Актуальное членение речи
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий: 1. способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения. 2. способы соединения предложения в сложное предложения. 3. типы словосочетаний, предложений, и их значения и функции.
Словосочетание - сочетание слов, т е сочетание главного слова и зависимого. Парадигматическая структура слова- изменение его, или по падежам, или по родам. Предикативны и непредикативные отношения Предикативные –отношения между подлежащим и сказуемым Непредикативные– атрибутивные, объектные отношения, на их базе создаются связи слов, которые в синтаксисе обозначены терминами согласование, управление, примыкание.
Управление возникает в словосочетании когда грамматические формы зависимого слова, диктуются главным словом. Примыкание – базируется на относительных отношений (релятивные) при которых зависимый член, называет относительный признак главного. (бежит быстро, выглядить усталым). Предложение имеет 3 признака: 1. Предикативность 2. Целеустановка – цель ради которой говорящий высказывает. 3. Модальность – выражают отношение говорящего к сообщаемому.
Актуальное членение речи - это смысловое членение предложения, при котором предложение делится на исходную часть, и то, что говориться о ней. Главная часть- тема О чем говорится - рема Лексикологиякак учение о словарном составе языка. Лексика – совокупность всех слов и совокупность конкретного языка подъязыка (лексика русского языка. Лексикология изучает признаки слов особенности их употребления, историю появления слов, функционирование в языке. Лексическое значение слова - соотнесенность слова, с каким либо явлением объективной действительности исторически закрепленное в сознании говорящих. Мотивировка – указание на причину, по которой данное значение оказалось выражено именно данным сочетанием звуков. Фонетическая мотивировка – звукоподражательные слова (мяукать, шелестеть, аукать). Словообразовательная мотивировка присутствует в производных словах (учить - учитель) Семантическая мотивировка – обладают слова используемые в переносном значении (крыло самолета, хвост кометы) Немотивированные слова – имеют только корень Многозначность слова. Основными видами неоднозначности – омонимия и полисемия. Полисемия – наличие у слова нескольких значений, связанных некоторой общностью (игла – хвойная, у ежа) Прямое номинативное значение – основное значение. Оно не зависит от контекста, является основой для образования других значений. Фразеологическисвязанноезначениеслова – (карие глаза) реализуются у слова в составе словосочетания, зависит от употребления от слова с которым оно может быть использовано. Синтаксическиобусловленноезначение – как баран, Метафора – переносное значение. Виды слов с переносным значением. Золотые руки. Метанимия – перенос значения на слово не обладающего этим значением. Одушевление (все деревня смеется). Синекдоха – перенос названия части на целое, целого на части. Функциональный перенос – сходство по выполняемой функции (дворник машины и человек). Омонимия бывает полная и неполная. Полный омоним – слова имеют разное значение, но одинаковое написание. (трубка курительная, трубка телефонная). Неполный омоним – омофоны. Луг – лук. Омографы – замооок и зааамок. Звучание различно, но написание одинаково. Паронимия – жилой дом, жилой фонд. Слова близкие по звучанию и значению, образованные от одного корня с помощью разных словообразовательных средств имеющие разные смыслы. Антонимия – слова с противоположным значением. Горячий – холодный. Могут быть слова обозначающие степень признака, противоположно направленные действия, противоположные точки пространства. Не все слова имеют антонимы, конкретные слова (яблоко). Синонимия – слова близкие по значению, но различные по звучанию. Различаются синонимы - дублеты: называются слова имеющие одинаковое значение. Взаимно заменяют друг друга в условиях любого контекста. Понятийные синонимы. Слова близкие по значению, называющие оттенки самого значения. Они по-разному выражают представление о предмете или явлении. Думать, обдумывать, размышлять. стилистические синонимы. Слова различающиеся стилем употребления, сферой их функционирования. Очи, глаза, гляделки, глазюки, зырки. Синонимичными могут быть не только пары слов, но и цепочки слов. Основное слово – доминантой.
06.11.2012 Понятие о активной и пассивной лексики. Неологизмы и архаизмы. Графология. Теория текста.
Активная лексика = вся привычная и повседневно употребляемая лексика. Пассивная лексика – слова которые по разным причинам не употребляются в повседневной речи. Лексика делится на нейтральные и маркированные. Нейтральные – общеупотребительные и нейтральные, могут употреблять в любом стиле речи и выполняют только назывную функцию. Маркированная – слова имеющие дополнительную окраску относятся к словам ограниченного употребления, стилистически ограниченны. Слова маркированные временем называются неологизмами и устаревшими словами (архаизмами). Неологизмы – слова и словосочетания созданные и заимствованные для обозначения новых явлений действительности. Выделяют 5 типов неологизмов. Словообразовательные – потенциальные слова производные и несложные реально несуществующие, но могут создаться в любой момент в соответствии с продуктивными словообразовательными моделями. (Приземлиться) Потенциальные – Заимствованные – Семантические – уже существующие в языке, но начинают функционировать в новом значении Окказеонализмы – слова созданные по случаю намеренно в соответствии замыслом писателя, поэта Архаизмы – слова, которые устарели, а понятия ранее ими называемые сохранились в языке, но стали называться другими словами. Лексические и семантические. К лексическим архаизмы относятся слова устаревшие в своем устаревшем значении. 1. собственно-лексические архаизмы- слова устаревшие, как звуковые комплексы (храмина – храм = дом - домина) 2. лексико-словообразовательные архаизмы - слова у которых устарела словообразовательная структура. (рыбак = рыбарь, дружба = дружество) 3. лексико-фонетические архаизмы - слова, у которых устарела звуковая оболочка. (братство – братия) Семантические архаизмы –слова, у которых устарело одно из значений Слово стало употребляться в другом значении а устаревшая форма сохранилась в своем прежнем значении Историзмы – слова переставшие употребляться в современной речи, по той причине, что они означают понятия, которые ушли из жизни современного человека. Есть языки, которые стремятся не использовать заимствованные слова. Исландия мало заимствует. В албанском 90 % заимствованных слов. Заимствования могут быть разными, полностью освоенные называются слова, которые подчиняются, полностью сохраняют свой состав (карандаш, башмак) и частично освоенные слова. Причины заимствования. Есть внутриязыковые и неязыковые. Неязыковые. 1.Влияние культуры одного народа на культуру другого (франция долго оказывала влияние на Россию). 2. Устные и письменные контакты с разными странами. 3. Повышение интереса к изучению того или иного языка. 4. Авторитет языка. Внутриязыковые – 1. Отсутствие слова или значение. 2. Желание назвать одним словом понятие имеющее качество всего предложения. (бег с ружьем - биатлон. 3. Стремление избежать полисемии и омонимии. 4. Экспрессивность других языков.
Выделяют 2 пути заимствования. Прямое и калькирование. Варваризмы - иностранные слова и словосочетания, передающиеся в языке без перевода. Экзотизмы – слова не свойственные данному языку называющие вещи и явления другого языка. Особенности культуры, нравов общественного устройства другого народа.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |