Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема №2: Система языка



2015-11-10 348 Обсуждений (0)
Тема №2: Система языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема №1: Строение науки о языке

Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука, изучающая человеческий язык. Она изучает все языки мира: живые и мертвые, широко распространенные и малые, письменные и бесписьменные, а также многофункциональные и т.д. В настоящее время насчитывается от 3 до 4 тысяч языков.

Современное языкознание – целая отрасль научных знаний.

Выделяют:

1. Общее языкознание (теория языка) – исследует сущность языка, его происхождение, общие закономерности строения, функционирования, связи с обществом, лингвистические методы. В общее языкознание входят: лингвистическая типология языков, история лингвистических учений, граммотология (изучает историю и строение письма)

2. Частное языкознание – исследует отдельные языки (русистика, полонистика, богемистика) или группы языков, объединенных родством или общностью территории

В частном языкознании выделяют (термины введены швейцарским ученым начала 20-ого века – Фердинандом де Соссюром):

1. Синхроническое – описание состояния языка в какой-то определенный момент времени

2. Диахроническое (историческое) – описание исторических изменений какого-либо языка

Языкознание также может быть:

1. Теоретическое - научное, теоретическое изучение языка, методологическая база для прикладного

2. Прикладное – решает практические задачи (создание алгоритмов для автоматического перевода или анализа текстов - называется такое языкознание вычислительным, машинным или инженерным; разработка методик родному или неродному языку; усовершенствование письменности и создание письменности для бесписьменных языков, дешифровка древних памятников; лексикография – теория и практика составления словарей; логопедия – исправление дефектов речи).

Лингвистика также бывает (разграничение введено Фердинандом де Соссюром):

1. Внутренняя лингвистика - исследует язык как целостную систему. Основные дисциплины, исследующие единицы и уровни языка: фонетика – изучает звуковой строй языка; фонология – изучает функционирование фонетики и использование звуков в речи; лексикология – изучает словарный состав языка или слово как основную единицу; фразеология – изучает устойчивые выражения языка; словообразование – изучает строение и создание производных слов; морфология – изучает грамматические формы слова; синтаксис – изучает строение словосочетаний и предложений).

2. Внешняя. Переходом во внешнюю лингвистику будет любой выход за пределы собственного языка, здесь пересечение языкознания с другими науками: с этнографией ( с этнолингвистикой), с историей (с этимологией, с историей языка), с социологией (социолингвистика), с психологией (психолингвистика – связь речи и сознания, речи и мышления), с филологией (лингвостилистика – изучает стили речи и языки художественной литературы), с географией (диалектология – изучает говоры и диалекты какого-либо языка, ареальная лингвистика – распределение языков по ареалам), с математикой (вычислительная лингвистика)

 

Тема №2: Система языка

Язык – естественно возникшая и развивающаяся знаковая система, знак является представителем предмета, явления, он лишь указывает и обозначает их. Системой знаков язык назвал Фердинанд де Соссюр.

Сущность языкового знака

Знак – материальный объект для передачи информации. Любой предмет или явление может стать знаком, если служит для обозначения другого предмета, явления или свойства, но нужно договориться об этом.

Наука, изучающая знаки и знаковые системы называется семиотикой.

Свойства знаков:

1. Знаки замещают что-либо

2. Преднамеренность, конвенциональность (знаки специально, преднамеренно используются для передачи определенного смысла, несут информацию по соглашению, договоренности)

3. Двусторонность – в знаке выделяют две стороны: означаемая (содержание, смысл, внутренняя сторона знака) и означающая (внешняя сторона знака, воспринимаемая органами слуха или зрения). В зависимости от характера связи между означающим и означаемым выделяют:

Ø знаки-индексы, где причинная связь между сторонами знака

Ø иконические – внешние или функциональные связи между сторонами знака

Ø знаки-символы – условная или произвольная связь между сторонами знака, эти отношения устойчивы и стабильны

4. Воспроизводимость – воспроизводится в единой форме, т.е. не заменяется ничем

5. Системность

Язык обладает двумя фундаментальными свойствами: знаковостью и системностью.

Системность языка проявляется в том, что его единицы взаимосвязаны друг с другом.

Возможные типы связей:

1. Линейные комбинации единиц одного языкового уровня, их сочетания по законам того или иного языка называются синтагматическими (от греч. «синтагма» - вместепостроенная). Синтагматических запретов в каждом языке очень много.

2. Система, совокупность допускаемых структурой языка форм (вариантов) одного и того же слово называется парадигмой. Парадигматический тип отношений (от греч. – пример, образец). Пример: падежная форма существительного, спрягаемая форма глагола. В речи актуализируется лишь один вариант. Возможна недостаточность парадигмы или наоборот ее избыточность – наличие двух форм у одного грамматического значения.

Парадигматические и синтагматические отношения универсальны т.к. обнаруживаются на всех уровнях языка (все уровни языка подчинены внутренним принципам) и во все языках мира. Противопоставление синтагматики и парадигматики было введено Соссюром.

3. Совокупность однородных единиц языка, способных вступать в синтагматические и парадигматические связи, образуют уровень (ярус) языковой системы. Между уровнями иерархические отношения последовательной зависимости: единицы низшего уровня входят в состав единиц более высокого уровня, одновременно единицы более высокого уровня разлагаются на единицы соседнего низшего уровня. Низшие уровни – фонетический и морфемный. Высшие – лексический и синтаксический.

Синтагма – вместе, парадигма – вместо (один из многих вариантов).

Единицы языка Уровни языка Раздел языкознания

Фонема Фонетический Фонетика

-самая простая единица языка,

Только для восприятия речи

 

Морфема Морфемный Морфемика

-мельчайшая частица смысла

в языке, отдельно не употребляется

 

Слово (фразеологизм = одно слово) Лексико-фразеологический Лексика, фразеология

-центральная единица языка,

служит для называния

 

Формы и классы слов Морфологический Морфология

 

Словосочетание Синтаксический Синтаксис

 

Предложение Синтаксический Синтаксис

- коммуникативная единица

для выражения мысли

 

Морфология и синтаксис вместе иногда называют грамматическим уровнем.

Идея уровневой организации системы возникла в биологии, в языкознании она была использована американскими структуралистами.

Язык и речь

Реализация языка в процессе общения называется речью. Речь – деятельность людей по использованию знаковой системы языка. Продукт речевой деятельности – конкретные тесты в устной и письменной форме. Впервые понятия язык и речь четко разграничил Фердинанд де Соссюр.

Язык Речь

Абстрактен Конкретна, материальна

Потенциален Реальна

Имеет уровневую организацию Линейна, последовательна

Консервативен, относительно устойчив Динамична

Независим от обстановки, нецеленаправлен Ситуативна, направлена на цель

Результат коллективного опыта людей Индивидуальна

 

Язык как социальное явление

Язык – достояние и продукт творчества сообщества, которым может быть род, племя, народность и нация, следовательно, язык может быть родовой, племенной, язык народности и нации.

Племенных языков довольно много – большинство языков индейцев Америки.

Народность – объединение людей не по родственным связям, а по проживанию на одной территории. Народности и их языки возникают в эпоху Средневековья в раннефеодальных государствах. Сегодняшние народные языки – марийский, удмуртский.

Более высокая общность людей – нация, период становления капитализма. Эта исторически сложившаяся общность людей характеризуется общностью территории, экономической жизни, психического склада, культуры. Нация также характеризуется общностью языка.

Русский язык – единый язык русской нации. По решению ООН он входит в состав 6-ти мировых языков (китайский, английский, испанский, русский, арабский, французский).

Естественный язык, в том числе и русский, принципиально неоднороден. В социолингвистике язык в целом называют кодом, а разновидность – подсистему общего кода. Коммуникативное средство меньшего объема – субкод (подсистема, регистр).

Национальный язык – код, диалекты (местные говоры) + жаргон (социальный, профессиональный) + просторечия + литературный язык – субкоды.

Владение разными подсистемами одного национального языка и использование их в зависимости от ситуации или сферы общения называется внутриязыковой диглоссией (с греч. – двуязычие). Диглоссия может обозначать и владение разными языками, которые функционально распределены в государстве.

 

Разновидности национального языка:

Жаргон – слова, присущие какой-либо социальной группе, профессиональной, сословной, возрастной и т.д. Арго («замкнутый» с фр.) в отличие от жаргона в какой-то степени тайный язык, созданный, чтобы сделать язык какой-то социальной группы, непонятной для посторонних (например, воровское арго). В России 19-ого века существовал язык «офеней» - бродячих торговцев мелким товаром, коробейников. Коробейники скрывали свои намерения и действия от посторонних, доверяя лишь друг другу, помогало в этом им специально выработанное арго. В России прошлого сформировались также нищенские и воровской жаргоны. Сегодня секретность уголовного арго относительна. Таким образом, скрытность этого языка чаще всего нарочитая, показная, рассчитанная в первую очередь на сохранение групповой идентичности, противопоставление своих и чужих. В арготической лексике есть элементы первобытно-магического отношения к миру и к языку, т.е. неудачно, не вовремя сказанное слово может навлечь несчастье, поэтому обычные слова заменяются арготизмами, причем о некоторых табуированных темах нельзя говорить даже на арго. В этом арго напоминает жаргонную речь охотников, военных и других лиц, у которых профессии связаны с риском. Примеры арго, прочно вошедших в язык: барахло, по блату, липовый, навалом, катить бочку, беспредел и т.д.

Социальные жаргоны в отличие от арго не создаются искусственно для конспирации, а возникают спонтанно. Могут возникать в любом, достаточно устойчивом коллективе. Они – символ групповой принадлежности и средств языкового обособления. Существует жаргонная речь школьников, студентов, общемолодежная и армейская речи. Жаргон экспрессивно эмоционален, но достаточно груб и имеет общий недружелюбный, неуважительный тон по отношению к собеседнику-ровеснику или старшему. По отношению к литературному языку он недолговечен.

Черты современного молодежного жаргона:

-постарел и помолодел одновременно (по отношению у носителю жаргона)

-жаргонизация речи интеллигенции

-проникновение в публичные сферы

-письменное закрепление, кодификация

-американизация

-влияние арго

Профессиональные жаргоны – неофициальное обозначение, бытующее в разговорной речи людей определенных профессий.

Просторечия – с одной стороны, речь малограмотных слоев городского населения, не овладевшая нормами литературного языка. Например, «тама, тута, здеся, ихний, евоный, со всемя, чаво, оплотит, хотишь». С другой стороны, просторечия – грубая, сниженная лексика. Например, оглоед, морда, харя, рожа, психануть, выпендриться.

Диалекты - местная разновидность языка

 

20.04.12



2015-11-10 348 Обсуждений (0)
Тема №2: Система языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема №2: Система языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)