Морфологическая стилистика. Употребление форм имён существительных и прилагательных
Морфологическая стилистика – раздел практической стилистики, в котором рассматриваются стилистические нормы употребления грамматических форм слов, отмечаются выразительные возможности частей речи (существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола и др.). Морфологические нормы регулируют правильность образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных,форм глагола и др.). Существует много слов, использование которых ограничено функциональным стилем или жанром речи. Такие варианты не нарушают норму литературного языка. Так, в разговорной речи встречаются «усеченные» формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, грамм, килограмм вм. апельсинов, помидоров, граммов, килограммов и т.д. В официальной письменной и устной речи употребление таких грамматических форм считается недопустимым,нарушающим морфологическую норму. Вещественные существительные сахар, топливо, масло, нефть, соль,мрамор употребляются, как правило, в форме единственного числа. Но в профессиональной речи для обозначения разновидностей, сортов веществ используется форма множественного числа: сахара, топлива, масла, нефти,соли, мраморы. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления, не нарушающего норму. Выделяются варианты, свойственные профессиональной речи, нарушающие норму литературного языка. Например, в речи моряков у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа преимущественно окончание -а: штурмана, мичмана, дизеля, поршня вм. штурманы, мичманы, дизели, поршни. Есть варианты, нарушающие норму, которые классифицируются как просторечные, диалектные. Например, туфель вм. туфля, ляжь, лягет вм. ляг, ляжет, ложить вм. Класть. Однако в русском языке и немало морфологических вариантов, которые рассматриваются как равнозначные, т.е. правильные: токари –токаря, слесари – слесаря, дверьми – дверями, весной – весною и др. Знание вариантов, умелое их использование позволяет говоряще муточнее выразить свою мысль, разнообразить речь, свидетельствует о его речевой культуре. Сложные случаи употребления имени существительного связаны с падежными формами, формами множественного числа, рода несклоняемых существительных, а также с понятием одушевленности-неодушевленности. Актуальной проблемой является склонение некоторых имен и фамилий. Определение рода имён существительных. Род имени существительного – одна из основных грамматических категорий русского языка. Знать, к какому роду относится то или иное существительное, необходимо, чтобы правильно склонять его (изменять по падежам) и сочетать с другими словами. Но не все слова русского языка можно соотнести с этими тремя родами. Существуют слова, которые причисляются к общему роду – это существительные, называющие лиц как женского, так и мужского пола и обычно имеющие оценочное значение: задира, плакса, ябеда, соня, обжора. Другая группа слов – это существительные, род которых определить нельзя. Это слова, не имеющие формы единственного числа: сливки, чернила, поминки, крестины, каникулы. Несклоняемые существительные иноязычного происхождения,обозначающие неодушевлённые предметы, чаще всего имеют средний род:маршрутное такси, интересное интервью, широкое фойе, строгое жюри столичное дерби, какое сегодня евро? праздничное шоу, ночное рандеву,ровное шоссе, итальянское джакузи и т.д. Однако есть ряд исключений из этого правила, связанных с наличием у слова русского синонима или родового понятия, по которым определяется род данного слова, например: кольраби – ж. р. (капуста), авеню – ж. р. (улица), пенальти – м. р. (штрафной одиннадцатиметровый удар), кавасаки –м. р. (японский моторный бот), сирокко – м. р. (ветер), урду, хинди, бенгали –м. р. (язык), салями – ж. р. (колбаса) и т.д. Род сложных существительных определяется по двум признакам: если первая часть слова является неизменяемой, то род его определяется по второй части: луна-парк(мужской род)г царь-пушка (женский род); если обе части изменяются, то род определяется по первой части: диван-кровать(мужской род), школа-интернат(женский род), платье-костюм(средний род). Наиболее трудные вопросы, связанные с употреблением форм имен прилагательных, касаются качественных прилагательных.Они имеют полные и краткие формы, а также образуют степени сравнения. Качественные прилагательные обозначаюткакие-то признаки, свойства предметов, причем эти свойства могут проявляться в разной степени. примеры: белый красный красивый страшный и т.д. Полные формы употребляются в функции определения й сказуемого (приятная девушка, девушка приятная), краткие — в роли сказуемого (девушка приятна). Полные формы (Он смелый) имеют разговорный характер, а краткие — книжный (Он смел). Между этими формами обнаруживается: 1) смысловое (семантическое) различие, связанное с тем, что полные формы указывают на постоянный признак, а краткие — на временный: Юноша был глухим от рождения — Юноша был глух к советам родителей. 2) лексическое различие, при котором значения полной и краткой формы существенно расходятся: Ребенок живой (бойкий, подвижный) — Ребенок жив (не мертв). 3) грамматическое различие, когда при кратких формах могут быть зависимые слова, а при полных в именительном падеже таких слов быть не может: Этот проект убыточен по расчетам экономистов и. Этот проект убыточный (без нарушения грамматических норм нельзя добавить по расчетам экономистов). Трудность может составлять выбор краткой формы прилагательных на -енный. Обычна имеется два варианта, например: Он мужествен и Он мужественен. Предпочтение следует отдавать краткой первой форме. Однако есть ряд прилагательных, которые требуют выбора полной формы: почтенный, несомненный, современный, незабвенный, священный. В русском языке существует два способа образования сравнительной и превосходной степени прилагательных: аналитический (к прилагательному прибавляются наречия более, менее, прилагательное самый) и синтетический (меняется форма прилагательного, например, труднее, труднейший).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |