Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Виды текстов по способу изложения. Текст-описание




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определен­ная последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя смысловые блоки, приемы, которыми достигается их связность, содержательная и структурная полнота произведения. Выбор способа изложения определяется целью, которую ставит перед собой автор, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация выделяет три основных способа изложения и соответственно три вида текстов: повествование, описание и рассуждение,

Текст-описание – это такой вид текста, в котором явление действительности представляется процессом событий, рассматривается как нечто законченное по своему содержанию, как единое целое. Явление изображается путем названия признаков, св-в, присущих ему одновременно.

Типы описания:

-статическое (воссоздается портрет, пейзаж, интерьер, внешний вид ч-либо. Не связано с развитием во времени и с перемещением в пространстве)

-динамические (воспроизводятся разного рода действия и чувства людей, кот.проявляются в их поступках и жестах. Писутствуют глаголы движения. Занимает промежут.место между описанием и повествованием. Разворачивается во времени и пространстве. Присутствует хронологическая последовательность предложений.)



Схемы построения описания:

1.общая часть (называется предмет описания, его общая характеристика, м.б.авторская оценка)

2.Приводятся элементы описания (св-ва, признаки предмета)

Расположение элементов описания:

1.От общих впечатлений к прорисовке мелких деталей.

2.От переднего к заднему плану.

3.От крупных предметов к мелким.

4.С верху вниз, или наоборот.

5.Слева направо, или наоборот.

6.От целого к части. При опис.человека начинать с тех черт, кот.привлекают внимание. Потом менее значит.детали.

Текст-повествование

Повествование представляет собой рассказ о событиях, который ве­дется в определенной временной последовательности. Последовательность эта может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, может быть нарушена добавочными линиями пове­ствования, возвратами в прошлое, экскурсами в будущее.

События, о которых ведется рассказ в повествовании, называются его узлами, с точки зрения логики они равноправны, связь между ними сочини­тельная.

Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы, главным образом на формы прошедшего времени совершенного вида, способные передать законченные действия, их смену, движение событий во времени.

Существуют два основных способа повествования — эпический и сцени­ческий. В первом случае дается общее представление о свершившихся событиях, результатах каких-то действий, во втором — события осмыслива­ются образно, внимание читателя обращается на подробности.

При редактировании повествовательных текстов необходимо установить, удачно ли выбраны узлы повествования, ясна ли суть происходившего, его связь с предыдущими и последующими событиями, устранить неясности, возникающие из-за пропуска узлов, исключить упоминание о событиях несущественных. Специального внимания требует оценка авторской манеры изложения, умения вести рассказ. Последовательность узлов повествования и их разработка должны передать смену событий, изменение объекта наблюдений. Читатель должен получить представление о том, как происходи­ли события — быстро или медленно.

Логическая и синтаксическая структуры информационных материалов, сообщающих о событиях, опираются на стереотипы, выработанные практикой. Привычность, закрепленность формы и конструктивных приемов способ­ствуют концентрации внимания читателя на фактах — выявляют для него смысл и новизну события или явления, помогают извлечь из текста точное, адекватное действительности знание. При литературной правке следует иметь в виду, что отход от закрепленных практикой композиционных схем вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Ни один из элементов структуры не может быть освобожден от информационной нагрузки.

Хроникальное сообщение, один из видов информационных материа­лов, предельно кратко соотносит событие со временем его совершения, констатируя факт или представляя его как-то, что обязательно должно совершиться (ответы на вопросы, что, где и когда произошло или обязательно произойдет).

Сообщение с коротким комментарием, другой вид информационных материалов, может содержать несколько узлов повествования. В основе их последовательности лежит хронологический принцип или принцип смыслово­го развертывания.

Самый краткий вариант сообщения — одно распространенное предложе­ние с усложненной синтаксической структурой. Если же в сообщение входит несколько предложений, первая фраза — всегда ведущая, остальные зависи­мы от нее и равноправны между собой. Связь между ними осуществляется через ключевые слова, часто их повтором.

Текст-рассуждение.

Это такой вид текста, в кот.исследуются предметы или явления, рассматриваются их признаки и доказываются опред.положения. Ст.з.логики, рассуждение – это ряд суждений, которые относятся у одному предмету и которые идут одно за другим. Т.о. из одних суждений вытекают следующие, в результате чего мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Цель рассуждения – углубление знаний об окруж.мире. Это самый сложный вид текста по способу изложения.

В публицистике встречается такой вид рассуждения, как рассуждение – доказательство. В процессе доказательства истинность одного суждения обосновывается при помощи др.суждений, истинность которых уже установлена.

Части доказательства:

1.тезис (суждение, истинность которого обосновывается в ходе данного док-ва.)

2.аргументы (суждения, при помощи кот.мы обосновываем истинность тезиса.)

3.демонстрация (выведение истинности тезисов из аргументов)

Способы доказательства:

-дедуктивные (аналитически) От общих положений к частным. От обобщения к фактам. В начале делают вывод, приводят к-л суждения. А за тем это суждение доказывают.

-индуктивные (синтетические) От частого к общему. От фактов к обобщениям.

Тезис и аргументы д.б.ясными и определенными. Примеры д.б.доказательными и непртиворечащие друг другу. Согласно закону тождества, зезис д. на протяжении док-ва описываться неизменным, иначе возникает ошибка – подмена тождества. Согласно закону непротиворечия, не д.б.противоречащих др.др-гу, иначе возникает логическое противоречие. Согласно закону достаточного основания, аргументы д.б.истинными.

В публицистике исп-ся след.аргументы:

-факты из современной жизни и истории

-ссылки на выводы спец-ов по данному вопросу

-ссылки на неоспоримые и всеми признанные положения

-аналогии




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1958)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7