Финансовый контроль классифицируется в зависимости от различных признаков его проведения:типа, вида, органа, методов и времени проведения. Комплексный контроль — это контроль и оценка деятельности объектов контроля по всем вопросам за конкретный период. Тематический контроль — это контроль и оценка деятельности объекта контроля по отдельным вопросам за конкретный период; Встречный контроль — это контроль третьих лиц, который проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом конт-роля в рамках проверяемого вопроса. Совместный контроль — это контроль, проводимый органами государ-ственного финансового контроля совместно с другими государственными органами. Контроль на соответствие — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан. Контроль финансовой отчетности — оценка достоверности, обосно-ванности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, стати-стическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
21.Финансовыхресурсов коммерческих— это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.Основные источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации:1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг.2. Выручка от прочей реализации, например, производственных запасов, выбывших ОФ и прочие.3. Внереализационные доходы, например, полученные штрафы, дивиденды и %-ты по ценным бумагам и т.д.4. Бюджетные средства.5. Средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов, внутри структур.
23.Местные финансы — совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. М.ф. включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства.Состав:
1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, это коммунальные предприятия);
2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансировании социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов
22.Гос. бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами и имеет силу закона. Функции гос. бюджета:
1)перераспределение национального дохода; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной политики; 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
24.Государственный кредит - одна из важных форм государственных финансов с помощью государственного кредита привлекаются финансовые ресурсы для финансирования дефицита государственного бюджета и платежного баланса страны, обеспечения програмам развития отдельных отраслей и предприятий, стабилизации валютной системы.Различают следующие виды госкредита:внутренний и внешний (международный), условный. К основным формам государственного кредита относятся:1) государственные займы, предоставляемые на основании кредитных соглашений;2) займы, привлекаемые государственными органами управления путем эмиссии и размещения государственных долговых ценных бумаг;3) подержанные гарантии, предоставляемые правительством предприятиям и учреждениям с целью привлечения кредитных ресурсов;
4) вклады граждан в сберегательные банки страны;
25.Государственный долг - сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным госзаймам, включая начисленные по ним проценты. В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Госдолги включает такие методы как: 1 Рефинансирование - погашение имеющейся задолженности за счет выпуска нового займа. 2 Конверсия - изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа. 3 Консолидация - изменения первоначальных займов по срокам - с их продлением или сокращением. 4 Унификация - объединение нескольких займов, в один. 5 Обмен облигаций по регрессивному соотношению - проводится в случае дефляции национальной денежной единицы. 6 Отсрочка погашения займов - применяется при значительной гос-ной задолженности, когда правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним наболее поздние сроки. 7 Отказ от уплаты госдолга - происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.
26.Управление финансами — это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение развития эффективного функционирования финансовой системы на всех уровнях.
Управление финансовой системой использует ряд принципов.
1. Плановость и системность. Основа принципа – необходимость сопоставления процессов развития деятельности предприятия по всем направлениям с процессом его финансирования.
2. Целевая направленность. Принцип заключается в том, что финансовые средства должны быть направлены на достижение конкретных целей организации.
3. Диверсифицированность. Такой принцип предполагает расширение ассортимента продукции, производимой предприятием, что позволяет расширить рынки сбыта продукции. Это приведет к росту конкурентоспособности предприятия, следовательно, к повышению его рентабельности и снижению риска банкротства.
4. Стратегическая ориентированность. Этот принцип предполагает, что управление финансами должно соответствовать разрабатываемой предприятием долгосрочной стратегии.
Основные задачи управления финансами:
1) Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
2) Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
3 Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
4) Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.
5) Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
К элементам относятся: планирование и прогнозирование, финансовый контроль, оперативное управление.
27.Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана как документа.
Основными задачами финансового планирования являются:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств:
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
28.Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.
В состав государственных финансов входят:1. государственный бюджет; 2.фонды целевого назначения; 3.государственный кредит; 4.финансы государственного сектора
29.Финансы хозяйствующих субъектов функционируют в рамках единой финансовой системы государства и являются ее основой.
Под финансами хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) как экономической категории понимается совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств и накоплений предприятий (учреждений, организаций).
30.Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении: функции
· формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
· распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местногосамоуправления:
· контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений,подведомственных местным органам власти.