Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение в экономическую науку. Предмет и метод экономической теории



2015-11-10 1319 Обсуждений (0)
Введение в экономическую науку. Предмет и метод экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок




Безграничность человеческих потребностей и ограниченность (редкость) ресурсов для их удовлетворения. Проблема альтернативного использования ресурсов (проблема выбора). Основные экономические вопросы: что, (сколько)КАК и для кого производить.

Предмет экономической теории. Методы изучения экономики (анализ, синтез, метод научной абстракции, функциональный метод, анализ предельных величин). Экономические законы (модели, принципы) и экономические категории. Макро- и микроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономическая теория в системе наук.

 

Любой человек (независимо от того, хочет он этого или не хочет) постоянно сталкивается с широким кругом экономических проблем. Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и государства) ресурсов, с одной стороны, и неограниченности постоянно возникающих потребностей, с другой. Данное противоречие носит универсальный характер и присуще любой экономической системе (будь то отдельный потребитель, семья, фирма или государство).

Противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих желаний и потребностей лежит в основе всех экономических проблем и предопределяет предмет экономической теории как науки.

Ресурсы - это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Условно ресурсы подразделяются на два класса:

1) свободные (т.е. находящиеся в неограниченном количестве и в силу этого имеющие на рынке цены, равные нулю, Р=0), например, атмосферный воздух, солнечная энергия и т.д);

2) экономические (количество которых относительно ограничено, а рыночная цена отлична от нуля, Р≠0).

Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера. Практика показывает, что некогда свободные ресурсы (например, чистая питьевая вода) могут со временем стать редкими и превратиться в экономические.

Экономические ресурсы (их также называют еще факторами производства) включают в себя четыре группы:

• природные ресурсы, или земля;

• инвестиционные ресурсы, или капитал;

• трудовые ресурсы, или труд;

• предпринимательский талант (или предпринимательская способность).

Приобретая товары и услуги, люди стремятся удовлетворить свои материальные и нематериальные потребности.

Потребности можно определить как объективную нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п.

В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел.

В экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к классификации человеческих потребностей.

Широкую известность получилатеория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

1. Физиологические (голод, жажда, секс ...);

2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);

3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность человеческих желаний порождают фундаментальную экономическуюпроблему выбора - выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями.

В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

· ЧТО производить? (т.е. какие товары и услуги и в каком количестве),

· КАК производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии),

· ДЛЯ КОГО производить? (как распределять производственные блага между членами общества)

 

Любая наука имеет свои методы исследования, т.е. способы, формы, принципы, с помощью которых изучаются явления, составляющие предмет данной науки.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией - моделирование экономических явлений и процессов. Мы уже рассмотрели с вами две простейшие модели: модель кривой производственных возможностей и модель кругооборота доходов.

Экономическая модель - это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания:

1. Метод научной абстракции (по-латински «abstractio» – отвлечение) – отвлечение от второстепенных сторон явлений с целью выявления того, что в них существенно и постоянно повторяется.

2. Метод анализа и синтеза.

Анализэто мысленное разделение изучаемого явления на составные части и исследование каждого из них в отдельности.

Синтез воссоздает единую целостную картину из отдельных элементов.

3. Метод индукции и дедукции

Индукция – это логическое умозаключение, при котором на основе частностей выводятся общие положения, принципы.

Дедукция – это обратный процесс, при котором на базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов, явлений.

 

Структурно современная экономическая теория делится на два раздела - микро и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, фирм и т.д) В данном разделе исследуются цены и объемы производства и потребления конкретных товаров и услуг, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Макроэкономика изучает функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост и общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы, национальные сбережения и другие агрегированные показатели.

Между макро и микроэкономикой существует теснаявзаимосвязь:

с одной стороны, макроэкономические процессы и явления складываются в результате взаимодействия отдельных экономических агентов, определяются их решениями,

с другой стороны, сами эти решения принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.

 

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформироваласьчистая (позитивная) экономическая теория.

Микроэкономика - позитивная наука.

Она анализирует:

•к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

•при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

•какова будет "цена" (т.е. альтернативные издержки) ее достижения.

Кроме тогопозитивный подход предполагает:

•объяснение и прогнозирование экономических явлений;

•изучение общеэкономических закономерностей;

•выявление причинно-следственной или функциональной связи между явлениями, ответ на вопрос «что есть?».

Нормативный подход, напротив дает:

•оценку данному экономическому явлению,

•субъективное суждение,

•рецепт действия, ответ на вопрос "что должно быть?".

Нормативная экономика на основе имеющегося анализа решает, надо или не надо предпринимать данные шаги, оценивает их с точки зрения самых различных факторов (экономических и политических интересов, мировоззрения и т.д.).

Пример:

В начале 1998 г. Государственная дума принимает закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта...". По закону вводится сбор за право производства, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (раньше такой сбор отсутствовал), а также увеличивается размер сбора за генеральную лицензию на импорт алкогольной продукции (с 5 до 15 тыс. минимальных зарплат). Проанализируем данное событие.

Позитивный анализ:

Увеличение размера сбора вызовет рост цен на импортные спиртные напитки в 2-3 раза, а вслед за этим возможно последует увеличение общего уровня цен на рынке алкогольной продукции.

Нормативный анализ:

1) точка зрения большинства депутатских фракций - усиление протекционизма - положительная мера, т.к. это ослабляет позиции импортеров и усиливает конкурентоспособность российских производителей, что положительно отразится на общей экономической ситуации в стране (экономический рост, рост налоговых поступлений и т.д.);

2) точка зрения фракции "Яблоко" - усиление протекционизма - отрицательная мера, т.к. закон фактически ликвидирует импорт алкогольной продукции в Россию и "вынуждает российских граждан пить контрабандные напитки и "бормотуху", что отрицательно сказывается на благосостоянии людей.

Таким образом, нормативный подход предполагает ответ на вопрос: "Нужно ли усиливать протекционизм российских производителей на внутреннем рынке". Позитивный - ответ на вопросы: "Какими могут быть последствия такой политики? Какова "цена" принятия данного закона?"

 

Экономическая теория тесно связана со всеми экономическими науками (финансами, бухгалтерским учетом, маркетинг и т.д.). Эта связь обусловлена тем, что именно в экономической теории объясняются основные экономические понятия, закономерности и явления.

Экономическая теория – это база всех экономических наук, включающих в себя 4 блока:

 

 



2015-11-10 1319 Обсуждений (0)
Введение в экономическую науку. Предмет и метод экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение в экономическую науку. Предмет и метод экономической теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)