2. Современное состояние конфликтологии. Предмет конфликтологии. Методы конфликтологического исследования. Место конфликтологии в системе наук.
  3. Типология конфликтов.
  4. Сущность конфликта и его структура.

 

Конфликты существовали всегда и везде, но конфликтлогия как наука возникла относительно не давно. Она выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).

 

Вто же время проблемы, которые изучает современная конфликтология, привлекали внимание ученых и мысли­телей еще со времен античности. Среди первых таких ученых были:

Гераклит (530-470 гг. до н. э.). Ему принадлежит одна из пер­вых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Гераклит считал, что все в мире рождается через вражду и распри, а война и конфликт — ос­нова всех вещей. По Гераклиту, "война — отец всего и царь всего";



Эпикур (341—270 гг. до н. э.) разделял мнение Гераклита и счи­тал, что в итоге распри и вражда убедят людей в необходимости быть добрыми и жить в мире;

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) считал, что люди по своей природе изначально неравны. Таким образом, конфликт является естественным состоянием общества. Но мнению Аристо­теля, основные источники конфликта кроются в имущественном неравенстве людей;

Платон (472—347 гг. до н. э.) сформулировал образ идеального государства, выступал за аристократическую форму рабовла­дельческого государства, способного подавлять конфликты силой.

2. В средние века христианская философия в соответствии с биб­лейскими канонами стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми.

Крупным представителем данного направления был Фома Аквинский (1225—1274), который:

• высказывался о несовместимости войн с учениями Христа;

• считал войну грехом, но допускал существование справедливой войны, целями которой являются защита отечества и возмездие агрессору со стороны государства, ведущего справедливую войну.

3.Для эпохи Возрождения было характерно резкое осуждение социальных столкновений и вооруженных конфликтов. Решающий фактор развития общества — мир, добро и согласие. Крупней­шими учеными этого периода были:

Эразм Роттердамский (1469-1536). Отмечал наличие у кон­фликта собственной логики. Конфликт разрастается как цепная реакция, затягивая все новых людей. Эразм Роттердамский указывал на сложность примирения противостоящих сторон, даже если они придерживаются сходных духовных позиций;

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626). Анализировал условия и причины социальных беспорядков и пытался выделить способы их пре­одоления. Главная причина возникновения конфликтов — пло­хое материальное положение народа. Из политических причин, чаще всего приводящих к столкновениям, — произвол власти и подстрекательство знати. Считал политическое маневрирова­ние, умение обнадежить население лучшими средствами пре­дупреждения социальных конфликтов

4. В Новое время и в эпоху Просвещения английские демократы и французские просветители выступают с резкой критикой воо­руженных конфликтов, насилия. Признавалась решающая роль мира и согласия, царила надежда и вера в "вечный мир", к ко­торому приведет ликвидация феодальных устоев. Крупнейшими учеными того времени были:

Жан-Жак Руссо (1712—1778). По его мнению, сначала все люди были равны и свободны. Затем с развитием цивилизации люди это состояние утрачивают. Но заключая общественный договор, они снова возвращаются к миру и согласию;

Иммануил Кант (нем. философ, 1724-1804). Естественное со­стояние людей, соседствующих друг с другом, как считал Кант, — война. А состояние мира должно быть установлено;

Томас Гоббс.Люди по природе равны в своих способностях и требованиях, и это неизбежно порождает конфликты. Поэтому "война всех против всех" является естественным состоянием че­ловечества. Чтобы избавиться от конфликтов, люди по взаим­ному договору образуют государства. Государство является главным арбитром в конфликте. Только оно может разрешать и пресекать конфликты.

5. В XIX-XXвв. проявляется научный подход к изучению кон­фликтов и постепенно происходит становление конфликтоло­гии как самостоятельной науки. Конфликты рассматриваются как неизбежное явление, появляются теории о наличии вечных причин конфликта и неустранимости их последствий. Большой вклад в развитие новой науки внесли социологи. Их труды ста­ли общетеоретической базой и методологическим руководством для последующих изучений в области конфликтологии. Крупней­шими из них были:

Томас Мальтус(англ. экономист, священник, 1766-1834). Он находил причину безработицы в том, что рост населения опе­режает развитие экономики. Таким образом, он считал вечную борьбу населения за средства существования естественной, а возникающие на этой почве конфликты фактором развития общества',

Чарльз Дарвин (1809-1882). В своей работе "Происхождение ви­дов путем естественного отбора" раскрыл механизм естественно­го отбора наиболее приспособленных видов, основу которого составляет развитие живой природы, осуществляемое в услови­ях постоянной борьбы за выживание. Позже получила развитие теория социального дарвинизма, в соответствии с которой эво­люцию общественной жизни объясняли биологическими зако­нами естественного отбора и борьбы за существование;

Герберт Спенсер (1820-1903). Основой жизни общества считал принцип борьбы за выживание наиболее приспособленных индивидов. Борьба, конфликт выступают как всеобщий и осно­вополагающий закон',

Уильям Самнер (1840—1910). Выдвинул теорию естественной селекции, которой бессмысленно противостоять. Борьба за существование является важным фактором прогресса. В ней гибнут наиболее слабые, худшие представители человечества, а побе­дители являются творцами ценностей, наилучшими людьми. Самнер был против вмешательства государства в общественную жизнь, осуждал социализм, считая абсурдной идею о сознатель­ном улучшении мира. Положил начало системному изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгруппо­вых отношений. Отметил связь межгрупповых конфликтов с внутренним единством групп;

Людвиг Гумплович (1838-1909). Рассматривал историю челове­чества как постоянную борьбу рас и отдельных индивидов за существование. Находил источники конфликтов в различии интересов как отдельных личностей, так и целых народов. Ос­новные положения его теории:

деление общества на господствующих и подчиненных — яв­ление вечное, поэтому конфликты вечны;

• конфликты — фактор прогресса. Конфликты способствуют единству общества, а также возникновению новых объеди­нений, государств;

Карл Маркс (1818—1883). Автор социологической теории кон­фликтов утверждал, что в условиях классовой борьбы социоло­гические конфликты — неизбежные явления общественной жизни. Причина конфликтности капиталистического общества состо­ит в непримиримости интересов рабочих и капиталистов. Но в результате революционных преобразований, устранения част­ной собственности в обществе исчезнут объективные причины для возникновения конфликтов. Таким образом, будет создано бесконфликтное общество. К. Маркс разделил структуру обще­ства на 4 элемента.

• производительные силы;

• производственные отношения;

• политическая надстройка;

• формы общественного сознания;

Георг Зиммель (1858—1918). Он первый ввел термин "социология конфликта". Источник конфликта Зиммель видел не в противо­положности экономических интересов противоборствующих клас­сов, а в инстинкте враждебности. Основные моменты его теории:

• чем сильнее межгрупповые конфликты, тем менее вероятно исчезновение границ между группами;

• чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность внутри конфликтующих групп;

Зигмунд Фрейд (1856—1939) на первый план в развитии чело­века выдвинул влечение, в первую очередь сексуальное. Разде­лил личность на 3 инстанции: "Оно", "Я"и "Сверх-Я";

Альфред Адлер. Адлер в противовес Фрейду отдал предпочтение в человеческом поведении социальным факторам. Человек прежде всего социальное существо, поэтому его нельзя рассматри­вать в отрыве от общества;

Карл Густав Юнг (1875-1961). Он отказался от фрейдистской теории сексуальности, тем не менее придавал большое значе­ние сексуальным влечениям. Поведение и поступки человека зависят от психической энергии, которая может быть обращена во внутреннюю среду, в себя или на внешнюю среду. В связи с этим Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов и выделил 4 основных типа характера: мыслительный, эмоциональ­ный, сенсорный и интуитивный.

В истории становления конфликтологии общей тенденцией было движение от положительной оценки роли конфликта в жизни человека и одобрения войн, борьбы имеждоусобиц к осознанию значимости мира иединства, а затем к пониманию неизбежно­сти конфликтов как фактора социального развития и прогресса.

Современные теории конфликтологии:

Существенный вклад в становление конфликтологии как отдель­ной науки внесли такие современные ученые, как:

Толкотт Пирсоне. Теория структурно-функциональной модели общества. Парсонс выступает за бесконфликтное отношение в системе. Естественное состояние общества — социальный поря­док, а конфликт Парсонс считает социальной болезнью общества, которую необходимо лечить. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации. Он перерастает из напряжен­ности, которая возникает между физиологическими потребно­стями организма и потребностями человека в социальных от­ношениях. Психологическое напряжение в обществе необхо­димо снимать, так как оно опасно для системы и может ее разрушить. Парсонс формирует функциональные предпосылки стабильности общества, обеспечение которых позволяет избе­жать соииалъных потрясений:

• удовлетворение потребностей большей части членов общества;

• эффективная работа органов "социального контроля" в вос­питании членов общества в соответствии с установленными в нем нормами;

• совпадение индивидуальных мотивов с общественными уст­ремлениями, благодаря чему индивиды выполняют функции и задачи, возложенные на них в данном обществе;

Элтон Мэйо. Школа "человеческих отношений". Представители школы "человеческих отношений" также рассматривают конфликт как социальную аномалию. Естественное состояние общества — состояние гармонии и социального консенсуса. Элтон Мэйо при­зывал к установлению мира в производственных отношениях, считал конфликт болезнью социальной, а социальное равнове­сие и сотрудничество — верным признаком здорового общест­ва. Настаивал на замене индивидуального вознаграждения коллективным, экономического — социально-психологическим (дружественная атмосфера, удовлетворенность работой, одоб­рение начальства, демократическое руководство и пр.).

В 1960-е — 1990-е гг. конфликтология сменила направление теоретических исследований и вернулась к изучению преиму­щественно конфликтной модели общества. Факторами, способ­ствовавшими этому, были:

• новая ситуация в мире;

• бурный экономический рост;

• усиление конкуренции.

Все это привело к распространению современных концепиий. в ча­стности. Льюиса Козера. Ларендорфа. Боулдинга и др.:

Льюис Козер. Концепция позитивно-функционального конфлик­та. В соответствии с данной концепцией конфликт - неиз­бежное явление, которое оказывает позитивное воздействие на функционирование общественной системы. Чем больше кон­фликтов в обществе, тем стабильней общество и тем сложнее разделить его членов на группы. По Козеру. функиии конфликта в обществе состоят в том, что конфликт.

• является способом периодически разряжать обстановку и разрешать противоречия;

• способствует установлению и поддержанию стабильных внут-ригрупповых и межгрупповых отношений;

• предупреждает о наличии в системе проблем и противоречий;

Ральф Дарендорф. Концепция конфликтной модели общества. Согласно конфликтной модели Дарендорфа, общество прониза­но конфликтами, а отсутствие в нем конфликтов является не­нормальным. Конфликты неустранимы и вездесущи. Дарендорф считал конфликт ядром творчества и свободы общества, источ­ником инноваций и социальных перемен. В каждом обществе люди делятся на тех, у кого есть власть, и тех, кто вынужден этой власти подчиняться. Причинами возникающих противоре­чий являются социальное неравенство, борьба за власть, ресурсы, авторитет и т. д. Не имея возможности обойтись без конфлик­тов, люди тем не менее имеют возможность их регулировать;

Кеннет Боулдинг. Общая теория конфликта. Конфликты неиз­бежны, насилие заложено в природе человека, стремление к вражде и борьбе с себе подобными непреодолимо. Боулдинг рассмат­ривал конфликт с различных ракурсов: с точки зрения биологии, физики, социологии и т. д. По мнению автора, все конфликты возникают и развиваются по единым образцам, их можно пре­дупредить и преодолеть. Основу при преодолении конфликта со­ставляют 3 фактора:

• понимание причин возникновения;

• правильный выбор способов их устранения;

• нравственное совершенствование людей.

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.

 

2. « В СССР социальная психология и конфликтология долгое время не развивались, тема конфликтов была закрытой. Един­ственной истиной была признана теория К. Маркса, в соответ­ствии с которой в СССР строилось бесконфликтное и бесклас­совое общество. Западные же ученые таких взглядов не разде­ляли и считали такое общество утопией. Лишь с конца 80-х в СССР и России появляются научные разработки теории кон­фликтов. Это труды таких ученых, как:

В. В. Дружинин, Д. С. Конторов, М.Д. Конторов "Введение в те­орию конфликта". Авторы считают конфликты неизбежными, так как, несмотря на огромные возможности, которые человек обрел в результате научно-технического прогресса, он до сих пор не может преодолеть свои природные комплексы, заблуж­дения. Указанные ученые ввели такое понятие, как эргатиче-ские конфликты, происходящие в сферах взаимодействия инди­видуума, социума, техники;

А. В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев и др. "Введение в общую теорию конфликтов", "Основы конфликтологии" "Юридическая кон-фликтология". Вэтих работах конфликт рассматривается с по­зиции юриспруденции. Авторы относят конфликт к нежела­тельным явлениям, мешающим нахождению позитивного реше­ния проблемы. Под конфликтом подразумевается борьба за ценности и определенный статус. Борьба в любом ее виде опи­рается на нормы и правила, установленные обществом;

A.Г., Здравомыслов "Социология конфликта". Конфликт иссле­дуется с социально-политической точки зрения, параллельно с анализом современной социально-политической ситуации в России. Конфликт — нормальное, полезное и необходимое явление в здоровом обществе. Нужно только не закрывать глаза на воз­никающие противоречия, а следовать определенным правилам урегулирования конфликта.

До сих пор как в России, так и в западных странах не сложилась общепризнанная теория конфликта, а в существующих теориях проявляются значительные несовпадения в подходах к харак­теристике роли и значения конфликтов. В настоящее время большая часть ученых придерживается мнения о необходимости комплексного подхода, интегрирующего различные точки зрения.

2. На современном этапе развитияконфликтология представляет собой достаточно развитую многоотраслевую дисциплину, которая исследует причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающие в разных сферах общественной жизни, а так же пути их разрешения и предупреждения.

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Основные направления исследований конфликтологии:

• Сущность социального конфликта.

• Классификация конфликтов.

• Эволюция конфликтов.

• Генезис конфликтов.

• Структура конфликтов.

• Функции конфликтов.

• Информация в конфликте.

• Динамика конфликта.

• Диагностика конфликта.

• Предупреждение конфликта.

• Завершение конфликта.

1. Конфликтология имеет глубокие философские традиции и на­ходится на стыке многих наук, прежде всего — социологии и психологии.

В связи с этим в рамках конфликтологии оформились 2 подхода канализу конфликта:

социологический',

психологический.

Между социологическим и психологическим подходами существу­ют различия:

социология ориентирована на изучение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений. Формирование теорети­ческой базы конфликтологии происходило при участии таких знаменитых социологов, как Огюст Конт} Герберт Спенсер, Карл Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер.

• в отличие от социологии психология изучает природу конфликт­ного поведения в зависимости от различных эмоционально-психо­логических факторов. И здесь свою лепту в становление кон­фликтологии внесли знаменитые психологи: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер М. Шериф, Д. Рапопорт, Р. Доз, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Д. Скотт.

2,Кроме социологии и психологии, конфликт является предме­том изучения многих дисциплин: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, юриспруденции, правоведения, истории, математики, искусствоведения, культурологии, эко­номики, этики и т. д.

Конфликтология опирается на принципы познания, вырабо­танные в рамках других наук, которые позволяют глубже по­нять предмет конфликтологических исследований.

Сегодня конфликтология в России находится в стадии станов­ления и является комплексной междисциплинарной наукой.

Основными методами конфликтологии являются:

эксперимент;

• исследование документов;

• опрос;

• наблюдение;

• комплексное исследование.

3.Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Мы воспользуемся классификацией в основе, которой состав участников конфликта:

■ внутриличностные;

■ межличностные;

■ групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

■ конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений организации):

■ межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

 

4.Слово конфликт пришло в русский язык (равно как и другие языки) из латыни. Переводится это слово буквально-столкновение (conflictus ).

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

 

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (873)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7