Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль и значение заголовков периодических изданий



2015-11-10 961 Обсуждений (0)
Роль и значение заголовков периодических изданий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Заголовок – это полноправный компонент газетного текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Заголовок имеет крайне важное значение для газетной статьи, поскольку он является первым, что бросается читателю в глаза, что дает первоначальное впечатление и возможно сразу же формирует мнение о всей статье. Другими словами, он занимает самую сильную, акцентируемую позицию. Заглавие является составной частью газеты, без него ее существование не представляется возможным.

Исходя из проанализированной литературе, мы выявили следующие языковые функции заголовков:

1) Информативную (передает информацию о тексте);

2) Прагматическую (оказывает эмоциональное и интеллектуальное воздействие на адресата – получателя информации). В современном газетном заголовке прагматическая функция является наиболее важной. Прагматическая направленность газетного заголовка объясняется тем, что заголовок является посредником между читателем и автором текста.[1]

Заголовки публикаций в газете так же являются неотъемлемым элементом ее дизайна. От их характера и оформления в большинстве своем зависит «лицо» периодического издания. Воздействие заголовка на читателя в немалой степени зависит от его технического оформления – месте размещения на газетной полосе и постановки над текстом (сбоку или в его центре), от разделения на строки, от величины и яркости слов – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и прочих характеристик.

Главная функция заголовка – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают нам быстро ознакомиться с содержанием номера газеты, понять, что сообщается в публикации, извлечь главные моменты, перечисленные в статье, осознать, что представляет для него особый интерес. Умение оформителей и редакторов газеты грамотно использовать заголовки часто определяет главное решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых пробудили в нем интерес, или отложить газету в сторону. Газетная практика дает бесчисленное множество примеров того, как в результате неправильного выбора и оформления заголовков резко уменьшается воздействие важной информации на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком читатель не отметит, а то и вовсе пропустит. И наоборот, яркий, привлекший читателя своим содержанием и формой заголовок, пробуждает желание прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию.

Следует отметить, что, несмотря на выше перечисленные факты, заголовки использовались далеко не всегда, они появились лишь ко второй четверти XIX века. До этого в начале статьи или заметки указывался лишь географический пункт – название города, где текст был написан и дата его направления в редакцию. Впервые сами заголовки редакторы стали обозначать на первой странице номера газеты в своеобразной «афишке-указателе», содержании, где сообщалось об его материалах. Постепенно некоторые из таких заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями[2].

В данное время практически все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют лишь совсем небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. В таком случае над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой объединяющий их признак.

Если подвести небольшие итоги вышесказанному, заголовок следует рассматривать как отдельный, самостоятельный газетный жанр. В рамках данного жанра создаются короткие тексты, довольно удобные для восприятия в силу своего маленького размера и наличия большого количества образов, а так же, потому что заголовки обыкновенно набираются более крупным шрифтом, нежели основной текст статьи, и в силу этой своей особенности, несомненно, привлекают к себе непроизвольное внимание аудитории.

Важной особенностью заголовка статьи, кроме того, что он может моментально сообщить информацию, но и маркировать её. Например, максимально быстро и без всяких усилий можно поставить свежее информационное сообщение в один логический ряд с другими сообщениями, внесенными в данное нам информационное пространство раньше. А заодно дать оценку сообщаемой информации, обеспечить его восприятие аудиторией не только в том или ином логическом ряду, но и с тем или иным эмоциональным отношением. «Иными словами, заголовок способен сформировать убеждения аудитории по поводу того или иного события, или даже сформировать установку аудитории»[3].

В качестве примера рассмотрим серию заголовков газеты «Коммерсантъ». «Как только правоохранительные органы предъявляли претензии той или иной коммерческой структуре или хотя бы пытались задать вопросы руководителям таких структур, соответствующий материал попадал на первую полосу «Коммерсантъ»» - вот самая точная характеристика газеты. На нынешнее время уже вряд ли кто-нибудь сможет вспомнить о содержании тех материалов, которые по своему объему и стилю соответствовали всего лишь заметкам. Они строились по такой схеме: какой-либо орган совершил такие-то действия по отношению к такой-то коммерческой структуре; представители органа заявили, что речь идет не о политике, а о самых обычных следственных действиях, предусмотренных законом. Несмотря на это, все до сих пор помнят серию похожих заголовков: «Пришли за Ивановым», «Пришли за Петровым», «Пришли за Сидоровым» и так далее.

Это произошло по трём причинам:

1) Любое сообщение, опубликованное под заголовком такого вида, моментально становилось предметом внимания и обсуждения аудитории;

2) Оно автоматически ставилось в логический ряд со всеми предыдущими;

3) При помощи всего лишь трех слов формировалось отношение той аудитории ко всем новостям такого типа в общем, и к каждой из новостей по отдельности. Причем в данном случае имеется ввиду возникновение, не только негативного эмоционального отношения к действиям органов власти, но и сочувствия к тем, «за кем пришли», поскольку последние эмоционально ставились в один ряд с невинными жертвами. Ведь всем с самого детства было прекрасно известно - что «пришли за кем-то» - это формула, сложившаяся в годы сталинских репрессий, когда «приходили» без судебного решения, а иногда даже без ордера, и ни один из тех, «за кем приходили», обратно уже не возвращался.

Таким образом, подводя некоторые итоги вышесказанному, заголовок в настоящее время представляет собой довольно органичный первостепенный элемент текстовой публикации, который неразрывно с ней связан, следует из её содержания, опирается на него. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании».[4] Поэтому заголовок требует к себе пристального внимания – как авторов статей, так и секретарей в издательствах и прочих журналистов, занятых версткой газеты.

Следует уточнить, что не случайно при правке в процессе подготовки очередного номера, заголовки, которые дали авторы, меняют не по одному разу, стараясь найти идеальное сочетание. Многим публицистам известны часто возникающие проблемы, связанные с трудностью поиска адекватного названия для статьи или репортажа. Каждый журналист придумывает заголовок по-своему: некоторые определяют его только после того, как основной текст уже написан; другие предпочитают перед началом работы дать своей будущей работе заголовок – иногда он является лишь условным, задающим работе верное направление мысли, при окончании работы заголовк уточняется в соответствии с получившимся материалом.




2015-11-10 961 Обсуждений (0)
Роль и значение заголовков периодических изданий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль и значение заголовков периодических изданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)