Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, признаки местного самоуправления



2015-11-10 1027 Обсуждений (0)
Понятие, признаки местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




МСУ – формаосуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

МСУ – одна из основ конституционного строя.

МСУ – вид социального управления, при котором субъект и объект управления совпадают и взаимодействуют

МСУ (ОПОМС 1995 г.) – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМСУ) вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

МСУ (ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления) – право и реальная способность ОМСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.

 

10. Теории и модели местного самоуправления

Теории местного самоуправления

 

Критерии Теория свободной общины Общественная (хозяйственная) теория Государственная теория Дуалистическая теория
Представители (ученые) А.Токвиль, Ж.-Г.Турэ, Н.Гербер, Г.Аренс, О.Лабанд, Э.Мейер, О. Ресслер, В.Н.Лешков Р.Моль, О.Ресслер, О.Гирке, Шеффнер, А.И.Васильчиков, Г. Еллинек, Б.Н. Чичерин, В.Н. Пешков Р. фон Гнейст, Л. фон Штейн, В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский, Н.М. Коркунов, О.В. Ключевский, А.Г. Михайловский Ж.Бардо, В.М. Гессен, О.Зеевальд
Основная идея Естественное и неотчуждаемое право общины на заведование своими делами МСУ – это не политическая сфера, оно имеет отношение к особой сфере хоз. деятельности МСУ – часть гос-ва. Отказ от идеи муниципальной автономии; самостоятельность МСУ присутствует исключительно в местных делах.
Принципы организации МСУ Независ-ть от гос-ва, самостоят-ть в решении местных вопросов, принцип разделения властей (исполнит-ная, законода-ная, судебная, местная) Независимость от государственного управления, самостоятельность в решении хозяйственных дел местных сообществ и ОМСУ. Взаимосвязь гос-ва и МСУ; всякое управление публичного характера – дело государственное; экономическая независ-ть ОМСУ; выборность должностных лиц ОМСУ. Координация деятельности органов гос-ва и ОМСУ при решении как гос-ных, так и сугубо местных вопросов; взаимодействие и взаимосвязь полномочий органов гос. власти и ОМСУ.
Взаимоотношения МСУ и государства Государство обязано уважать свободу самоупр-ния общины; общинное самоупр-ие первично по отношению к гос. упр-нию Противопостав-ие местного общества гос-ву, общ-ных интересов гос-ным; разгранич-ие гос-ных и хоз-ных дел. ОМСУ не должны заниматься полит-ой (гос-ной) областью общ-ных отношений; ОМСУ осуществляют только функции по решению местных вопросов, они не вмешиваются в политику гос-ва, а гос-во не вмешивается в дела МСУ. Местные органы осуществляет некоторые полномочия, порученные им государством; ОМСУ подконтрольны и поднадзорны государству, а также местному сообществу; ОМСУ выражают гос-ные и свои особые, не совпадающие с центром интересы. Наличие и необходимость сочетания общегос-ного и местного интересов; ОМСУ реализуют функции публ-го и частноправового хар-ра; МСУ сочетает гос-ные (публично-властные) и самоуправлен-ие начала; ОМСУ выполняют функции, переданные им гос-вом; пред-ты ведения у МСУ носят гос-ный хар-р.
Положительные моменты Теория положила отправные начала современной неотчужд-ти права общины на самоупр-ние; теория позволяет диффер-ть самоуправляющиеся территор-ные образования; рационализация осуществл-ния публ-ной власти; деконцентрация гос. управления. Основные полномочия ОМСУ и нас-ния, проживающего на определенной территории, сводятся к решению хоз-ных вопросов, не связанных с политической направленностью; идейно-теоретическое обоснование широких полномочий самоуправления. Контроль за деятельностью МСУ со стороны гос-ва; МСУ – обязательный демократический институт, который не противостоит гос-ву, а объединяет интересы целого и частного, поср-вом чего достигается наибольшая соц. гармония; партнёрство центра и местной власти. Теория соответствует всему многообразию существующих видов МСУ; МСУ не учреждается гос-вом, а признается и гарантируется.
Отрицательные моменты Гос-во не может сохранить статус общин как свободных, т.е. не может признать их автономными; гос-ва признают его необход-ть и верховенство, следовательно, самостоятел-ть и независимость общин исчезает; теория противоречила общественной практике, т.к. выводила за грань своего рассмотрения крупные адм-ные единицы, созданные гос-вом (области, департаменты, регионы, провинции). МСУ – инициатива исключительно населения; деление дел на собственно общинные (местные) и дела гос-ные, поруч-ные для исполнения общинам Зависимость МСУ от гос-ва; гос-во могло вмешиваться в местные дела, проводить свою политику, не давая выразить мнение населению, проживающему на определенной территории, где осуществлялось МСУ. Теория не носит самостоятельного характера, а развивает в большей части положения, содержащиеся в государственной теории МСУ; создание МО, определение ВМЗ, местных дел, полномочий ОМСУ носит производный характер от гос-ва, т.е. данные вопросы регулируются гос-вом, что лишает МСУ самостоятел-ти и независ-ти.

Модели местного самоуправления

 

  Англосаксонская   Французская (континентальная) Смешанная (германская)
Страна   Великобритания, США, Канада, Австралия Континентальная Европа (Франция), франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток Германия, Австрия, Япония, Финляндия, Дания, Нидерланды
Основная идея   Модель построена на концепции общественной теории МСУ. ОМСУ действуют автономно в пределах предоставленных им полномочий; нижестоящие органы не подчинены вышестоящим. Местные органы – составная часть механизма гос-ва. Концепция данной модели МСУ построена на основе гос-ной теории самоуправ-ия. Сочетание прямого гос. управления на местах и МСУ; нижестоящие звенья подчинены вышестоящим. Сочетание автономного МСУ на низовом территориальном уровне с гос. управлением на более высоком; имеет сходства с континентальной и англосаксонской моделями МСУ.
Предметы ведения МСУ   Комиссии местных представительных органов разрабатывают и принимают решения по местным вопросам; предметы ведения местных властей определяются гос-вом в качестве «закрытого списка», местные власти самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесённые к компетенции гос-ва; основная роль в финансовом обеспечении муниципалитетов отведена собственным доходам местных бюджетов. Все действия, прямо не запрещенные законом; выход муниципалитета за пределы предметов своего ведения грозит санкциями, предусмотренными законом; приоритет отдаётся обеспечению единых условий жизни граждан в различных муниципальных (территориальных) единицах; муниципалитеты обязаны согласовывать решения определенных вопросов своей компетенции. Местным собраниям принадлежит право на принятие постановлений по всем вопросам, не входящим в ведение государства, в том числе по вопросам принятия таких актов местного значения, где в качестве санкции устанавливаются уголовные наказания; на ОМСУ возлагаются полномочия по весьма широкому кругу вопросов, которым относятся вопросы безопасности и соц. защиты; общинам предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность; местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности. Деление полномочий на обязательные собственные, которые предписаны законов; делегированные; необязательные дей-ия в рамках общей компетенции.
Виды органов МСУ   Представительные органы; должностные лица; комиссии местных представительных органов; постоянные и временные комитеты представит-ных органов. Представительные органы в административно-территориальных единицах (территориальные сообщества); представительные органы в некоторых муниципальных (территориальных) единицах могут отсутствовать; должностные органы; специальные органы; представители центральной власти которые осуществляют административный контроль за деятельностью ОМСУ. Выборный орган – звено муниципального управления и представитель гос. администрации; районное собрание.
Порядок формирования органов МСУ   Избирание непосредственно населением. Выборы органов территориальных общин; назначение представителей центральной власти; ОМСУ создаются лишь на низшем уровне. Избрание непосредственно населением.
Характер и особенности взаимоотношений органов МСУ с ОГВ Осуществление контроля за деятельностью ОМСУ в лице центральных министерств, а также с помощью судов; МСУ – отдельный институт относительно гос. власти; отсутствие возможности совмещения функций МСУ и гос. управления на местном уровне; наиболее важной считается свобода местных сообществ делать выбор, какие муниц-ные услуги и в каком объёме они хотят иметь; фискальная автономия; ОМСУ не входят в систему гос. органов и взаимодей-ие с ними не предусматр-т адм-ной опеки. Создание органов, одновременно подотчётных представительным органам и вышестоящим гос. администрациям; муниципальная власть подотчётна специальным местным органам и должностным лицам гос-ва; представители центральной власти осуществляют адм-ный контроль за деятел-тью ОМСУ. Чёткое взаимодействие местного управления и самоуправления обеспечивается системой отношений глав правительственных округов с главами администрации базового звена местного самоуправления на уровне районов; соподчинение вышестоящих и нижестоящих муниципальных органов; ограниченное право МСУ; контроль за деятельностью ОМСУ со стороны гос. органов.
Муниципальная (территориальная) единица Графства. Коммуны, департаменты, регионы, провинции, префектуры. Общины, районы, города, сельское поселение, несколько поселений.
Достоинства модели   Максимальный уровень самостоятельности МСУ; широкая автономия в исполнении предписаний королевской власти и в собственном правотворчестве; независимость муниципальной власти в пределах предоставленных ей полномочий. Система иерархии, что позволяет лучше организовывать работу ОМСУ, согласовывать её с основными направлениями деятельности государства; приоритет обеспечению единых условий жизни граждан в независимости от административно-территориального образования; утвержд-ие принципа «негативного регулирования» деятельности ОМСУ, в соответствии с которым они вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом. Данная модель МСУ объединяет страны различных политических направленностей; обеспечение единых условий жизни граждан.
Недостатки модели Утверждение принципа «позитивного регулирования» деятельности ОМСУ, согласно которому они вправе совершать только действия, предписанные законом; вмешательство гос-ва в полномочия ОМСУ (при неуд-ных результатах проверок ОМСУ на определенный срок их полномочия передаются чиновнику, назначаемому министрами). Двойная отчётность ОМСУ (перед представительными органами и вышестоящими гос. администрациями); ограничение финансовой автономии муниципалитетов; существенный контроль за деятельностью ОМСУ осуществляет центральная власть. Заимствование качеств англосаксонской и континентальной моделей МСУ не позволяет странам гибридной модели МСУ развивать МСУ своим, характерным только им путём; смешанная (гибридная) модель МСУ носит временный, промежуточный характер.


2015-11-10 1027 Обсуждений (0)
Понятие, признаки местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, признаки местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1027)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)