Психологические упражнения
Список рекомендуемой литературы:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000. 224 с. 2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2001. 3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2004. 5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003. Глоссарий Агрессия - мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Чернова Г.Р., 2005). Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена попытка влияния. Альтруизм –мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами (Майерс Д., 1997). Аномия – это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате её дезориентации Аттракция -особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аутизм - это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний. Аутичность -свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и др. Вербальная коммуникация определяет содержательность словесного действия и использует в качестве знаковой системы человеческую речь: естественный звуковой язык и письменную речь. Внеситуативно-личностная форма (4-6.7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира. Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром. Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой. Внушение - сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Денотация- значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова. Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека. Дружба, подразумевает глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами. Застенчивость –это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определённых ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания. Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Игнорирование - действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств. Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека(Бодалёв А.А., 1982). Идентификация – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004). Избеганиеэто такая стратегия поведения, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Имидж - целенаправленно сформулированный образ (изображение), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо своим устойчивым представлением об объекте в целях его популяризации, рекламы и т.п. Имидж – это специально моделируемое целенаправленное «отражение отражения», то есть отражение образа, уже созданного профессионалами на основе некоторой реальности. Это виртуальный образ, включающий четыре компонента, которые можно рассматривать еще и как уровни структуры имиджа. Имидж личности -воспринимаемый и передаваемый образ человека, эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого – либо, чего либо, например, имидж политического деятеля. Имиджелогия -это наука о формировании имиджа, о формировании мнения у какой-либо группы людей (аудитории имиджа) о том или ином объекте (о человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта. Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов. Интеракция – взаимодействие. Каузальная атрибуция -это механизм социальной перцепции, связанный с приписыванием причин, как своему поведению, так и поведению другого человека. Коммуникабельность - это владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор. Коммуникативностьэто владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л.А., 1989). Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 11). Коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта. Коммуникативные барьеры - это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Компромиссзаключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. Конгруэнтность - это совпадение вербальных и невербальных сигналов. Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт. Коннотациявторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе. Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата. Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. Конфликт -это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах. Конфликтоген —высказывания, действия (или бездействие), порождающее или способные привести к конфликту. Чаще всего конфликтогеныпредставляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических). Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия. Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Логический барьер возникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов. Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Массовое общение - это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация - близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации. Межличностное (психологическое) влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных и невербальных, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие (Сидоренко Е.В., 2000). Межличностное общение - это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 10). Механизмы социальной перцепции -это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Невербальная коммуникация -это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации. Непосредственноеобщение - это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Общение –это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение– это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характер (С.345). Общение - это «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В. Знаков.) Общение– это процесс взаимодействия между партнёрами, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определённые отношения между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности. Общение– это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности. Общение - это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Одиночество –это эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские и интимные отношения. Опосредованное общение - это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.). Отказ - выражение адресатом своего не согласия выполнить просьбу инициатора воздействия. Отчуждённость –охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадений из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом тёплого сердечного общения. Паралингвистическая система - это система вокализации речи, то есть качество голоса (диапазон, тональность, интонация, темп, ритм, громкость речи). Полисемия – наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти. Предметное общение – это общение ребёнка со взрослыми. Основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения ребёнок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета. Принуждение - угроза применения своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Приспособление - это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека. Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Проксемика – это пространственные взаимоотношения людей в процессе общения. Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств. Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения. Психологическая совместимость - эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого. Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры. Робость – поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор. Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получит преимущества на выборах, при назначении на должность и др. Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры. Синонимия – использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации. Ситуативно-деловое общение , это такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие. Ситуативно-личностнаяформа (0 - 6м.) – общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Сленг – неофициальный нестандартный словарь. Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения. Сотрудничество -это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Социальная ингибиция- тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы (Андриенко Е.В., 2000). Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Социальная рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Социальная роль - 1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию; 2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»; 3. реальное поведение человека в той или иной позиции. Социальный стереотип - это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000). Социальная фасилитация. 1) Тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) Усиление доминантных реакций в присутствии других людей (Майерс Д., 1997). Стереотипизация - это процесс формирования стереотип
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |