Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМИРОВАНИЕ БЕЛОРУСОВ




Процесс формирования белорусов как самобытной этнической общности достаточно сложен, многогранен, продолжителен по времени. Существуют различные взгляды и ответы на вопросы об истоках, корнях, предках белорусов. Споры исследователей вызывает время завершения процесса этногенеза белорусской этнической общности. Одни утверждают, что белорусы, как этнос, уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII–VIII вв. (Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачев и др.).

С точки зрения В. Седова, белорусская этническая общность сложилась в XIII–XIV вв.

В. Ластовским была предложена кривичская концепция, где отождествлялись белорусы и кривичи. Ошибочность данной концепции заключается в том, что кривичи исчезли к середине XII в., а белорусы как этнос еще не сформировались. Кроме того, кривичи занимали только север и центр Беларуси, но тогда как возникло южнобелорусское население, и как на части кривичских земель позже сформировалась великорусская народность?

По кривичско-дреговичско-радимичской концепции (М. Довнор-Запольский) основными предками белорусов названы этнические сообщества кривичей, дреговичей, радимичей. Однако те элементы культуры и языка белорусов, что считаются составными элементами культуры и языка дреговичей или кривичей, возникли позже, чем существовали эти три племени.

В соответствии с финской концепцией (И. Ласков) предками белорусского народа были финны и славяне. Однако тот факт, что некоторые названия рек (Двина) финского происхождения не является доказательством финского влияния. Он свидетельствует лишь о том, что в Подвинье, Понеманье в каменном веке жило финноязычное население, которое было ассимилировано балтами еще до расселения славян на Беларуси.

По балтской концепции (В. Седов) предками белорусов были древние балты и славяне. Среди аргументов — культ ужа, женский головной убор намитка, твердый «р», названия белорусских речек Сож, Клева, Ареса. Тут многие факты спорные: твердый «р» присущ языкам украинцев, болгар, сербов, чехов, на которых балты культурного влияния не оказывали. Намитка была распространена и у болгар, поляков, а культ ужа характерен даже для греков и албанцев. Названия белорусских рек, также как и названия финского происхождения показывают лишь то, что раньше на Беларуси жили балты. Однако они в своем большинстве были ассимилированы тогда, когда белорусы еще не формировались.



Древнерусская концепция (С. Токарев): развитие феодальных отношений, классов и городов, распространение христианства на рубеже IX-X вв. привело к формированию общей территории восточных славян с центром в Киеве. В результате смешения кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, полян, вятичей и других в Среднем Поднепровье сформировалась новое, восточнославянское этническое сообщество — древнерусская народность с единой культурой и языком. В результате распада Киевской Руси в XII в. разъединилась и древнерусская народность на русский, белорусский и украинский этносы. Согласно же концепции Н. Ермоловича, никакой древнерусской народности не существовало. Киевская Русь, куда входили восточнославянские земли, не являлась тем государством, каким его подают в советской исторической литературе. Она совсем не являлась собирательницей славянских народов, была «лоскутным», искусственным и поэтому некрепким военно-административным объединением, ибо в ней поспешно объединялись племенные земли, и вследствие этого она не имела общей экономической базы. Главная цель государства — осуществлять военные походы на Византию, для чего и собиралось с завоеванных территорий многочисленное и разноплеменное войско. Возникновение общей древнерусской народности в тех условиях было проблематичным

Ермолович: "на какой территории поселились славянские племена и с каким коренным населением (субстратом) произошло смешение". Так, русский этнос формировался на основе финно-угорского субстрата, украинский — тюркского, белорусский — балтского. Доля балтского субстрата была значительно меньшей, чем славянского, так как Беларусь из-за ее географического положения была местом, где особенно сильно концентрировался славянский элемент, и происходили очень интенсивные процессы сращивания кривичей, дреговичей и радимичей. Отдельные регионы Беларуси вообще не были заселены балтами (юг Минщины, междуречье Вилии и Гайны, юг Полотчины). Таким образом, белорусы как этнос уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII–VIII вв.

В современной концепции возникновения белорусского этноса (М. Пилипенко) предлагается считать, что в результате широкого расселения славян и смешения их с восточными балтами в IX–X вв. образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. После в XI в. они вместе с другими восточнославянскими сообществами консолидировались в новое этническое сообщество с общим восточнославянским языком, материальной, духовной культурой и названием «Русь». Этническая территория "Руси" не была однородной. Земли Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входили в две диалектно-этнографические зоны — южно-поприпятскую («Полесье») и северную, подвинско-днепровскую («Белая Русь»). В первой зоне на основе трансформации дреговичей, древлян и южной части радимичей шел процесс формирования нового этнического сообщества — полешуков. Во второй зоне в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей — древних белорусов, наших предков. С течением времени на основе соединения поприпятской и подвинско-днепровской групп, с одной стороны, и консолидации их, с другой стороны, с отдельными группами не восточнославянского населения — балтского, польского, тюркского — на пространстве между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, к середине XVI в. сформировался новый комплекс этнической культуры и связанный с ним язык — белорусский.

Итак, белорусский этнос — это устойчивое сообщество людей, которое исторически сложилось на территории современной Беларуси, соседних восточных и северных землях и характеризуется общими особенностями языка, культуры, черт психики и самосознания, что передаются из поколения в поколение. Наша этническая территория охватила преимущественно восточнославянские земли, на которых жили наследники кривичей (Смоленщина, Витебщина, Виленщина, Городенщина), дреговичей (центральная Беларусь, Полесье, Берестейщина), радимичей (Могилевщина, Гомельщина, западная Брянщина). В ХІІІ – ХVІ вв. на ней формируется новый самостоятельный язык. Он отличается от русского и украинского языков, древневосточнославянского (церковнославянского). В фонетике его особенностями стали «дзеканне», «цеканне», «аканне», «яканне», твердый звук «р», фрикативное произношение «г». В синтаксисе — использование слов «каб», «кали», частиц «ци» и «чы». Развитию белорусского языка содействовало то, что в конце ХІV–ХVІІ вв. он был государственным в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском (ВКЛ). На нем работали судебные учреждения, княжеская канцелярия, магистраты, писались законы, летописи, мемуары и публицистические произведения. Такой статус языка был закреплен в конституции того времени — Статуте ВКЛ 1588 г. Франциск Скорина ввел родной язык и в Библию, тем самым показав его равноправие с классическими каноническими языками — латинским, греческим, древнееврейским.

При рассмотрении вопроса о происхождение самоназвания белорусов и названия территории их расселения («Беларусь») следует помнить, что внешней формой проявления этнического самосознания является именно название народа — этноним. Первое упоминание про «беларусцев» применительно к восточнославянским землям находится в Ипатьевской летописи под 1305 г. Это название вначале закрепилось за Витебщиной, Смоленщиной, Могилевщиной

Происхождение самого названия «Беларусь» раньше связывали с красотой земель, множеством снега, вольностью и независимостью от монголо-татар, или со светлопигментированным и светлоглазым антропологическим типом жителей. Сегодня смысл названия объясняют более ранним принятием христианства в сравнении с Черной Русью, широким распространением в топонимике названий со словом «белая» или отметкой на древних картах восточных земель белым цветом, западных — черным цветом, южных — красным, а северных — синим.





Читайте также:

Адаптация детей к условиям школьной жизни. Формирование внутренней позиции.
Билет 7.Формирование элементов учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельности- совокупность деяний, выполнение которых определяет возникновение и формирование основных новообразований человека на данной ступени развития его личности .
Влияние семьи на формирование личности
Волевые качества личности и их формирование
Воспитание и формирование личности.
Восточное и западное влияние на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусов.
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Гражданское воспитание учащихся. Формирование политической культуры молодёжи в школе.
Гражданское воспитание школьников. Формирование правовой, политической культуры; и национального самосознания учащихся в современной школе (с анализом передового опыта).



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)