Работа с родителями гиперактивного ребенка
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего, надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний дома, в детском саду, в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень, немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком.
1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер и т.д., что будет пособствовать снижению агрессии ребенка.
3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и не желательное поведение.
4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, классе, дома.
5. Просить ребенка вслух проговорить эти правила.
6. Перед началом занятий ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком.
1. Отвлечь ребенка от его капризов.
2. Предложить выбор (другую, возможную в данный момент деятельность).
3. Задать неожиданный вопрос.
4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
5. Не запрещать действия ребенка в категоричной форме.
6. Не приказывать, а просить (но не заискивать), не читать нотаций (ребенок все равно их не услышит).
7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в то момент, когда он капризничает.
10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало, принес извинения.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Правила работы с гиперактивными детьми.
1. Работать в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3. Делить периоды работы на более короткие, но более частые. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Занизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым. 7. Договариваться с ребенком заранее. 8. Давать короткие, четкие инструкции. 9. Использовать элементы массажа (прикосновения, поглаживание). 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрения должны носить моментальный характер. 12. Предоставить ребенку возможность выбора. 13. Оставайтесь спокойными.
3.2 Агрессивные дети Агрессия (от лат. нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям. Агрессия возникает неожиданно, она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, соматические заболевания, социальные факторы, сцены насилия способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует связь между проявления детской агрессии и стилями воспитания в семье. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
Как помочь агрессивному ребенку Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: • Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; • Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; • Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; • Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.
1. Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослым. Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Существует 4 основных способа выражения гнева: 1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. 2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. 3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. 4. Задержать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются в основном 2 направления, описанных В. Квинн: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Гнев следует выражать прямо, словесно и в вежливой форме. "Чем больше гнева выплескивается в словах, тем меньше его остается, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения. Другому способу выражения гнева - переносу чувств на неопасные объекты рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, "стаканчик для крика", кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал в игровой форме.
2.Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения.
3.Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенный события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им этот нравится, а из-за того, что они не знают, как можно сделать по-другому. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. В группе разыгрывается ситуация ссоры и воспитатель просит ребят помирить героев. Дети высказываются, затем несколько вариантов разыгрывается парами, а по окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной вариант примирения и разрешения конфликта. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях: ♦ информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления она опасна для ребенка и окружающих) ♦ обучение эффективным способам общения с ребенком. Для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная формация, размещенная на стендах в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к специалисту. Схематично основные направления с родителями можно ставить следующим образом
В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка: негативные способы: наказания, приказы; нейтральные способы: модификация поведения; позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование. Приказы и наказания; могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое — наказание лишение привилегий. Однако не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросом го ребенка: «А что мне за это будет?» Лучшим гарантом самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Признаки агрессивности (анкета для педагогов и родителей) Ответьте, пожалуйста на каждое утверждение "Да" или "Нет"
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку. Высокая агрессивность - 15-20 баллов. Средняя агрессивность -7-14 баллов. Низкая агрессивность - 1-6 баллов.
Критерии выявления агрессивного ребенка
Поставьте любой знак в графе "часто" или "редко" напротив каждого высказывания.
Сосчитайте количество ответов "да". Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Шесть рецептов избавления от гнева
Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню. 2. Пометать дротики в мишень. 3. Попрыгать на скакалке. 4. Используя "стаканчик для криков", высказать все свои отрицательные эмоции. 5. Подраться с братом или сестрой. 6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячиком. 7. Пускать мыльные пузыри. 8. Устроить бой с боксерской грушей. 9. Пробежать по коридору детского сада. 10. Полить цветы. 11. Быстрыми движениями руки стереть с доски. 12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно. 13. Погоняться за кошкой (собакой). 14. Пробежать несколько кругов вокруг дома. 15. Передвинуть в квартире мебель. 16. Поиграть в "настольный футбол". 17. Постирать белье. 18. Отжаться от пола максимальное количество раз. 19. Сломать несколько игрушек. 20. Устроить соревнование "Кто громче крикнет", "кто выше прыгнет", "Кто быстрее пробежит". 21. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить. 22. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его. 23. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
3.3 Тревожные дети. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван: · Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; · Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями; · Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или другие взрослые. Коррекционную работу следует проводить в трех направлениях: 1. Повышение самооценки ребенка; 2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
1. Повышение самооценки: - Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. - Можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений. - Желательно избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время. Таких детей желательно спрашивать в середине урока (занятия). - Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение глаза в глаза вселяет чувство доверия в душу ребенка. - Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме этого, можно использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками.
Работа с родителями тревожного ребенка
Формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания в семье. Родители предъявляют завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением. Часто родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, не позволяют сделать ни малейшего промаха. Некоторые родители, стремясь уберечь ребенка от угроз его жизни, формируют у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Большинство родителей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с ними необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу.
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ /Рекомендации родителям / 1. Обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много понимают ваши воспитатели! Бабушку надо слушаться!»).
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой - либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким - либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Восемь рецептов повышения самооценки (памятка для родителей)
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки ребенка. 1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания, и получает удовлетворение от сделанного. 2. Ставьте перед дошкольником реальные цели и задачи, которых он может достичь самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Учите малыша самого оценивать, достиг ли он цели. Изначально сложное задание, которое не под силу ребенку, может уничтожить в нем уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше по пути к намеченной цели. 3. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком. 4. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его. 5. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого. 6. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дел. 7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и возможно, будет завтра). 8. Говорите ребенку: "Я люблю тебя", "Ты мне нужен", "Я верю в тебя". Осознание собственной ценности и нужности формирует позитивную установку на восприятие себя и окружающих и повышает веру в собственный успех.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |