Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и динамика конфликтов



2015-11-10 2298 Обсуждений (0)
Структура и динамика конфликтов 4.67 из 5.00 3 оценки




Теоретические основы конфликтологии

Характеристика конфликта как социального феномена

Понятие конфликта

Существуют различные определения конфликта. Так, Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. в «Толковом словаре русского языка» дают сжатое определение: конфликт - серьезное разногласие, спор, столкновение. И далее кратко раскрывают элементы, определяющие сущность понятия «конфликт»: разногласие - противоречие, несогласованность; спор - разногласие, словесное состязание, обсуждение чего-нибудь; столкновение - спор, стычка, ссора. Но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – участниками конфликта.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. Важно отметить, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий.

Мортон Дойч отмечал, что конфликт – это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению. В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт – такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник.

Опираясь на эмпирические исследования, можно сделать вывод, что конфликт - это явление широко распространенное, повсеместное; это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций как минимум двух сторон. Важно отметить, что конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни.

Системный подход к исследованию конфликта предполагает определение общей для различных наук понятийной схемы его описания. Так, наиболее распостраненная схема Анцупова А.Я. состоит из семи групп понятий (рис. 1.1): сущность; генезис; классификация; функции; структура; динамика; методы изучения конфликта. Именно эти характеристики конфликта и находят свое освещение в этой теме.

 

Рис. 1.1. Схема понятийного описания конфликта

 

Причины конфликтов

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах.

К ним можно отнести следующие причины:

§ Социально-политические и экономические - связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

§ Социально-демографические - отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

§ Социально-психологические - отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.

§ Индивидуально-психологические - отражают психологические особенности конкретной личности (способности, темперамент, характер…).

Помимо этого следует различать объективные и субъективные факторы, действие которых толкает людей в конфликт.

Объективные факторы это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями бытия, а также с некоторыми существенными социально-психологическими особенностями личности или социальной группы, реально имеющимися в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.

К условиям бытия, порождающим конфликты, относятся, например, социальное неравенство, классовые противоречия в обществе, конкурентные отношения на рынке. Конфликты внутри организации и между организациями часто вызываются такими условиями, как ограниченность ресурсов, недостаточно четкое распределение ответственности, обязанностей и полномочий, плохие коммуникации (приводит к дефициту, утрате и искажению информации, несогласованности действий). Объективными факторами, связанными с особенностями личности или социальной группы, являются, например, образование, уровень квалификации, интеллектуальное развитие, диапазон способностей и возможностей личности, ее глубинные, стержневые потребности и установки. Различия в этих качествах нередко ведут к взаимному непониманию и распаду контактов, а несоответствие этих качеств требованиям дела – одна из наиболее типичных причин служебных (да и не только служебных) конфликтов.

Наличие объективных факторов, вызывающих столкновение жизненно важных потребностей, интересов, целей индивидов или групп делает конфликт неизбежным. Другое дело, в каких формах он будет протекать.

Субъективные факторы представляют собою стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и в их воображении реальные обстоятельства принимают несвойственный им в действительности характер или рисуются таковыми, каковыми они не являются. Но, согласно «теореме Томаса», последствия этого вполне реальны («Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям»). Иллюзорные представления об обстоятельствах возбуждают страсти и стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем реальные обстоятельства. Иллюзии становятся причинами, генерирующими конфликт, и стимулами, поддерживающими и усиливающими его.

Иллюзии есть у всех. Когда два субъекта имеют разные представления об одном и том же, то каждый из них думает, что представление другого иллюзорно. И часто совершенно неясно, чья точка зрения более правильна. Поэтому любое представление может быть названо иллюзией, если кто-то другой считает его иллюзорным. Стало быть, иметь иллюзии – это нормально. Так уж мы устроены, что без иллюзий жить не можем. Есть несколько типичных иллюзий, заставляющих людей подбрасывать «дрова» в огонь конфликта.

Иллюзия «выигрыша–проигрыша». Когда возникают стремления к двум несовместимым, одновременно не осуществимым целям (как в душе одного человека, так и у двух разных людей или групп), то складывается впечатление, что приходится выбирать только одно из двух: либо – либо, по пословице: «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Если речь идет об индивидах или группах, преследующих несовместимые цели, то это означает, что каждая из них либо выигрывает, либо проигрывает, и третьего тут не дано. Люди начинают бороться за победу, эмоциональный накал борьбы растет, появляются воодушевляющие лозунги типа «победа во что бы то ни стало», «победа любой ценой». Иллюзия, что существует только альтернатива выиграть или проиграть, ведет к обострению конфликта до такой степени, что выигрыш часто достается слишком дорогой ценой или даже победа уже не дает выигрыша («пиррова победа»).

Иллюзия «самооправдания». Мы слишком часто предубеждены в пользу самих себя, склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать наши добрые дела, преуменьшая дурные поступки, а то и вовсе не признаваясь в них. Это касается как индивида, так и группы. «Мы – хорошие», и наш образ жизни, наши взгляды, наши действия лучше, чем у «них» – у тех, кто нас не одобряет. Состороны эти наши предубеждения могут оцениваться как ложные, неверные, более того, как неприемлемые.

Иллюзия «плохого человека». Тот, кто говорит или действует не так, как нам бы хотелось, вызывает у нас негативную реакцию. Если его поведение нарушает наши интересы, то к нему возникает неприязнь. Мы считаем его скверным человеком – злым, безнравственным, тупым и пр. Это тоже может относиться не только к индивиду, но и к группе. «Они – плохие»: их образ жизни, взгляды, действия хуже, чем наши.

Иллюзия «зеркального восприятия». Эта иллюзия как бы сочетает в себе две предыдущих. У двух сторон, сталкивающихся по какому-то поводу, возникает удивительно симметричное, как в зеркале, восприятие друг друга. Добродетели, которые каждая приписывает себе, очень сходны. И пороки, которые каждая находит у противника, тоже. Зеркальное сходство наблюдается и в опасениях насчет другой стороны, и в аргументах, с помощью которых каждая сторона оправдывает себя и обвиняет противную сторону (например, наши демократы и коммунисты в предвыборной борьбе призывают голосовать за себя, потому что... – дальше они могут общим хором: «только мы последовательно отстаиваем интересы народа»).

«Зеркальное восприятие» приводит к тому, что логик С. И. Поварнин называл «двойной бухгалтерией». «Все почти люди склонны более или менее к двойственности оценок: одна мерка для себя и для того, что нам выгодно или приятно, другая – для чужих людей, особенно людей нам неприятных, и для того, что нам не по душе». Когда кто-то разносит слух – эта сплетня; а когда это же делаем мы – это сообщение интересных новостей друзьям. Когда ваш ребенок ударил нашего, то это форменное хулиганство, а когда наш ударил вашего – так он же еще маленький! Подобную «двойную бухгалтерию» Вл. Соловьев усматривал в суждениях националистов, сеющих рознь между народами: существует, писал он, такое понимание национальной идеи, которое напоминает ответ готтентота миссионеру, спрашивавшему его, знает ли он различие между добром и злом. «Конечно, знаю, – отвечал готтентот. – Добро – это когда я украду чужой скот и чужую жену, а зло – когда у меня украдут». Эта «готтентотская мораль», как называл такой способ рассуждений Вл. Соловьев, до сих пор используется при обосновании своих позиций враждующими сторонами в конфликтах.

Типология конфликтов

Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует конфликтолога в данном конкретном случае. В случае конфликтов основанием классификации может быть: состав участников конфликта, его содержание, его длительность, его причины, степень его интенсивности, остроты или силы, формы его протекания, способы его решения и пр. В зависимости от того, какое из этих оснований важно учитывать в данных конкретных обстоятельствах, конфликтолог обращается к той или иной классификации.

В соответствии с классификацией Л.Козера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

§ Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

§ Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу.

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены пять основных типов конфликта:

§ внутриличностные;

§ межличностные;

§ групповые (между малыми группами в составе одной общности);

§ конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений организации, конфликт между личностью и группой):

§ межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Соотношение между этими типами конфликтов схематически изображено на рис. 1.2. Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные – в межличностные, межличностные – в групповые).

Рис. 1.2. Соотношение между типами конфликтов

 

Типология М. Дойча по критериям «Тип участников» и «Вид структурных отношений» представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Типология конфликтов М. Дойча

Тип участника Вид отношений Уровень анализа
Внутрисистемный Межсистемный
Личность Внутриличностный Межличностный Психологический
Группа Внутригрупповой Межгрупповой Социально-психологический
Нация Внутринациональный Международный Социальный

 

Функции конфликта

Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о егофункции – положительной или отрицательной?

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). К числу позитивных функций можно отнести следующее:

§ конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

§ в процессе конфликта происходит определение источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов;

§ конфликт – это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

§ в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;

§ конфликт – способ самоутверждения личности, особенно у подростка.

§ конфликт – необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

§ внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности: так, исследования показали, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;

§ межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;

§ необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решении, называют дисфункциональными (деструктивными). Основными признаками деструктивного конфликта являются:

§ расширение конфликта;

§ эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается);

§ увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;

§ рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

Основные деструктивные последствия конфликта:

§ негативное воздействие на психическое состояние конфликтантов;

§ конфликт всегда сопровождается стрессом, что неблагоприятно сказывается на физическом и психическом здоровье конфликтантов;

§ конфликт приводит к деструкции системы межличностных отношений;

§ конфликт способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;

§ конфликты могут снижать эффективность деятельности оппонентов;

§ конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности в целом, формируя негативные установки в плане отношения с социальной средой.

 

Структура и динамика конфликтов



2015-11-10 2298 Обсуждений (0)
Структура и динамика конфликтов 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Структура и динамика конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)