Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические упражнения



2015-11-10 607 Обсуждений (0)
Психологические упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Название блоков и упражнений Цель. Процедура. Необходимое время. Примечание и оборудование
Блок 1. Профессиональные навыки слушания и понимания партнёра. Формирование и развитие навыков активного слушания. Знакомство с основными техниками активного слушания. Развитие умения задавать открытые вопросы. Развитие логики рассуждений. Сплочение группы. Развития навыков эффективного общения. Начинается день с обсуждения правил, целей, программы тренинга. 20 – 30 мин. Бумаги, ручки.
1.«Снежный ком». Знакомство, развитие навыков активного слушания. Назвать своё имя или то, как бы хотелось, чтобы тебя называли в группе, а затем качества, которые помогают или мешают тебе в общении. Повторяет вся группа. 30 мин.  
2.«Взаимопрезентация» Знакомство, развитие навыков активного слушания. Развитие толерантности. Работа в парах (10 мин) – рассказ друг другу о себе. Затем, в общем кругу представление друг друга и ответы на вопросы остальных членов группы. 50мин.-1 час.  
3.«Встаньте те, кто» Знакомство, релаксация, подчёркивание общности. Ведущий встаёт и убирает свой стул, далее произносит фразу встаньте те, кто …(любой признак, включая внешний). Все те, у кого присутствует данный признак, должны встать и пересесть, ведущий занимает чьё-то место. Участник оставшийся без места становится новым ведущим. 15 мин.  
4.«Испорченный телефон» Развитие навыков активного слушания, выяснение причин искажения информации. Развитие толерантности. Аналог детской игры. Желательно провести 2-3 раза, чтобы каждый мог стать и игроком и зрителем. 40-50 мин.  
5.Общение в парах Развитие навыков активного слушания в партнёрском общении. Развитие толерантности. Общение на свободную тему в парах в разных положениях: спинами друг к другу, один стоит, другой сидит и т.д. На каждую серию по мин. Итого 20 мин.  
6.Беседа «Введение техник активного слушания»   Участникам предлагается оценить 9 техник активного слушания с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнёра. 1 час. Бумага, ручки.
7.«Блеф клуб» Развитие навыков активного слушания, выяснение причин искажения информации. Развитие толерантности. Работа в командах по три человека. Каждая команда рассказывает 3 истории, заведомо правдивые или ложные. Задача остальных команд определить правда это или ложь. 40мин-1 час    
8. «Молекула» Релаксирующая игра   5мин.  
9. «Кто Я?» Развитие навыков умения задавать открытые и закрытые вопросы. Развитие навыков активного слушания. Один участник выходит, остальные задумывают известного человека. Нужно угадать его, используя только закрытые вопросы. 15-30 мин.  
10. Беседа «Открытые вопросы». Те же.   5-10 мин.  
11. Общее обсуждение работы.     15-20 мин.  
Блок 2. Коммуникация чувств и эмоций. Формирование и развитие снижения эмоционального напряжения у партнёра. Знакомство с основными техниками снижения напряжения. Продолжение развития навыков эффективного общения.      
1. Впечатления группы о вчерашнем рабочем дне, пожелания на сегодняшний день. Повторение правил. Сплочение группы. Развитие умения слушать других. Развитие толерантности. Каждый по очереди высказывает своё мнение. 15-20 мин.  
2. Беседа об эмоциях и чувствах. Сплочение группы. Развитие умения слушать других, развитие навыков отображения своего и понимания чужого эмоционального состояния. Тренер предлагает обсудить вопрос о том, что такое эмоции и чувства. Затем по очереди каждый называет эмоцию или чувство и как он это понимает, ситуации, где оно ярко проявилось. 20-30 мин.  
2. «Моё эмоциональное состояние». Развитие навыков оценивания своего эмоционального состояния. Выкинуть число пальцев, соответствующее своему эмоциональному состоянию на данный момент. 5 мин.  
3. Звук – чувство. Снятие эмоционального напряжения. Сплочение группы. Развитие умения слушать других, развитие навыков отображения своего и понимания чужого эмоционального состояния. Тренер раздаёт участникам карточки, по очереди каждый называет «своё» чувство. Все остальные должны показать как часто мы испытываем это чувство, для этого нужно будет гудеть: громко, если это чувство испытывает часто, тихо, если редко. 10-15 мин. Карточки с названиями чувств.
4. «МПС» Развитие навыков умения задавать открытые и закрытые вопросы. Развитие навыков активного слушания. Развитие толерантности. «МПС» – мой правый сосед. Один из участников группы должен догадаться, что такое МПС. 15-40 мин.  
5. «Волна» Релаксация, сплочение группы Первый участник выполняет любое движение, следующий его повторяет и добавляет своё, в результате последний должен повторить движения всей группы. 15 мин  
6. «Передаём чувства». Развитие навыков невербального общения, развитие навыков отображения своего и чужого эмоционального состояния. Все встают в колонку, игра начинается с последнего участника, он задумывает определённое чувство и пытается выразить его без слов впередистоящему участнику, который, должен пережать его следующему и т.д. 20 мин.  
7. «Моё эмоциональное состояние». То же, что и 2. То же, что и 2 5 мин.  
8.Ролевая игра «Премия». Снятие эмоционального напряжения, проигрывание ролей. Отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения. Папа получил премию. У каждого в семье своя мечта и задача склонить папу к её осуществлению. 1 час-1час 20 мин.  
9. «Ритм руками» Релаксация, сплочение группы, развитие «чувства локтя». Сидя по кругу повторяем ритм (хлопками рук), заданный одним из участников. 5мин.  
10. «Детектив». Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, развитие навыков отображения своего и чужого эмоционального состояния. Развитие «чувства локтя». Предлагается сочинить детектив с любым сюжетом. Каждый участник говорит по предложению, повторяя при этом то, что сказал предыдущий. Заканчивается по завершению сюжета. 15 мин.  
11.Разговор на языке трёхлетних детей. Погружение в «детское» состояние Построение отношений между участниками из состояния «Ребенка» Снятие напряжения в настоящем через регрессию   Группа делится на пары или тройки. Предлагается поговорить друг с другом на языке трехлетних детей, т.е. не выговаривая каких – то букв, соблюдая детскую интонацию, задавать типичные для этого возраста вопросы.   20-30мин.  
12.«Групповое рисование». Снятие эмоционального напряжения. Сплочение группы У каждого участника листок бумаги, он начинает рисовать что-нибудь, по хлопку тренер листок передаётся по часовой стрелке и так до тех пор, пока не вернётся к своему хозяину. 15 мин. Листочки, ручки
12. «Моё эмоциональное состояние». То же, что и 2, 9. То же, что и 2, 9 5 мин.  
13. Подчёркивание общности.   Мы с тобой одинаково… , нас с тобой объединяет… 20 мин. Мячик.
14.        
15. Общее обсуждение. Сплочение группы.   30 мин. Возможно групповое рисование.
16. «Моё эмоциональное состояние». то же, что и 2. то же, что и 2 5 мин.  
Блок 3. «Вербальная и невербальная коммуникация»        
1. Приветствие. Развитие навыков невербального общения Поздороваться по-разному невербально. 15-20 мин.  
2.Краткая беседа о вербальном и невербальном общении.   Функции общения вербального и невербального, место последнего во всём общении человека. 20 мин.  
3.«Скульптура» Передача информации при помощи невербальных средств общения, развитие сензитивности. Все закрывают глаза или отворачиваются. Один задумывает скульптурный образ и «лепит» из одного участника, который с закрытыми глазами, затем следующий и т.д. 30-40 мин. При обсуждении проводится аналогия с предыдущим упражнением.
4. «Найди своё животное» Развитие навыков невербального общения, релаксация. Все получают парные карточки, затем без слов и звуков нужно найти свою пару (свое животное). 20 мин. Карточки с названиями животных.
5 «Крокодил» Снятие эмоционального напряжения, проигрывание ролей. Отработка навыков эффективного общения. Игра в командах. 40-50 мин.  
6. «Разговор через стекло» Развитие способности к эмпатии; анализ межличностного взаимодействия; развитие способности выражать свои чувства, мысли, переживания; развитие способности поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации; анализ стратегии коммуникации.   Каждый участник смотрит на группу и выбирает того, кого он меньше всего знает. Они объединяются и представляют себе, что между ними находится звуконепроницаемое стекло. Им нужно поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены ведущим). После задания проводится обсуждение.   20-30 мин  
         
6. «Мафия» Развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. Отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения. развитие навыков социальной ориентации. Командная вербально-невербальная игра. 1час-1час 20 мин Карточки
13. «Шеренга» Подчёркивание общности, нахождение индивидуальных особенностей. Сплочение группы. Выстроиться в шеренгу: по цвету глаз, по росту, по возрасту... 10-15 мин.  
14.Фотография «Семья». Объединение, подчёркивание общности.   15 мин.  
Блок 4. «Тренинг сензитивности»        
1. «Поздороваемся!» Развитие доверительных отношений, обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Здороваемся руками, ногами, глазами, ушами со всеми. 15 мин.  
         
3. «Печатная машинка» Объединение группы, развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. Каждый называет букву, из которых складывается известная пословица, стихотворение и т.д. 20 мин.  
         
«Синхронизация!. Осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми Участникам предлагается на счет "3" показать одинаковое количество пальцев на 1 руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев 5-15 мин.  
«Слепой и поводырь».     30 – 40 мин.  
         
7. «Путаница» Релаксация, активизация совместной деятельности. Сплочение группы.   10-15 мин.  
«Дождь» Развитие доверительных отношений, релаксация, активизация совместной деятельности. Сплочение группы Движения, напоминающие звук начинающего дождя, постепенно производят все участники (щелчки, хлопки по коленям, топание ногами). В результате создаётся впечатление шума дождя. 5-10 мин.  
«Восковая палочка» Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия - недоверия Сплочение группы. Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников, который стоит в центре, закрывает глаза и максимально расслабляется. Его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль". Затем - на месте "восковой палочки" оказываются остальные участники группы. В заключении ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.   20-30 мин.  
11.«Комплимент». Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам, умение говорить и получать комплименты. Каждому по очереди высказываются комплименты, кто хочет (не по кругу). 1 час.  
Блок 5. Социально-личностный блок   Формирование стремления к самопознанию; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества; обучение конкретным социальным навыкам; отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения.      
1. «Монолог от имени вещи о своём хозяине. Развитие самопознания, развитие навыка эффективного слушания, развитие доверительных отношений в группе. Каждый участник рассказывает от имени любой своей вещи о себе. 20-30 мин  
2. «Я не умею…» Развитие самопознания, развитие навыка эффективного слушания, развитие доверительных отношений в группе. Каждый участник выставляет вперёд руки и со словами «я не умею» …загибает один из пальцев. Если это свойственно ещё кому-нибудь в команде, то он также загибает один палец. Игра продолжается да тех пор, пока у всех не будут загнуты все пальцы. 20-30 мин.  
2. «Мои профессии» Развитие доверительных отношений, обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Рассказ каждого из членов группы о профессиях, которыми он владеет. 40 – 50 мин.  
3. «Вопросы» Формирование стремления к самопознанию, формирование возможностей распознавать собственные качества, Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. Тренер зачитывает заранее заготовленные вопросы, каждый отвечает, затем нужно догадаться: где чьи ответы. 20мин. Бумага, ручки
3. Никто не знает, что я... Продолжение знакомства, создание доверительных отношений. Каждый по очереди продолжает фразу, стараясь не повторяться. 10-15 мин.  
5. «Рекламный ролик» Формирование стремления к самопознанию, формирование возможностей распознавать собственные качества. Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. Каждый вытаскивает листок с именем одного из участников группы, нужно составить рекламу любого товара, с качествами этого человека. 30 мин. Бумага, ручки
         
«Убеди остаться» Закрепление умения слушать и чувствовать других. Сплочение группы Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек. Из каждой группы выделяется по одному участнику. Задача каждой группы в течении 2 мин пообщавшись с каждым уговорить его остаться в своей группе. Задача Отделившихся участников выбрать группу, в которой понравилось больше. 40 мин.  
8. «Зеркало» Развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. Молчащее и говорящее зеркало, угадывающий - три ведущих, которые постоянно меняются. 40-50 мин.  
9. Коллективный счёт Развитие умения слушать и чувствовать других. Сплочение группы Участники, сидя в кругу и глядя в пол, должны сосчитать до числа, по количеству членов группы по порядку. Каждый называет любое число только один раз в любой момент, не перебивая других. Если несколько человек одновременно называют число, то счёт начинается заново. Абсолютно неопределённо.  
10.«Сказка о других членах группы» Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. 2 команды пишут друг о друге сказку. 40 мин. Листочки, ручки.
12.«Собери в дорогу чемодан» Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. Пожелания друг другу. 1 час Заранее заготовленные открытки
Общее обсуждение всей работы группы, пожелание, церемония прощания.     20-30 мин.  

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000. 224 с.

2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2001.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2004.

5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003.

Глоссарий

Агрессия - мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Чернова Г.Р., 2005).

Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена попытка влияния.

Альтруизм –мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами (Майерс Д., 1997).

Аномия это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате её дезориентации

Аттракция -особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Аутизм - это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

Аутичность -свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и др.

Вербальная коммуникация определяет содержательность словесного действия и использует в качестве знаковой системы человеческую речь: естественный звуковой язык и письменную речь.

Внеситуативно-личностная форма (4-6.7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой.

Внушение - сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Денотация- значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова.

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.

Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Дружба, подразумевает глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

Застенчивость –это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определённых ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение.

Игнорирование - действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека(Бодалёв А.А., 1982).

Идентификация – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004).

Избеганиеэто такая стратегия поведения, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Имидж - целенаправленно сформулированный образ (изображение), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо своим устойчивым представлением об объекте в целях его популяризации, рекламы и т.п.

Имиджэто специально моделируемое целенаправленное «отражение отражения», то есть отражение образа, уже созданного профессионалами на основе некоторой реальности. Это виртуальный образ, включающий четыре компонента, которые можно рассматривать еще и как уровни структуры имиджа.

Имидж личности -воспринимаемый и передаваемый образ человека, эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого – либо, чего либо, например, имидж политического деятеля.

Имиджелогия -это наука о формировании имиджа, о формировании мнения у какой-либо группы людей (аудитории имиджа) о том или ином объекте (о человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта.

Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Интеракция – взаимодействие.

Каузальная атрибуция -это механизм социальной перцепции, связанный с приписыванием причин, как своему поведению, так и поведению другого человека.

Коммуникабельность - это владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор.

Коммуникативностьэто владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л.А., 1989).

Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 11).

Коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Коммуникативные барьеры - это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.

Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Компромиссзаключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны.

Конгруэнтность - это совпадение вербальных и невербальных сигналов.

Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Коннотациявторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

Конфликт -это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

Конфликтоген —высказывания, действия (или бездействие), порождающее или способные привести к конфликту. Чаще всего конфликтогеныпредставляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических).

Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

Логический барьер возникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов.

Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Массовое общение - это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации.

Массовая коммуникация - близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.

Межличностное (психологическое) влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных и невербальных, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие (Сидоренко Е.В., 2000).

Межличностное общение - это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах.

Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 10).

Механизмы социальной перцепции -это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

Невербальная коммуникация -это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.

Непосредственноеобщение - это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.).

Общение –это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение– это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характер (С.345).

Общение - это «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В. Знаков.)

Общение– это процесс взаимодействия между партнёрами, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определённые отношения между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности.

Общение– это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.

Общение - это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Одиночество –это эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские и интимные отношения.

Опосредованное общение - это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).

Отказ - выражение адресатом своего не согласия выполнить просьбу инициатора воздействия.

Отчуждённость –охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадений из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом тёплого сердечного общения.

Паралингвистическая система - это система вокализации речи, то есть качество голоса (диапазон, тональность, интонация, темп, ритм, громкость речи).

Полисемия – наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти.

Предметное общение – это общение ребёнка со взрослыми. Основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения ребёнок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета.

Принуждение - угроза применения своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения.

Приспособление - это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.

Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.

Проксемика – это пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.

Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения.

Психологическая совместимость - эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.

Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры.

Робость – поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.

Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получит преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры.

Синонимияиспользование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

Ситуативно-деловое общение , это такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.

Ситуативно-личностнаяформа (0 - 6м.) – общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

Сленг – неофициальный нестандартный словарь.

Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.

Сотрудничество -это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Социальная ингибиция- тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы (Андриенко Е.В., 2000).

Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Социальная рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Социальная роль - 1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию;

2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»;

3. реальное поведение человека в той или иной позиции.

Социальный стереотип - это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000).

Социальная фасилитация. 1) Тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) Усиление доминантных реакций в присутствии других людей (Майерс Д., 1997).

Стереотипизация - это процесс формирования стереотип



2015-11-10 607 Обсуждений (0)
Психологические упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические упражнения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)