Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема конфликта в оценке психологии



2015-11-10 1070 Обсуждений (0)
Проблема конфликта в оценке психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Условно можно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало XX в. – 50-е годы; конец 50-х годов – настоящее время.

Основанием различения служат степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. На рубеже 50-х – 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта.

Дадим характеристику наиболее известным концепциям, появившимся на первом этапе.

Психоаналитический подход ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского психолога З. Фрейда (1856 – 1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что З. Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного.

Последователь З. Фрейда Альфред Адлер (1870 – 1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.

Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст.

К. Хорни (1885 - 1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей в процессе становления личности, что в последствии приводило к утрате внутренней уверенности или как она ее называет базальной уверенности. Как считает Э. Фромм, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903 – 1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека – однотипны, а агрессия – постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907 – 1988).

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890 – 1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликтов может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.

Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды З. Фрейда и К. Левина, предложила новую фрустрационно-агрессивную концепцию конфликта. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов – агрессивность индивида и социальная причина – фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892 – 1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты - от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Таким образом, «социометрическая революция» позволила бы гармонизировать общественные отношения.

Вслед за работами основателя символического интеракционизма – американского психолога и социолога Д. Мида (1863 –1931) – широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид – среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

В настоящее время (на втором этапе развития психологических исследований конфликта) в современной зарубежной психологии выделяются следующие направления:

- теоретико-игровое (М. Дойч);

- теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

- теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р.Фишер, У. Юри)

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации, а также ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.В системном виде данный подход выражен в работах американского психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально- психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон, работы этого направления часто причисляют к мотивационной концепции.

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют: конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция является как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы выделили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. В целом исследователи стремятся к изучению реального поведения. В то же время опросные методы, используемые для диагностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опрашиваемые испытывают трудности в разграничении некоторых категорий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценками и оценками экспертов.

На рубеже 60 – 70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматривается как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Здесь наиболее разработанной является область технологии переговорного процесса.

В отечественной психологии конфликту, как самостоятельному предмету изучения, предшествовало его рассмотрение в рамках культурно-исторической концепции

. Термин конфликт употреблялся в трех смыслах:

- конфликт, как диагностическая ситуация;

- конфликт как диагностический и формирующий прием;

- конфликт как механизм развития.

Полемизируя с Ж.Пиаже, Л.С.Выготский утверждал, что развитие идет не от индивидуализации к социализации, а, наоборот, от абсолютной социализированности человека к его индивидуализации. В рамках культурно-исторической концепции были сделаны существенные выводы, которые имеют значение и на современном этапе развитии:

- отношение к конфликту должно строиться как «искусственное», т.е. его необходимо проектировать, инициировать и разрешать;

- предметом конфликта в культурно-исторической концепции является разрыв (пустота) в виде противопоставленности натуральных и культурных форм поведения;

- природа конфликта позитивна, он является продуктивной основой культурного развития;

- феноменально конфликт представлен как противоречивость в одном поведении способов его организации;

- урегулирование-разрешение конфликта происходит за счет овладения (Л.С.Выготский) поведением и построения его на новом уровне.

Понимая конфликт как феномен межсубъектного взаимодействия, уточним его сущность, проанализировав имеющиеся определения в литературе.

Анализ определений конфликта, имеющийся в различных современных энциклопедиях (Grolier Multimedia Encyclopedia 1998, 1996, 1988) (Гришина Н.В.), раскрывает содержание понятия через следующие значения:

-состояние открытой, часто затяжной борьбы или войны;

-состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, столкновение противоположностей;

-психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций;

-противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении. В качестве антонимов понятия «конфликт» предлагаются согласие и гармония.

Важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем и во внутреннем плане. Противоречия могут быть уже имеющимися или только предполагаемыми, существуют в действительности или только в ощущениях – в любом случае они охватываются аналитическим пространством.

Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. В качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновения, при этом сам конфликт рассматривается, прежде всего, как характеристика взаимодействия.

Анализ определений конфликта показывает, что при всей близости характеристик в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно не может быть принято в качестве универсального.

Н. В. Гришина предложила рассматривать конфликт через его свойства:

1. биполярность, что означает и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно;

2. активность, направленная на преодоление противоречия;

3. наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.

Специфика социально-психологического подхода к изучению конфликта заключается в том, что в качестве субъектов – участников конфликтного взаимодействия рассматриваются не только отдельные личности, как представители определенных социальных групп, но и сами эти группы. В социальной психологии сложилось отдельное направление исследования, объектом которого являются межгрупповые, внутригрупповые и межличностные отношения. Предметом – анализ их истоков, сущности и содержания, динамики, закономерностей и механизмов их функционирования и развития. Выделяя в структуре общества большие и малые социальные группы, мы выходим на проблему их взаимодействия, взаимоотношений, общения.

 



2015-11-10 1070 Обсуждений (0)
Проблема конфликта в оценке психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема конфликта в оценке психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.045 сек.)