Определение как специфическая речевая структура. Виды определений
Определение. Цель и построение. Определение как вспомогательный вид текста перечисляет основные, наиболее характерные, существенные признаки предмета или явления. Цель определения — раскрыть содержание определяемого понятия в обобщенной форме. В отличие от описания, разновидностью которого оно является, в определение включаются не все признаки предмета, которые ему обычно присущи, а только существенные, характерные, которые автор находит в результате исследования и обобщения. Самым распространенным определением является определение по роду и виду (напр.: остров есть часть суши, со всех сторон окруженная водой), которое состоит из четырех элементов: определяемою понятия, предиката, родового признака и видового отличия. Определяемое понятие — это то, что нам надо определить (в нашем примере — «остров»). Предикат — то, что говорится об определяемом понятии («есть»). Родовой признак качество, присущее ряду предметов или явлений, объединенных в один род с определяемым («часть суши»). Видовое отличие — качество, характерное только для данного определяемого понятия («со всех сторон окруженная водой»). Синтаксическая природа определения обусловлена тем, что оно является одной из разновидностей описания. Способы определений. Определения делятся на аналитические и синтетические. Аналитические (или регистрирующие) определения выполняют задачу более полного и точного выявления содержания определяемого понятия и используются во всех видах литературы. При этом в художественных произведениях они чаще всего даются в сносках или примечаниях, а в научной и публицистической литературе — в тексте. Синтетические определения служат не только для выявления содержания соответствующего понятия путем анализа характерных черт последнего, но и вносят добавочные элементы, вводят новые характеристики предмета, которые могут заинтересовать, прежде всего, специалистов. Синтетические определения чаще всего встречаются в сугубо научной специальной литературе. Редактор в работе над определением должен учитывать, что характер определения зависит от адресата, цели автора, конкретной цели рассмотрения предмета, а, следовательно, определение в учебной и справочной литературе должно существенным образом отличаться от определения в научной или детской литературе. Работая над определением, редактор должен также обращать внимание на логическую правильность построения определения. Наиболее распространенные ошибки в строении определения следующие: 1) несоразмерность определения, которая означает, что объем определяемого и определяющего не равен друг другу (напр.: журналистика — СМИ, существующие в стране); 2) недоступность для читателя, что означает, что уровень образованности читателя, для которого предназначена книга, недостаточен для понимания данного определения; 3) определение через отрицание, так как оно не дает никакого представления о самом содержании понятия (напр.: жизнь — не цирк); 4) определение с помощью логического круга, когда делаются попытки дать определение при помощи самого определяемого слова (напр.: агитатор — человек, занимающийся агитацией); 5) определение при помощи образных средств, так как при нем дается эмоциональное представление о предмете, но ничего не говорится о его наиболее существенных признаках (напр.: скрипка — царица оркестра).
Редактирование определений. 1) определение дается через установленные существенные признаки понятия. 2) определение неизвестное должно даваться через известное, т.е. не должно быть незнакомым и малопонятным словом. 3) нельзя давать определение через отрицание (напр., стол - это не стул), но в СМИ факультативно разрешается, если это оправдано темой, напр., хорошая новость - это не новость. 4) определяемое и определяющее должны быть равны по объему. При нарушении правила объема возникают слишком широкие определения типа "эвтаназия - это умерщвление безнадежно больных", или слишком узкие: "студент - учащийся вуза", или в чем-то широкое, в чем-то узкое: "преподаватель - работник вуза". 5) в определении не должно быть порочного круга. Определяемое не должно раскрываться через само себя, т.е. быть тавтологичным. Напр., "филолог - специалист в области филологии", а также не должно раскрываться через систему взаимосвязанных понятий и определений: "кабан - самец свиньи, свинья - самка кабана" - не годится. 6) определение должно быть ясным, четким по объему, т.е. недопустимо употреблять в качестве определения понятие с неясным значением. 7) форма определения или объяснения должна соответствовать стилю, жанру и назначению текста.
Виды определений. По роли в тексте и процессе коммуникации выделяют следующий вид определения: 1) регистрирующее - это понятие неизвестное читателю, но употребляемое в общепринятом смысле. Регистрирующее определение фиксирует общепризнанные и общеизвестные существенные признаки понятий. Их можно найти в энциклопедиях и толковых словарях. 2) уточняющее определение - это когда нужно дополнить, уточнить общепринятые понятия или трактовать его по-своему. ВСЕГДА основывается на регистрирующем определении. 3) учреждающее - когда формируется новое понятие или узкоспециализированные темы становятся общеупотребительными, т.е. впервые фиксируют существенные признаки нового неизвестного в данной сфере понятия. В отличие от регистрирующего и уточняющего не опирается на традиции употребления слова в данной языковой среде. Определение по форме: 1) вербальные, т.е. данные с помощью средств языка; 2) остенсивные - демонстрирующие реальный объект. О роли: 1) номинальные, т.е. толкуется само слово и не затрагивается его содержание. 2) реальные - раскрывается содержание понятия как единицы мышления. Бывают явными и неявными (значение из контекста). Структура: 1) классическая дефиниция - определяющая часть состоит из родового, более общего понятия, которое конкретизируется видовыми отличиями. Напр., Президент - глава государства, выбранный на определенный срок в стране с республиканским строем правления. (Президент - определяющая часть). 2) генетические определения - замена видовых отличий на информацию о происхождении понятий (напр., бистро - от русского "быстро").
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |