Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологические теории конфликта. Функциональная («равновесная») и конфликтная модели обществ



2015-11-10 1934 Обсуждений (0)
Социологические теории конфликта. Функциональная («равновесная») и конфликтная модели обществ 0.00 из 5.00 0 оценок




Функциональная («равновесная») и конфликтная модели обществ

С точки зрения понимания устройства общества и его структуры социологи придерживаются одной из двух принципиальных позиций: теории функционализма и теории конфликта. Первоначально попытки социологов создать общую социологическую теорию основывались на равновесных моделях общества, на представлениях об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. Исторически более ранняя позиция функционализма была сформулирована английским социологом Гербертом Спенсером (1820 – 1903) в работе «Основы социологии», затем развита Эмилем Дюркгеймом и продолжает находить своих последователей и сегодня.

Основные принципы функционализма:

1. Общество – это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют внутренние механизмы контроля.

3. Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируются на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта система ценностей – самый устойчивый остов общественной системы.

Отправной точкой для равновесной модели является гармоничное соответствие и внутренняя согласованность различных частей социальной системы. При этом социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальных систем. Подобной точки зрения придерживался Толкотт Парсонс (1902 – 1979 гг.), идеи которого оцениваются как наивысшее достижение функционалистского направления в социологии. Для Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Слову «конфликт» Парсонс предпочитает термины «напряжения» (tension или strain), рассматривая конфликт как «эндемическую» форму болезни социального организма. Озабоченность возможностями социального контроля над конфликтами и их минимизации привела Парсонса к убеждению, что психоаналитики и другие специалисты по психическому здоровью могут значительно повлиять на снижение количества конфликтов в обществе.

Однако реалии социальной жизни доказывали, что эти отклонения встречаются слишком часто, и потому не совсем верно относить их к исключениям. Уточняя структурно-функционалистскую модель общества, Р. Мертон, прежде всего, критиковал идею «функционального единства общества», вопреки которой не однородность и единодушие, но конфликт ценностей и столкновения культур являются типичными для современного общества. Таким образом, идее «социального равновесия» была противопоставлена идея «социального изменения», которую принято называть «конфликтной» моделью или «теорией конфликта».

Основные тезисы теории конфликта Р. Дарендорфа:

1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение.

2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например, предпринимателей над рабочими и т. д.

3. У каждой из этих групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов таких групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т. д.

5. Классовый конфликт обостряется, если а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы

Таким образом, для функционалистов общество – это устойчивое единое целое, главным элементом которого является согласие его членов в отношении общих ценностей. Сторонники теории конфликта, напротив, исходят из того, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфликты, в том числе связанные и с подавлением одних членов общества другими.

Теория «позитивно-функционального конфликта».

Выходом в свет в 1956 г. работы американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта» были заложены основы современной западной социологии конфликта. В концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козер обосновал положительную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи Г. Зиммеля, Козер утверждал, что нет, и не может быть социальных групп без конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривается как борьба за ценности и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага. Это борьба, в которой целями сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.

По мнению Л. Козера, борьба между социальными группами и отдельными индивидами за перераспределение материальных ценностей и власть выполняет позитивные функции. Во-первых, разряжая напряженные отношения между участниками и давая выход негативным эмоциям, завершившийся конфликт позволяет сохранить взаимоотношения между конфликтующими сторонами, т. е. вернуть их в исходное состояние. Во-вторых, в ходе конфликтного взаимодействия люди больше узнают друг друга, так как конфликт выполняет тестирующую функцию. Взаимное познание способствует трансформации враждебных отношений в отношения сотрудничества.

Л. Козер отмечает неоднозначную роль внешнего конфликта для сплочения группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе, а не ее части, и воспринимается всеми членами группы именно как общая угроза. Для достаточно интегрированных групп характерна жесткость по отношению к несогласным членам, стремление подавить проявления внутренних конфликтов.

Позитивной функцией социального конфликта Л. Козер считал то, что он стимулирует социальные перемены, появление новых общественных порядков, норм и отношений.

Общая теория конфликта.

В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте – «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая теория», 1963 г.). В соответствии с ней конфликт – всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды. Все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. По мнению К. Боулдинга, человеку по природе свойственно стремление к постоянной борьбе с себе подобными: к эскалации насилия, однако, конфликты нужно преодолевать, существенно ограничивать.

В его теории рассматриваются две модели конфликта – статическая и динамическая. В статической модели анализируются «стороны конфликта» и система отношений между ними. Эти отношения строятся на принципе конкуренции. В динамической модели рассматриваются интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Используя идеи бихевиоризма, он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Поэтому общественные столкновения, следует вывод, являются «реактивными процессами».

 



2015-11-10 1934 Обсуждений (0)
Социологические теории конфликта. Функциональная («равновесная») и конфликтная модели обществ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологические теории конфликта. Функциональная («равновесная») и конфликтная модели обществ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1934)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)