Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Функции, виды и пути формирования заголовков




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализируя многообразные выразительные возможности газетного заголовка, безусловно, встаёт вопрос о том, какие функции он выполняет в процессе восприятия читателем газетного сообщения. Благодаря проведенным нами исследованиям, следует перечислить выявленные нами основные функции заголовков:

1) графически-выделительная;

2) номинативная;

3) информативная;

4) рекламная;

5) оценочно-экспрессивная;

6) интегративная.

Прежде всего, необходимо отметить, что заголовки служат для выделения материалов на полосе, отделения их друг от друга. Все без исключения заголовки направлены на выполнения такой задачи и потому несут графически-выделительную функцию. Эта функция - единственная, которая реализуется неязыковыми средствами, а с помощью различных приёмов вёрстки и редактирования текста. Такая форма заголовка непроизвольно активизирует внимание читателя, не требуя особых волевых усилий.

При первом взгляде на заголовок, даже до чтения текста полностью, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия именуют текст, выступая в качестве его названия, знака. Так как аболютно любой заголовок называет текст, то он несомненно выполняет номинативную функцию, независимо от каких-либо синтаксических особенностей. Номинативная роль заголовка даёт читателю возможность выделить текст. Можно назвать разные способы привлечения произвольного внимания читателя с помощью заголовка.



Заглавие включает работу мышления через возбуждение читательского интереса. Названия публикаций такого рода выполняют информативную функцию, привлекая читателя прочитать статью, если она содержит необходимую для него информацию. Название помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую концепцию.

Произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую спектр читательских эмоций – не только интерес к сведениям, данным в статье, но и любопытство, недоумение, удивление, может даже страх. В данном случае заголовок реализует рекламную функцию. Заголовок такого типа формирует психический настрой человека, тем самым активизируя внимание, заставляя читателя целенаправленно прочесть газетную публикацию. Исходя из изученной литературы, мы выявили, что заголовки рекламного типа делятся с языковой точки зрения на две группы:

1) Заголовки, которые содержат мало информации, создавая интригу для читателя. На основе таких заголовков создаётся эффект «усиленного ожидания», благодаря чему читатель обращается к тексту.

2) Заголовки, привлекающие своей новизной и свежестью.

Рекламная функция всегда сочетается с экспрессивно-оценочной или информативной, отдельно она не функционирует. Первый этап восприятия заголовка заключается в том, чтобы пробудить внимание читателя, вызвать в нем интерес, желание прочесть. Такое восприятие заглавия формируется благодаря тому, что реализуется графически-выделительная, номинативная и рекламная функции.

Как было указано выше, заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя в данном случае оценочно-экспрессивную функцию. Важность данной функции для газеты заключается в том, что заголовок должен подготовить читателя, а впоследствии убедить его согласиться с убеждениями, положениями, которые защищает автор статьи. В заголовках часто используют различные стилистические приемы, что еще сильнее захватывает эмоции и воображение читателей, активизирует их фантазию, акцентирует внимание на каких-либо важных смысловых или оценочных частях публикации.

Грамотно написанное заглавие облегчает и упрощает восприятие текста, играет большую роль в организации языковых средств. В данном случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция (то есть связанность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет всего лишь композиционную роль. В зависимости от замысла автора и, безусловно, особенностей содержания текст может состоять из отдельных частей, глав, одно заглавие может объединять множество разных материалов. Композиционный заголовок облегчает восприятие текста, разделённого на главы, помогает восстановить связи между частями.

Ссылаясь на прочитанную нами литературу, нужно отметить, что заголовки делятся на два типа в зависимости от реализации информативной функции:

1) Однонаправленные – такие заголовки, которые могут быть соотнесены с любым смысловым элементом текста (тема, основная мысль, аналитическая оценка ситуации, иллюстрации к тезисам и т. д.);

2) Комплексные – заголовки, которые актуализируют два или более смысловых компонентов текста.

Основной же функцией заголовка, несмотря ни на что, является номинативная функция, используемая при закреплении содержания текста в памяти читателя. Заглавие имеет значение на всех трех этапах восприятия текста статьи: до чтения, непосредственно во время чтения, после прочтения всего текста. На разных этапах на первый план выступают разные функции, остальные отходят на второй план. При осуществлении всех указанных выше функций заголовки активизируют не только рациональную, но и эмоциональную сторону читательского мышления, тем самым обеспечивая газете заложенную автором идею.

Профессионализм в работе с заголовками включает в себя выбор различных видов при размещении и оформлении иллюстрационных и текстовых материалов на полосах номера. Заголовки применяют отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят заголовки разных типов. К таким типам относятся обыкновенный заголовок, подзаголовок, рубрика и шапка, и каждый из них играет определенную роль в газете.

Обыкновенный заголовок дает самое первое впечатление о материале.

Подзаголовок (чаще всего он бывает тематическим) является своеобразным уточнением, дополнением, разъяснением к вышестоящему заголовку. Он служит для указания характера газетной публикации, в качестве источника получения какой-либо информации (например, от нашего собственного корреспондента) и так далее. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.

Рубрика также играет очень важную роль, она размещается над основным заголовком (в таком случае её именуют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Однако часто рубрику используют и для уточнения жанра публикации.

Шапка используется для объединения материалов, которые занимают целую полосу газеты или большую её часть и посвящены одной общей теме. Она «накрывает» сверху все публикации, стоящие под ней[5].

Одним из путей формирования заглавия газетных статей является использование каламбура. Условия восприятия читателем газетных материалов и характер газетной информации (злободневность, оперативность и пр.) определили появление определенных коммуникативных функций каламбура - контактоустанавливающей функции и функции восстановления внимания. Данные функции влияют на психические процессы восприятия текста. В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных типов жанровых публикаций. Например, в новостных информационных заметках часто используется такой метод, как вынесение в заголовок опорных фактов, различных цифровых данных и прочего. Например: «Столкновение автобуса с поездом», «Два кандидата на один пост» и т.п. Для заголовков, используемых для интервью, характерно использование цитаты из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста. Например: «Экономические мифы не вечны» (из интервью с министром экономического развития). Для прочих газетных жанров, невеликих по объему, таких как зарисовка, очерк, репортаж, характерны эмоционально-образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и других языковых оборотов. Например: «Звезды и Млечный путь» – заголовок очерка в «Известиях» о ветеране Великой Отечественной войны, «Игры с плавающим Кашпировским» – заголовок репортажа в той же газете о встрече журналиста с обитателями дельфинария.

В современной газетной статье заголовок выступает как совокупность различных графических и лингвистических средств и приемов, которые дает читателю все нужные предварительные сведения о содержании публикации и привлекают к ней должное внимание. Степень зависимости заголовка от последующей статьи так же варьируется. Г.Г. Хаблак в своей публикации выделяет два вида заголовков по автономности:

1) Автосемантичные – заголовки, понятные без опоры на текст

2) Синсемантичные – заголовки, смысл которых, как и статьи в целом, становится очевидным только при взаимодействии данного заглавия с текстом.

Исходя и опираясь на всё вышеуказанное, можно выделить четыре основных типа отношений между заголовком и текстом газетного заголовка:

1. Репрезентативные отношения — заголовок в данном случае несет основную мысль, главную идею газетного выступления, выступая в этом случае в качестве своеобразного резюме, являясь надтекстовым элементом информационного сообщения. Например, данный тип отношений часто встречается в рубрике «Хроника» в газете «Известия»: «ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПРОВОДИТ ПЕРЕГОВОРЫ В АРМЕНИИ» («Известия», 31.05.05).

2. Рекламные отношения — заглавие в этом случае только лишь привлекает внимание к газетному материалу, не раскрывая всей его сущности. Как правило, заголовок при данном типе отношений представляет собой словосочетание, которое просто называет объект или субъект публикации, или же намекает на него. Это так называемый имплицитный тип отношений между заглавием и текстом — по прочтении текста читатель разгадывает смысл заглавия. Например, этот тип отношений характерен для рубрики «Слухи» в газете «Аргументы и Факты» и ее подрубрике «Кошелек»: «ОСАГО В ОСАДЕ» («Аргументы и Факты», 20.12. 06).

3. Диалогические отношения – такие отношения, при которых заголовок чаще всего представлен в виде вопросительного предложения. Весь остальной текст статьи служит разгадкой и ответ на поставленный в заглавии вопрос. Целью вопроса в заглавии служит получение информации или же проверка уже существующей, известной заранее информации. Такой тип отношений чаще всего представлен в «Московском Комсомольце» и «Аргументы и Факты». Широкое использование вопросно-ответных структур в газетном заглавии связано, прежде всего, с тем, что практически любое произведение газетного жанра диалогично по своей сути. Например, заголовок такого типа в газете «Московский Комсомолец»: «КУДА КАТИТСЯ РОССИЯ?» («Московский Комсомолец», «NON-STOP», 31.05.05).

4. Включительные отношения — при таких отношениях заголовок является частью основного корпуса текста. Как правило, в этом случае заголовок образует единый заголовочный комплекс вместе с общим текстом, или же является первым предложением статьи, выявляя функцию начала повествования, а не рекламную или какую-либо другую. Отношения такого типа характерны для газетных заголовков рубрики «NON-STOP» «Московского Комсомольца»: «...ПОТРЕБУЮТСЯ ГОДЫ, чтобы принять законодательство, соответствующее передовым стандартам высокоразвитых стран». («Московский Комсомолец», «NON-STOP», 24.06.04).

Заголовки так же делятся и классификации, выделенной Лазаревой Э. А. – по смысловым схемам понимания их читателями:

1) Заголовки, для понимания результирующего смысла которых не требуется обращение читателя к тексту статьи (схема понимания «прямое понимание»);

2) Заголовки, которые интерпретируются только после прочтения текста всей статьи (схема понимания «понимание с обращением к тексту статьи»);

3) Заголовки, интерпретируемые сразу, однако требующие повторного осознания после прочтения текста статьи – по-другому такие заголовки называют заголовками с ложной интерпретацией (схема понимания «понимание с повторной интерпретацией»);

4) заголовки, в которых фразы прецедентных текстов используются в прямом значении: в этих случаях прецедентные тексты лишаются своего подтекста, второго плана, поэтому такие заголовки выступают как заголовки с мнимопрецедентными текстами (схема понимания «прямое мнимопрецедентное понимание»).

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что газетные заголовки делятся на огромное множество типов по различным классификациям, но это уже не особо нас интересует, поскольку не совпадает с выбранной нами темой.

Таким образом, заголовок газетной статьи, выполняя две своих основных функции, а именно рекламную и информативную, может находиться с основным текстом статьи в различных отношениях, которые впоследствии определяют структуру самого заглавия и характер рубрики издания в целом. Стоит отметить, что заголовок выполняет еще две характерные только для него функции благодаря использованию для выделения графических средств (шрифта, цвета), месту расположения на газетном листе и в рубрике — распределительную (выстраивает газетные статьи по тематике и степени релевантности информации) и соединительную (определяет место газетной статьи в номере). Правильно составленные заголовки в некоторых случаях удачно разделяют газетные статьи, выступая в качестве надтекстового элемента блока информации, а в некоторых связывают публикации в рамках одной рубрики.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7