Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Языкознание как наука. Разделы языкознания



2015-11-10 3132 Обсуждений (0)
Языкознание как наука. Разделы языкознания 4.67 из 5.00 3 оценки




Языкознание, или лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и языках мира как его представителей. Основной объект лингвистики – естественный язык человека.

Предмет – закономерности устройства, функционирования, развития языков и способы их изучения. Эти закономерности могут быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Помимо частных закономерностей в каждом языке мира могут быть выявлены некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков мира. Детальнее предмет лингвистики замечается в основных проблемах (задачах)языкознания:

1) природа и сущность языка;

2) внутреннее устройство языка;

3) происхождение и развитие языка;

4) происхождения и развития письма;

5) классификации языков;

6) методы и методики лингвистического исследования;

7) прикладная лингвистики и связь языкознания с другими науками;

8) структура (строение) языкознания.

Современное строение лингвистики как науки можно представить в виде следующей обобщенной схемы. Языкознание (макролингвистика) состоит из двух основных разделов – микролингвистики (внутреннейлингвистики) и экстралингвистики (внешней o_s_t_S_t_r_i_лингвистики). Микролингвистика обращает внимание на внутреннюю сторону языка как системы – его звуковой, морфологический, словарный, синтаксический строй. Экстралингвистика изучает все разнообразие связей языка с обществом, мышлением, с собственно коммуникативной стороной языка, эмоциональной, эстетической и другими его аспектами.

Внутренняя лингвистика стремится изучать язык как самостоятельное явление на фундаменте собственно лингвистических факторов с использованием преимущественно внутриязыковых понятий, категорий, терминов. Однако обойтись без обращения к внеязыковым и внелингвистическим факторам невозможно при изучении большинства тем внутренней лингвистики, в частности таких, как лексикология, семасиология, стилистика, развитие языка и др., но все эти факторы выполняют вторичную, вспомогательную роль и указаны для того, чтобы наиболее полно осветить все особенности того или иного языкового явления, которое почти всегда имеет прямое или косвенное отношение одновременно к разнообразным внешним реалиям.

Однако и внутренняя лингвистика, несмотря на то, что она характеризуется единством объекта своего исследования и не расщепляется на ряд различных наук, является крайне разветвленной дисциплиной, где выделяется большое количество в значительной мере самостоятельных научных объектов, каждому из которых посвящена, как правило, отдельная языковедческая дисциплина или раздел. Обычно чем глубже исследован предмет, тем больше разделов выделяется в той дисциплине, нау-

ке, которая им занимается. Внутренней лингвистике логически противопоставляется внешняя.

Все проблемы и вопросы, возникающие при взаимодействии языкознания с другими дисциплинами, относятся к компетенции внешней лингвистики, где сотрудничают представители различных наук и где под одним названием обобщенно обилие научных направлений, что видно даже из перечня дисциплин (психо-, социо-, этнолингвистика, паралингвистика, математическая лингвистика, лингво-культурология и др.). Кроме внешней и внутренней лингвистики, выделяют языкознание

общее и частное, теоретическое и прикладное, синхроническое (описательное) и диахроническое (историческое), сопоставительное и типологическое.

Общее языкознание изучает универсальные особенности и закономерности языка, т.е. характерные для всех или большинства языков мира. К важнейшим проблемам общего языкознания относятся: природа и сущность языка, язык и мышление, язык и речь, язык и общество, язык и культура, строение языка, законы развития и функционирования языка, возникновение и развитие письма, происхождение языка, классификация языков, методы исследования языка и т. д.

Частное языкознание изучает конкретные языки (например, белорусский, русский, немецкий, японский), их историю, современное со-стояние, диалекты, литературный язык и т. д., или группу родственных языков (славянскую, романскую, германскую, балтийскую, индийскую и

т.д.). Языки отличаются структурой, степенью нормированности, лексическим богатством, стилистической дифференциацией и др.

Теоретическое языкознание рассматривает те же проблемы, что и общее, однако, в отличие от него, обычно ориентируется на один язык (например: теоретическая фонетика немецкого языка, теоретическая лексикология русского языка, теоретическая грамматика английского язы-

ка).

Прикладное (практическое) языкознание занимается ソвопросами использования языковедческой теории на практике: при создании словарей, алфавитов для бесписьменных народов, для усовершенствования правописания, унификации терминологии, повышения культуры речи, в

обучении родному и неродному языкам, при переводе с одного языка на другой, при автоматической обработке текстов, при компьютеризации обучения и др. По отношению к оси времени лингвистика делится на синхроническую, диахроническую, типологическую.

Синхроническая лингвистика допускает изучение системной организации языка в единстве двух аспектов – аналитического (внутреннее устройство) и динамического (закономерности функционирования). Синхрония – эта одна точка на оси времени, т.е. состояние языка на определенном этапе его функционирования как системы одновременно существующих элементов, например, современный русский язык. В зависимости от объема языкового материала синхроническую лингвистику можно разделить на собственно описательную, изучающую систему одного языка, и сопоставительную (контрастивную), имеющую дело с системным сопоставлением строя двух или больше языков независимо от наличия или отсутствия генетических связей меж-

ду ними.

Диахроническая лингвистика изучает развитие языковой системы во времени. Диахрония – это минимум две генетически связанные точки на оси времени, минимум два синхронных среза языка, например, строй современного русского языка в сравнении со строем древнерусского языка эпохи Киевской Руси.

Типологическая лингвистика изучает структурные и функциональные свойства языков независимо от характера генетических отношений между ними и безотносительно к оси времени. Этот аспект называется панхроническим, что определяет рассмотрение лингвистических явлений как общих (универсальных), вневременных, т.е. как присущих человеческому языку вообще. Типологическое языкознание устанавливает языковые универсалии, т.е. положения, которые присущи всем языкам мира (абсолютные универсалии) или для их значительного большинства (статистические универсалии).

К абсолютным универсалиям относятся, например, следующие:

1) Во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные (соотношения их могут быть различными).

2) В каждом языке речевой поток делится на слоги, среди которых обязательно встречается структура «согласный + гласный».

3) Во всех языках мира есть имена собственные и местоимения.

4) В грамматической системе любого языка отличаются имя и глагол.

5) В каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды человека.

6) Если в языке есть категория падежа, то в нем есть и категория числа.

7) Если в языке есть противопоставление по роду у существительных, то оно есть и у местоимений.

Из числа статистических универсалий можно привести такие:

1) В большинстве языков мира существует не менее двух различных гласных звуков (исключение составляет только язык аранта в Австралии, имеющий один гласный).

2) В большинстве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков – яванский, в котором местоимения единственного и множественного числа не отличаются).



2015-11-10 3132 Обсуждений (0)
Языкознание как наука. Разделы языкознания 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Языкознание как наука. Разделы языкознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)