Ресурсное обеспечение туристской отрасли (понятие экономических ресурсов, особенности управления ими)
Помимо рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры, наиболее важными элементами ресурсного обеспечения и главным фактором развития туризма является персонал, капитал и производственные фонды, оборотные средства, нематериальные и инвестиционные ресурсы. Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутреннимотносятся: технология и организация производства туристического продукта, характер услуг и т.п. К внешним - демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда и т.п. Характеристика внешних факторов свидетельствует о количественные и качественные параметры трудовых ресурсов. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.
13. Эффективность использования туристских ресурсов Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, которые являются объектами туристского интереса, потенциально способными удовлетворять потребности людей, возникающие у них в процессе занятий туризмом. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Например, сколько приезжий (не житель пустыни) может созерцать песчаную дюну в Сахаре? Очень недолго во время сафари на комфортабельном джипе, после чего он устремится под прохладу кондиционера или бассейна в приморском отеле. И в то же время он может часами смотреть на море, нежась в струях теплого бриза. Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление. Туристский интерес перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристско-рекреационных ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса. Объекты туристского интереса достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социально-культурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребления туристских услуг. Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит: - доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту; Туристское впечатление комплекс эмоций, в большинстве положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникших или достигнутых им в результате потребления туристских работ (услуг), приобретения туристского продукта. Однако, чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационых. Рекреационные ресурсы это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые могут создать комфортные условия и имеют потребительную стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей. Организация развития туризма (как в стране, так и в регионе) должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристско-рекреационные ресурсы. Высокий потенциал развития туризма характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов. Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития туризма в регионе, следует ответить на следующие вопросы: "Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?" и "Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?" Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий были разработаны четыре принципа туризма, базирующегося на уникальных туристско-рекреационных ресурсах, активно способствующих сохранению и их рациональному использованию: 1) активное содействие в сохранении наследия местности культурного, исторического, природного;
14. Подготовка и кадровое обеспечение туристской отрасли, основные проблемы и перспективы Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития, видов и форм туризма. Основное противоречие здесь заключается в многопрофильном характере туристской деятельности, которая, с одной стороны, нуждается в кадрах различных профессий, специальностей, квалификаций, а с другой - в принципиально новых технологиях обслуживания туристов и экскурсантов, потребности в которых возникают по мере развития смежных отраслей народнохозяйственного комплекса и формирования специалистов по смежным видам профессиональной деятельности. Основными социально-профессиональными группами работников туризма являются хозяйственно-экономические руководители (менеджеры), специалисты и технические исполнители. Подготовка специалистов для туризма в разных странах ведется по-разному и отражает влияние конкретных исторических, политических, социально-экономических и других факторов. Как показывают исследования украинских специалистов, принципиальная кадровая схема в туризме включает две системы подготовки: - специализированная профессиональная подготовка для предприятий, непосредственно принимающих участие в производстве туристского продукта; При этом каждая из этих систем имеет образовательные уровни. 1. Высший (институционально-управленческий) уровень. Oн предполагает подготовку менеджеров, которые определяют направления и задачи работы, стратегию, тактику отрасли, отдельного предприятия (турменеджер, менеджер гостиницы, менеджер маркетинговой деятельности в туризме и др.). Специализированная подготовка персонала такого уровня проводится в ведущих учебных введениях (университетах, школах туризма, учреждениях повышения квалификации) по программам магистра и бакалавра.
15. Этапы жизненного цикла отрасли
Жизненный цикл отрасли – это период, в течение которого отрасль проходить четыре этапа: зарождение, рост, зрелость и упадок. Этапы: 1. Рождение возникла сравнительно недавно из-за необходимости отдельных групп потребителей или за счёт развития рынка товаров, основанных на новых технологиях и удовлетворяющих потребности разных групп потребителей. В период прохождения отрасли данного этапа происходит: постоянный поиск потребителей, предложения фрагментируются (делится на части), объем продаж возрастает, однако прибыли практически нет. Большое значение имеют инвестиции, т.к. денежный поток в основном наличный и требуется для развития инфраструктуры. 2. Рост. На данной стадии появляется спрос на отдельные товары или услуги. Предприятия или фирмы ищут своё место на рынке; конкуренты определяют свою долю или коэффициент; появляется интерес у НТП и новым технологиям, в результате объем продаж увеличивается и появляется прибыль. 3. Зрелость На данной стадии происходит полное насыщение рынка, потенциальные покупатели преобретают продукции регулярно, основными потребителями и производителями известны технологии, распределение долей на рынке, технологии и возможность появления новых товаров или фирм на рынке. Объем продаж достигает определенного уровня, после чего начинается замедление роста, прибыль после своего максимума также снижается. 4. Старость Покупатели постепенно теряют интерес к продукции или к их заменителям. В результате уменьшается спрос, число конкурентов уменьшается, ассортимент товаров уменьшается, прибыль приближается к нулю, движение наличности резко замедляется и постепенно приходит к нулю.
16. Понятие туристского рынка, специфика спроса и предложения в туризме Туристский рынок – самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления. Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги. Поскольку туристы потребляют услуги и товары в месте временного проживания, то структура их потребления рассматривается как совокупность обязательных, специфических и дополнительных потребностей.
Cпецифика спроса и предложения в туризме Одними из важнейших понятий рынка являются сформировавшиеся спрос и предложение услуг. Под спросом понимается желание, возможность и необходимость воспользоваться туристическими услугами. Данная возможность должна быть обеспечена денежными средствами, а не просто быть выраженным желанием. Спрос потребителей зависит от множества факторов: - социально-экономические, такие, как уровень зарплаты, безработица, достаток населения; - политические – отсутствие или наличие военных конфликтов и политических переворотов; - климатические и географические факторы, такие, как погодные условия в стране пребывание или выезда. Предложением на туристическом рынке являются туры и направления туристической деятельности. Предложение имеет в первую очередь региональное деление. Туроператоры предлагают отправиться в разные регионы как внутри страны, так и за границей. Отдельные сегменты зарубежных туристических предложений могут отчитаться друг от друга в несколько раз по цене и качеству обслуживания. Это обусловлено спросом, так как, на каждый вид товаров имеется свой потребитель, в том числе, и туристических услуг. Цели продавца и покупателя противостоящие. Продавец стремиться продать тур по максимальной цене. Покупатель желает получить максимальный объем услуг за минимальные деньги. Это естественный закон функционирования рынка, справедливый и в туристических отношениях. В соответствии с традиционными экономическими терминами, возможны ситуации присутствия рынка продавца, когда предложение значительно превышает спрос. Возможна и обратная ситуация – когда рынок перенасыщен спросом. Все это ведет к появлению нечестных методов конкуренции и появлении монополии услуг, что отрицательно сказывается на качестве услуг и обслуживании потребителя.
17. Эластичность спроса на туристский продукт (туристские услуги) Туристский спрос зависит от дохода потребителя, продолжительности компактного свободного времени, цен на товары и услуги и других факторов. Но часто анализ не может ограничиваться установлением лишь общего направления воздействия одной переменной на другую, а требует также знать, какова величина роста (снижения) спроса. Эластичность показывает меру реакции одной переменной на изменение другой. В экономике это понятие используется для обозначения зависимостей главным образом между величиной спроса, с одной стороны, и ценой или доходом — с другой. Эластичность спроса по цене (ЭСЦ) определяет, какое процентное изменение объема спроса последует за однопроцентным увеличением (уменьшением) цены при прочих равных условиях. Величина ЭСЦ, как правило, выражается отрицательным числом, так как переменные находятся в обратной зависимости. Объем спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении. Спрос может быть чувствителен к изменению цены (эластичен), безразличен (неэластичен) или иметь единичную эластичность. ЭСЦ зависит от ряда факторов: · от доступности товаров-субститутов (заменителей). Чем острее конкуренция на рынке, а следовательно, шире взаимозаменяемость предлагаемых товаров, тем выше ЭСЦ. Спрос на этнические и деловые поездки, не имеющие приемлемой альтернативы для туриста, будет менее чувствителен к изменению цены, чем на путешествия с целью развлечения и отдыха. · вызывающий изменение ЭСЦ, - временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Как правило, эластичность выше в долгосрочном плане, чем на коротких интервалах. С течением времени потребители могут найти большее количество заменителей для товара, цена которого растет. Постепенно изменяются их вкусы, привычки и привязанности, а производители расширяют выпуск субститутов. ЭСЦ, когда повышение (снижение) цен приводит к уменьшению (росту) спроса. Однако на практике известны ситуации, при которых переменные меняются однона-правленно, и высокие цены стимулируют увеличение спроса. Эта зависимость имеет место на рынке элитарного туризма. · Существенное влияние на туристский спрос оказывает изменение дохода потребителя. Воздействие одной переменной величины на другую в данном случае может быть описано в рамках понятия эластичность туристского спроса по доходу (ЭСД). Она рассчитывается как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению совокупного дохода потребителя (при прочих равных условиях). Многочисленные эмпирические исследования показывают, что туристский спрос весьма чувствителен к увеличению (уменьшению) дохода потребителя. С улучшением материального положения растут склонность населения к путешествиям, а также размер туристских расходов. · Степень эластичности зависит также от типа поездки. С ростом дохода потребителя его расходы в целом увеличиваются, но на каждый вид поездки по-разному, с общего исходного нулевого уровня. Наиболее чувствителен к изменению покупательной способности спрос на развлекательные туры, в меньшей степени — на этнические, которые часто предпринимаются в силу долга, нежели в результате свободного выбора. Спрос на деловые поездки, а также элитарные путешествия если и реагирует на изменение дохода, то очень слабо, и является неэластичным
18. Факторы, влияющие на формирование спроса и предложения на туристском рынке · количества туристских поставщиков, · количества фирм-продавцов, · уровня эффективности производства туристских товаров и услуг, · уровня НТП, системы налогообложения, · цен на факторы производства, · оценки перспектив спроса и будущих доходов. Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории: - материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг. В состав материально-технической базы туризма входят : туроператоры и турагенты, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т.д.
19. Понятие турпродукта (туруслуги), его экономическая сущность Под туристским продуктом (турпродуктом) понимается совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием.
Таким образом, туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров, материальных и нематериальных объектов, необходимая и достаточная для удовлетворения потребностей туристов, отвечающая целям туризма и предлагаемая к реализации, а также предоставляемая туристу.
20. Этапы жизненного цикла туристского продукта Какими бы высокими потребительскими свойствами ни обладал туристский продукт, рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным. Наличие потребностей и средства их удовлетворения постоянно изменяются. Каждый предложенный на рынок продукт имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей. Туристский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. 1. Началом стадии внедрения продукта считается момент, когда туристское предприятие впервые предложило его на рынок. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли. Туристское предприятие испытывает значительные трудности с внедрением нового продукта, а инфраструктура недостаточно адаптирована к запросам выбранной клиентуры. Неизбежными на стадии внедрения являются большие затраты. Вместе с тем, отсутствие на данном этапе конкуренции является для предприятия основным преимуществом.
2. Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта и, как следствие, получением прибыли. Хотя затраты на маркетинг остаются достаточно высокими, их доля в общих издержках фирмы существенно снижается. На стадии роста туристское предприятие стремится расширить сферу сбыта продукта и проникнуть в новые сегменты рынка.
Стадия роста зависит от уровня конкурентоспособности предприятия. Характерная особенность этой стадии состоит в том, что предприятия, раньше других приступившие к развитию данного продукта, имеют значительные конкурентные преимущества. Однако главной заботой для них является дальнейшее совершенствование туристского продукта. «Опоздавшие» предприятия будут стремиться всячески улучшить и еще более развить вводимый продукт, стремясь потеснить лидеров. 3. Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и ее стабилизацией. Это связано с: изменением потребностей клиентов; выходом на рынок новых, более совершенных продуктов; усилением конкуренции; недостаточно рентабельным продуктом. На этой стадии круг потребителей практически не расширяется. Некоторый рост числа туристов может происходить за счет повышения доходов или более благоприятного соотношения курсов валют, а также за счет туристов, у которых остались хорошие впечатления о прошлом путешествии и которые решили еще раз воспользоваться услугами данного туристского предприятия. Прибыль на стадии зрелости начинает несколько снижаться, хотя и остается достаточно высокой. Туристское предприятие (как и на стадии роста) заинтересовано в максимальном продлении стадии зрелости. Основные усилия направляются на удержание своей доли на рынке посредством совершенствования данного продукта. Если этого не произойдет, продукт может потерять свои позиции на рынке и оказаться на стадии спада. 4. Стадия спада означает наступление на туристском рынке пресыщения данным продуктом. Происходит падение объемов сбыта и снижение получаемой прибыли. Переход туристского продукта в стадию спада может быть обусловлен появлением на рынке новых продуктов, исчезновением потребности, которой отвечал данный продукт и т. д. Однако эта стадия может продолжаться достаточно долго. При отсутствии конкуренции у туристского предприятия отпадает необходимость в высоких затратах, а в некоторых случаях даже позволяет ему повысить цены. Однако это не свидетельствует о выгодности данного продукта для предприятия, поскольку объем реализации на стадии спада становится низким. Подобное явление свидетельствует о необходимости своевременной переориентации на новые потребности. Необходимо тщательно анализировать как продукты, приносящие в течение нескольких лет малую прибыль, так и те, которые хорошо известны на рынке, но для оживления сбыта которых требуется изменить их имидж. Такой анализ позволяет четко ставить задачи и определять основные направления и варианты их решения. В результате развивается специализация туристских предприятий, базовые продукты становятся более оригинальными и менее взаимозаменяемыми. Благодаря этому легче удержать специфическую клиентуру. Существование жизненного цикла туристского продукта позволяет туристскому предприятию: своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада; эффективно организовывать работу с существующими тур-продуктами на каждой стадии; оптимизировать структуру предлагаемых продуктов с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла; постоянно проводить маркетинговые.исследования продукта, овладевать его методологией и творчески применять ее в зависимости от конкретной ситуации.
21. Методы и формы продвижения турпродукта Целью деятельности по продвижению товаров и услуг является создание спроса на эти товары и услуги. Продвижение товара или услуги - широкое понятие, включающее деятельность по рекламе в прессе и печати, технику личной продажи, связи с общественностью, деятельность по стимулированию продаж.
22. Понятие качества турпродукта (тур. услуги), проблемы его повышения Качество турпродукта – совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1353)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |