Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественный язык как природный и социальный феномен



2015-11-10 1622 Обсуждений (0)
Естественный язык как природный и социальный феномен 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену

 

1. Сущность языка и его структура.

2. Теории происхождения языка.

3. Языкознание как наука. Разделы языкознания.

4. Функции языка.

5. Семиотика. Основные свойства знака. Отличия языкового знака от других знаков.

6. Типы знаковых систем. Язык как знаковая система.

7. Синтагматические и парадигматические отношения в языке.

8. Язык и речь. Сущность речевой деятельности. Место речевой деятельности среди других видов деятельности человека. Этапы порождения речи.

9. Язык и мышление. Психолингвистика как раздел языкознания.

10. Язык и общество. Формы существования национального языка: общенародный, литературный язык, диалекты и говоры.

11. Языковая ситуация, типология языковых ситуаций.

12. Языковая политика, ее компоненты.

13. Фонетика как наука; звуки речи и аспекты их изучения.

14. Акустические свойства звуков.

15. Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи.

16. Артикуляция звуков. Классификация согласных.

17. Артикуляция звуков. Классификация гласных.

18. Фонетическое членение речи. Структура слога.

19. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

20. Просодические явления в речи. Ударение, его типы.

21. Просодические явления в речи. Интонация, ее компоненты.

22. Понятие и функции фонемы.

23. Фонемы и звуки речи, система фонем.

24. Варианты и вариации фонемы. Сильная и слабая позиции фонемы. Гиперфонема.

25. Лексикология как раздел языкознания. Определение и функции слова. Соотношение слова и понятия.

26. Лексическое значение слова, его структура.

27. Типы лексических значений.

28. Хронологические пласты лексики.

29. Причины и основные способы пополнения словаря. Неологизмы, эвфемизация и табу, устаревшие слова.

30. Заимствования как способ пополнения словаря. Пуризм и его типы.

31. Полисемия. Типы переноса значений.

32. Этимология. Ложная этимология, народная этимология, деэтимологизация.

33. Системные отношения в лексике. Синонимия, антонимия, омонимия.

34. Лексикография.Энциклопедические словари. Толковые словари. Орфографические словари. Переводные словари. Частотные словари. Словари различных уровней языка.

35. Морфемика как раздел языкознания. Типы морфем.

36. Словообразование. Типы основ слова. Словоформа; парадигма слова; начальная форма слова; словообразовательная основа; форматив.

37. Основные способы словообразования.

38. Грамматика как раздел языкознания. Объекты изучения грамматики. Основные разделы грамматики.

39. Грамматическое значение слова, его отличие от лексического значения.

40. Понятие грамматической категории. Грамматические категории глаголов.

41. Понятие грамматической категории. Грамматические категории имен.

42. Способы выражения грамматических значений.

43. Синтетические и аналитические языки. Индекс синтетичности.

44. Фузия и агглютинация.

45. Части речи и принципы их разграничений; система частей речи.

46. Синтаксис. Виды синтаксической связи.

47. Словосочетание и его виды.

48. Предложение, его основные признаки. Члены предложения.

49. Актуальное членение предложения.

50. Понятие об исследовательском методе. Общенаучные и частные методы в языкознании.

51. Методы сравнительно-исторического и типологического изучения языков.

52. Структурные, математические, функциональные методы изучения языка. Психолингвистический метод.

53. Становление сравнительно-исторического языкознания. Первые классификации языков. Знакомство европейских учёных с санскритом.

54. Основные семьи языков: индоевропейская, семито-хамитская, китайско-тибетская и др. Уральская и алтайская языковая общность; палеоазиатские языки.

55. Типологическая классификация языков: фонетическая типология.

56. Типологическая классификация языков: морфологическая типология.

57. Типологическая классификация языков: синтаксическая типология.

58. Этапы развития письма.

59. Графика, виды графем. Алфавит. Основные алфавиты современности.

60. Орфография, ее принципы. Специальные системы письма – транскрипция и транслитерация.

 

 

Ответы по вопросам на экзамен:

Сущность языка и его структура

Естественный язык как природный и социальный феномен

Общение в широком смысле слова существует не только в человеческом обществе, но и в животном мире, а в наши дни мы должны также учитывать общение человека с машиной. Во всех случаях общение есть передача некоторой информации, преднамеренно или же непроизвольно

посылаемой отправителем и воспринимаемой получателем. При анализе фактов или процессов общения следует различать в нем два плана: выражение, точнее, способ, или форму выражения (например, оскал собаки) и стоящее за этим выражением содержание передаваемой информации

(угроза нападения). У животных общение основывается главным образом на врожденных, передаваемых по наследству (в меньшей мере на выработавшихся у данных особей) реакциях на определенные стимулы. Каждый раз, когда общение осуществляется, оно зависит от присутствия стимула в данной конкретной ситуации. Так, животное, заметившее грозящую опасность,

кричит и тем самым предупреждает об опасности все стадо. Но этот крик обусловлен не осознанным намерением передать соответствующую информацию, а непроизвольной реакцией на возникшее у животного чувство страха. И другое животное, услышав этот крик, как бы «заражается»

тем же чувством и начинает вести себя определенным образом. Поведение как отправителя, так и получателя информации не выходит здесь,используя терминологию физиолога И.П. Павлова, за рамки «первой сигнальной системы», т. е. системы безусловных и связанных с ними условных рефлексов — «ответов» животного на поступающие извне раздражения.

Человеческое общение — феномен, глубоко отличный от того, что мы наблюдаем в мире животных, качественно более сложный. Человеческое общение осуществляется главным образом с помощью звукового языка (а также с помощью письма и в других — производных по отношению к языку — формах). Вместе с тем заметную роль в общении людей играют и невербальные (неязыковые) формы, в своих истоках общие у человека и животного.

Языковое общение составляет, по И. П. Павлову, «вторую сигнальную систему действительности», надстраивающуюся над первой, общей у человека с животными. Языковое общение всегда основывается на усвоении (стихийном или сознательном) данного языка участниками общения, не на врожденном, а на приобретенном знании. За редкими исключениями языковое общение носит преднамеренный, осознанный характер и, что очень важно, осуществляется не только как прямая реакция на непосредственно наличный стимул. Это значит, что, пользуясь языком, можно отвлечься от ситуации, говорить о том, чего в данную минуту нет, о прошлом и будущем, обобщать и строить предположения, т. е. мыслить, можно обращаться к воображаемому собеседнику и т. д. Содержание информации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как безгранично само человеческое познание.

Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией — не просто сообщение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов. Иной характер носит невербальное общение людей, представленное прежде всего непроизвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений, а далее — уже сознательной имитацией подобных проявлений и условными или ставшими во многом условными

(и разными у разных народов) мимикой и жестикуляцией. Сюда же относятся явления, реализуемые в процессе речи, но обусловленные физическим или эмоциональным состоянием говорящего и от его воли, как правило, не зависящие,— изменения тембра голоса, темпа и плавности речи,

дрожь в голосе.

Неязыковые формы общения генетически старше, чем звуковой язык, и у ребенка они также появляются в более раннем возрасте, чем пользование языком. Мимика и жест порой ярче и, так сказать, достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но

они сами по себе не способны выразить мысль, по крайней мере маломальски сложную, отчетливую и логически расчлененную. При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая и своеобразно дополняя устную речь. Письмо в своих истоках не было связано с фиксацией языковых высказываний, но в дальнейшей истории общества оно становится второй

формой языка, особой разновидностью языкового общения, преодолевающей пространство и время. Специфическими «отпочкованиями» языка (и письма) являются также построенные человеком искусственные системы общения, применяемые в отдельных областях жизни и производственной деятельности,— разного рода сигнализация (дорожная, железнодорожная и т. д.), специальные коды и шифры, далее — символические «языки» науки (системы символов, применяемых для записи химических реакций, математических операций и т. д.), языки программирования (системы знаков, служащие для ввода и обработки информации в

электронно-вычислительных машинах). Использование всех этих специальных систем предполагает предварительное усвоение «правил игры» участниками общения, причем это усвоение происходит на базе общения языкового. Сюда же относятся и «ручные языки» для глухонемых. Хотя план выражения в этих «языках» строится из движений рук, пальцев, мускулатуры лица, по существу это лишь «перевод в другую материю» единиц звукового (и письменного) языка.



2015-11-10 1622 Обсуждений (0)
Естественный язык как природный и социальный феномен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественный язык как природный и социальный феномен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)