Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Язык и речевая деятельность. Речь внешняя и внутренняя



2015-11-10 1289 Обсуждений (0)
Язык и речевая деятельность. Речь внешняя и внутренняя 0.00 из 5.00 0 оценок




Язык как способность говорить. Язык и общество

Вспоминаем 2 сестёр, найд. В Индии (Камала).Яз. не перед-ся по насл-ву. Теория И.П. Павлова о 1 и 2 сигнальной системы:1. Впечатл-я, ощущ-я и представления от окруж.ср.!! Вывод:1. Яз. Не природ-е,не биол-е явл-е; 2. Сущ. И разв. Яз.не подчинено з-м природы; 3. Физ.пр-ки чел (расовые) не имеют отнош. к яз.; 4. Яз.обл.только люди – 2 сигн.система, кот. нет у жив.

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Отметим основные направления влияния общества на язык:

• связь происхождения языка с возникновением человеческого общества;

• социальная обусловленность развития языка;

• социальное расслоение языка;

• социальные компоненты в структуре языковых единиц;

• сознательное воздействие общества на язык и его функционирование.

Происхождение языка было вызвано общественной потребностью.

Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных участков языковой системы.

Ярким примером влияния общества на язык является социальное расслоение языка. В социальной структуре современного русского национального языка выделяются:

• литературный язык;

• территориальные диалекты;

• городское просторечие;

• профессиональные и социально-групповые жаргоны.

воздействие государства на развитие и функционирование языка - языковая политика (нормативных словарей и справочников). Язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

Язык и речь

Язык не является врожденной способностью человека – это приобретенная способность. Ребёнок может вообще не приобрести язык. Важный момент в изучении языка – это подражание. Распространение языка на любой территории носит характер болезни, эпидемии. Язык носит надиндивидуал. хар-р, т.к. он обслуживает всех членов общества, но каждый человек обладает свободой выбора тех или иных яз. средств. Выбор зависит от места нахождения, образования, от ситуации, моды, соц.положения, от вкуса, воспитания и др.

Идиалект – индивидуальный вариант языка (твердый ч, фрикат. Г и др.)

Для чего нужен язык : - средство общения, хотя есть и др. средства (дорож.знаки. жесты, мимика);

- средство сохр. и передачи чел.опыта;

- нужен для передачи эмоций, чувств и мыслей.

Язык жив, пока живут люди, говорящие и думающие на нем. Таким образом, язык жив пока жива речь.

Речь – материальная форма существования языка. Язык – это не речь.

1. язык общ, а речь индивидуальна

2. язык абстрактен, а речь конкретна

3. язык идиален, а речь материальна

4. язык не линеен, а речь линейна.

Язык и мышление. Невербальные средства передачи информации

Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности.

Отличие языка от мышления: Мышление 1) отражает действительность; 2) идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности.

Язык 1) выражает действительность; 2) материален – все его единицы облечены в звуки.

Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.

Невербальное мышление не связано с языковым выражением. Этот тип мышления присутствует как у людей, так и у животных. Невербальное мышление проявляется в виде наглядно-чувственных образов, которые возникают в процессе восприятия действительности. Наглядно-чувственные образы формируются на основе ощущений, получаемых нашими органами восприятия.

Наглядно-чувственное мышление позволяет животным ориентироваться в окружающем его мире, поскольку наглядно-чувственное мышление построено на повторяющемся воздействии среды. И в этой ситуации ощущения и представления постоянно связаны с конкретными вещами.

В основе наглядно-чувственных образов уже лежит некоторое обобщение, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков. Невербальное мышление человека обнаруживается в таких сферах его деятельности, как музыка, архитектура, изобразительное искусство.

Вербальное мышление основано на таких категориях, как понятие, суждение, умозаключение. Эти категории отличает высокий уровень абстракции.

Язык и речевая деятельность. Речь внешняя и внутренняя.

Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов. Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом(Непрерываема, связная, контекстная).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь.

Внутренняя речь - это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации.

Гипотеза Сепира-Уорфа

Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) – разработанная в 30-х годах ХХ века концепция, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Возникла в этнолингвистике США под влиянием трудов Э. Сепира и Б. Л. Уорфа. В соответствии с их представлениями, язык и образ мышления народа взаимосвязаны. Овладевая языком, его носитель усваивает и определенное отношение к миру и видит его под углом зрения, «навязанным» структурами языка, принимает картину мира, отраженную в родном языке. Согласно этой гипотезе, у людей картина мира в значительной степени определяется системой языка, на котором они говорят. Таким образом, предполагается, что люди, которые говорят на разных языках, будут иметь и разные представления о мире, а в случае значительных структурных расхождений между их языками при обсуждении некоторых тем у собеседников могут возникать трудности с пониманием.



2015-11-10 1289 Обсуждений (0)
Язык и речевая деятельность. Речь внешняя и внутренняя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Язык и речевая деятельность. Речь внешняя и внутренняя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)