Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 15 Основные типы письма



2015-11-10 1897 Обсуждений (0)
Вопрос 15 Основные типы письма 0.00 из 5.00 0 оценок




Письмо появляется тогда, когда возникает общественная потребность в нем, желание сохранять сказанное. Произошло это в эпоху разложения первобытно-родового строя и образования первых государств. Именно в этот период человеческой истории рас­ширяются производство и торговля, между государствами заключаются военные, экономические и политические договоры, устанавливаются законы, формируются религии, пробуждается инте­рес к своей истории и т.п. Письмо в этих условиях оказывается крайне необходимым. Его появление связано с необходимостью повысить эффективность выполнения основной функции языка -коммуникативной. Этой цели подчинены все разновидности письма, которые выделяются в зависимости от того, что обозначается графическим знаком — нерасчлененное высказывание, слово, слог или фонема.

На этой основе различают следующие типы письма:

- фразографию (от греч. phrasis «фраза», высказывание и grapho «пишу»), основной графической единицей которой служит фразограмма - письмо-рисунок;

- логографию (от греч. logos «слово» и grapho «пишу»)/идеографию, основная графическая единица -логограмма, или идеограмма, иероглиф;

- силлабографию (от греч. syllabi «слог»), графический знак которой - силлабограмма (письмо слогами);

- фонемографию, или фонографию (от греч. phone «звук»), графический знак которой - фонемограмма, или фонограмма (буквенно-звуковое письмо).

Данная типология письма ориентирована на объект графического обозначения. Существует также иная, традиционная, типология, которая содержит три основных (с подтипами) типа письма - пиктографическое, идеографическое и фонетическое, или звуковое. Эта классификация типов письма подвергается критике за отсутствие единого принципа: первые два типа отражают характер графических знаков, а третий - объект обозначения (звук). Однако указанный недостаток легко устраним, если третий тип называть буквенным, или буквенно-звуковым письмом.

Пиктография(от лат.pictus «нарисованный»; греч. grapho «пишу»)/

Фразография(от греч. phrasis «фраза», высказывание и grapho «пишу»)

Первая «проба пера» человека в виде «пещерной живописи» измеряется тремя десятками тысячелетий. В основном это были изображения охоты и других не менее важных событий в жизни первобытного человека (см. рис. 6). Поскольку письменным знаком в таких случаях служил рисунок, то этот тип письма называют пиктографией, т.е. «письмо рисунками». Это преднамеренное изображение на камне, дереве, глине, цель которого — передача определенной информации. Поэтому оно служит средством общения. Сам рисунок как своеобразный письменный знак называется пиктограммой, а пиктограммы, высеченные или нарисованные на скалах, еще называют петроглифами (греч. petra «скала, камень» + греч. glyphe «резьба»).

Письменным знаком пиктограмму можно называть лишь условно из-за ее особых отличий от других знаков письма. Дело в том, что отдельные графические элементы пиктограммы лишены самостоятельности. Они не расчленяют высказывания (сообщения) на слова. Пиктограмма передает высказывание или фразу в целом. Поэтому этот тип письма называют еще фразографией. Специфика пиктографии состоит также в том, что она пере­дает лишь содержание высказывания, не отражая при этом языковых особенностей сообщения (звучания слов, их грамматических форм, порядка следования и т.д.).

Отражение языкового строя на письме — более поздний и со­вершенный этап человеческой цивилизации.

Синтетический характер пиктографии (передача нерасчлененного сообщения) органично соответствовал инкорпорирующему (полисинтетическому) строю языков американских индейцев и народов Крайнего Севера. Такое обозначение фразы (сообщения) соответствовало специфике самой фразы в языках инкорпорирующего строя, которая служит описанием события в его целостности, нерасчлененно. Д. В. Бубрих полагал, что в первобытной речи фразе типа «летит птица» соответствовало единое звуковое целое, одновременно адекватное и слову, и предложению — птицелетание.

 

До нас дошло немало первобытных рисунков, однако не все они являются пиктограммами. Многие из них были лишены коммуникативного назначения, поскольку служили иным целям — эстетическим, магическим, религиозно-культовым. В связи с этим собственно пиктографическое письмо возникло гораздо позже, в эпоху неолита (VIII-VI тысячелетия до н.э.), когда формируются достаточно крупные общественные объединения - союзы родственных племен, расселявшихся на больших пространствах. В этих условиях пиктограммы были необходимы как средство общения с адресатом, отдаленным от их создателя расстоянием и временем. Следовательно, пиктограммой является не любой рисунок, а лишь тот, который преднамеренно выполняет функцию передачи сообщения.

Существуют и более строгие подходы к определению начального эта­па графического общения. По мнению В. фон Гумбольдта, последнее зависит от того, насколько использование и свойство знаков более или менее привязано к определенным словам или хотя бы мыслям и вместе с этим насколько дешифровка приближается более или менее к подлинному прочтению. Близок к подобным суждениям и Л.В.Щерба, считавший пиктографию типом письма лишь условно, поскольку она не передает речь, а лишь замещает ее. По этим же соображениям И.М.Дьяконов выводит пиктографию за пределы письма, в его предысторию. Он утверждает, что настоящее письмо возникает только там, где фиксируется именно речь, где каждое слово в речи и все грамматические отношения между словами находят свое воспроизведение в начертательных знаках... Что касается «настоящего письма», автор прав, хотя и слишком жестко подходит к определению начального этапа письма.

Пиктография - все же тип письма, и этот статус поддерживался ее целью (коммуникация) и средствами (пиктограмма - начертательное, графическое обозначение). Ей соответствует инкорпорирующий строй языка, хотя пиктография все же ориентировала на план содержания, как и другой подтип семасиографии - логографическое, или идеографическое письмо.

При всех своих достоинствах (пиктограммы имели реалистическое значение, их мог разгадывать каждый, они были средством общения разноязыковых народов, порядок их «чтения» определяла композиция рисунка) пиктография все же страдала рядом недостатков:

- допускала неоднозначное «прочтение» разными людьми;

- обладала ограниченными возможностями для передачи абстрактных понятий;

- требовала знаний конкретных исторических условий создания пиктограммы, особенностей быта народа, использующего символику.

Идеография(от. греч. idea «мысль» и grapho «пишу»)/

Логография(от греч. logos «слово» и grapho «пишу»)

Устранить недостатки пиктографии была призвана идеография - второй, более совершенный этап развития письма, возникший на базе пиктографического. Письменный знак - идеограмма - передает значение слов, не воспроизводя их звучания. Идеограмма в основном символична: упрощенное изображение пирамиды, например, служит здесь не наименованием пер­вичного объекта обозначения, а названием страны - Египта.

Существует несколько систем идеографии. Возникли они не­зависимо друг от друга в разных регионах Земли – Месопотамии, Египте, Китае, Америке. Идеограммы, в отличие от пиктограмм, не разгадываются, а читаются, т.е. при чтении воспроизводятся предложения - слово за словом. Со временем идеограммы упрощались, приспосабливались к скорописи.

Наиболее распространенными идеограммами в современном мире являются иероглифы (от греч. hieroglyphika «священные знаки»). Иероглифическое письмо соотносимо с таким этапом развития языка, когда слово, хотя и было нечленимым, уже оформилось в самостоятельную единицу.

Различают следующие три разновидности иероглифов:

- монументальные, или подлинные, изображавшие рисунок в деталях;

- контурные - «силуэты подлинных иероглифов»;

- линейные, передававшие лишь контуры, схему рисунка.

Упрощенное линейное письмо называлось иератическим (от греч. hieratikos «священный, жреческий»). Это название противоречило сфере применения иератического письма - исключительно в светских целях. Религиозно-культовым оставалось письмо при помощи линейных иероглифов. К VII в. до н. э. монументальные и линейные иероглифы отмирают. Дольше просуществовало иератическое письмо, но и оно к VI в. до н. э. преобразовалось в беглое демотическое (от греч. demos «народ»), которое, в свою очередь, заменилось коптским письмом (в его основу поло­жены 24 буквы греческого алфавита и 7 знаков демотики).

NB. Идеогра́мма (от греч. ’ιδέα - идея и греч. γράμμα - запись) - письменный знак, условное изображение или рисунок, соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме.Идеографи́ческое письмо́ - вид письменности, знаки которой (идеограммы) обозначают некоторую идею (противопоставление пиктограммам, обозначающим изображённый ими объект).

Теоретически, надписи идеографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если идеографические письма этих языков различны. Так, идея воды изображается в виде волны в египетской письменности, потока в китайской, ёмкости, закрашенной синим цветом в ацтекской письменности. Несмотря на формальные различия, все эти знаки могут быть поняты человеком, не знакомым с соответствующей письменностью.

Иероглиф может обозначать звук, слог, часть слова или целое слово, иероглифы не являются универсальными обозначениями, в отличие от идеограмм.

Постепенно идеографическое письмо приближалось к передаче звукового строя языка. Так, по данным французского исследователя Ж. Р. Шампольона, в египетском письме различались следующие три рода знаков:

- идеограммы (фигуративные и символические), обозначавшие понятия;

- фонограммы, передававшие слоги и звуки, если понятия не поддавались изображению или возникала необходимость записать имена царей (например, Птолемей или Клеопатра) — в этом слу­чае рисунок обозначал отдельный звук;

- детерминативы (от лат. determine «определяю»), которые не читались, а лишь указывали, к какому роду понятий относится соответствующая группа знаков (людям, животным, счету и т.п.). – зарождение грамматики.

Приближалась эра звукового письма. Однако египетские фонограммы еще не были буквами. Они соотносились не со звуками и слогами, а со значимыми, смысловыми элементами речевого потока - морфемами (корневыми и служебными), обозначавшимися консонантными знаками.

Ближайшим предвестником звукового письма была клинопись, созданная шумерами и вавилонянами, обитателями Месопотамии (долины между Тигром и Евфратом). Клинописью называются письмена на глине. Выполненные при помощи резца, они по внешнему виду напоминали клинья. Как более древняя шумерская клинопись была идеографической, т.е. передавала изначально понятия. Позже появляются элементы слогового письма. Около середины III тысячелетия до н. э. шумерскую клинопись приспособили для семитских флективных языков вавилоняне (аккадцы) и ассирийцы, которые изменили направление строки: не сверху вниз и справа налево, а горизонтально, слева направо. Слоговой принцип клинописи становится господствующим после того, как это письмо было заимствова­ноэламами (эламитами), хурритами, хеттами, удартами, угаритами, персами и другими народами. Так, персы, завоевав Вавилонию, заимствовали из клинописи только буквенные знаки.



2015-11-10 1897 Обсуждений (0)
Вопрос 15 Основные типы письма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 15 Основные типы письма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1897)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)