Методические рекомендации по СРС
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА АНАЛИЗА НАУЧНЫХ РАБОТ При анализе работ ученых-лингвистов необходимо освещение следующих вопросов: ― Историческая эпоха, в которую была создана данная работа. ― Что было достигнуто в этой области до вклада ученого-языковеда? ― Основные положения анализируемых работ. ― Что нового внес автор в данную область лингвистических знаний? ― Практическое и теоретическое значение работы. Использование данных исследований последующими учеными и современными лингвистами. Возникновение школ, течений. ― Личное отношение студента к анализируемому труду и его автору.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература 1. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2003. 2. Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003. 3. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2003. 4. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М.: КомКнига, 2005. 5. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005. 6. Сусов И.П. История языкознания. – М.: АСТ Восток-Запад, 2006. 7. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие. – М Изд-во Флинта: Наука, 2004. 8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта: Наука, 2004. Дополнительная литература Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. — М., 1991. 1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки русской культуры, 1999. 2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М., 1966. 3. Амирова Т.А. Из истории лингвистики XX века. — М., 1999. 4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1974. 5. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1984. 6. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX – начало XX вв.). — М.: Наука, 1968. 7. Березин Ф.М. История русского языкознания. — М., 1979. 8. Березин Ф.М. История советского языкознания: Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия. — М., 1981. 9. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1979. 10. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968. 11. Будагов Р.А. Очерки по языкознанию. — М., 1953. 12. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. — М., 1965. 13. Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. Из истории лингвистических учений. — М., 1988. 14. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика. — М., 1959. 15. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1992 16. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1–2. — М., 1963. 17. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978. 18. Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1983. 19. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ вв. в очерках и извлечениях. – М., 1964-1965. 20. История лингвистических учений: Древний мир. — Л., 1980. 21. История лингвистических учений: Средневековый Восток. — Л.,1981. 22. История лингвистических учений: Средневековая Европа. — Л., 1985. 23. История лингвистических учений: Позднее Средневековье. — СПб., 1991. 24. Кацнельсон С.Л. Общее и типологическое языкознание. — Л., 1988. 25. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974. 26. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979. 27. Курилович Е. Очерки по лингвистике. — М., 1962. 28. Лингвистическая типология: Сборник статей. — М., 1985. 29. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., Большая Российская энциклопедия, 2002. 30. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.,. 1952. — Т.7. 31. Лоя Я.В. История лингвистических учений. – М., 1968. 32. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. — М., 1938. 33. Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. — Л., 1975. 34. Нелюбин Л.Л. Перевод и прикладная лингвистика. — М., 1983. 35. Общее языкознание / Под. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983. 36. Пауль Г. Принципы истории языка. — М., 1986. 37. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.,1956. 38. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. — М., 1958–1969. — Т. 1-4. 39. Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989. 40. Прикладное языкознание. — СПб., 1996. 41. Реформатский А.А. Введение в языкознание. — М., 1996. 42. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. — М., 1990. 43. Сахарный А.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. — ЛГУ, 1989. 44. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993. 45. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. — М.1955. 46. Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты серед. 18- нач. 20вв.: Справочное пособие. – М.: Изд-во Флинта: Наука, 2001. 47. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. — М., 1933. 48. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М., 1977. 49. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. — М., 1990. 50. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. — М., 1975. 51. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания: Антология, сост. В.Н. Базылева, В.П. Нерознак. – М.: Академия, 2001. 52. Трубецкой П.С. Избранные труды по филологии. — М., 1987. 53. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. — М., 1988. 54. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды, т. 1– 2. — М., 1956. 55. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972. 56. Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972. 57. Хрестоматия по истории русского языкознания / Составитель Ф.М. Березин. – М., 1977. 58. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. — М., 1941. 59. Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. — М., 1988. 60. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. 61. Языковые универсалии и лингвистическая типология. — М., 1969. 62. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985. 63. Якобсон Р. Избранные работы: Язык и его функционирование. — М., 1986.
Вопросы к зачету по курсу «Общее языкознание» 1. Проблемы языкознания в древнем мире. 2. Языкознание в средние века. 3. Языкознание в эпоху Возрождения и Просвещения. 4. Открытие сравнительно-исторического метода и становление сравнительно-исторического языкознания. 5. Натуралистическое направление в языкознании XIX века. А. Шлейхер 6.Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта – основателя теоретического языкознания. 7. Логико-грамматическое направление в языкознании XIX века. Ф.И. Буслаев — крупнейший представитель логико- грамматического направления в России. 8. Психологическое направление в языкознании XIX века. А.А. Потебня — глава психологического направления в России. 9. Младограмматическое направление. «Принципы истории языка» Г. Пауля. 10. Критика младограмматизма в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в. Социологическое и эстетическое направления в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в. 11. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ, его вклад в языкознание. 12. Лингвистическая деятельность В.А. Богородицкого и Н.В. Крушевского. 13. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов — основоположник формально-грамматического направления в русском языкознании. 14. Лингвистическая деятельность А.А. Шахматова 15. Лингвистическая деятельность А.М. Пешковского. 16. Лингвистическая концепция Ф де Соссюра. 17. Пражский лингвистический кружок. 18. Датский структурализм. 19. Американский структурализм. 20. Советское языкознание 1918-1950-х гг., его главные особенности. 21. Научные заслуги академика В.В. Виноградова. 22. “Новое учение о языке” Н.Я. Марра, его критика. 23. Лингвистические взгляды Л.В. Щербы. 24. Современные направления лингвистических исследований.
Форма отчетности по СРС: 1. Конспекты по указанным темам 2. Доклады по указанным темам. 3.Составление таблицы данных Контрольные тесты Контрольное задание № 1 1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Индии? а) Аристотель; б) Панини; в) Марк Теренций Варрон. 2. Основоположниками какого лингвистического метода были ученые-германисты Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск? а) описательного; б) сравнительно-исторического; в) компонентного анализа. 3. Вильгельм фон Гумбольдт является... а) представителем натуралистического направления в языкознании; б) автором работы “Немецкая грамматика”; в) основоположником общего языкознания. 4. Для кого из выдающихся лингвистов характерен психологический подход при анализе языковых явлений? а) А.А. Потебня; б) Шлейхер; в) Ф.И. Буслаев. 5. Кто из ученых-лингвистов определял фонему как обобщенное выражение всех антропофонических свойств звуков, как фонетический тип? а) Л.В. Щерба; б) Н.С. Трубецкой; в) И.А. Бодуэн де Куртенэ. 6. Ф.Ф. Фортунатов - представитель... а) Казанской лингвистической школы; б) Московской лингвистической школы; в) Харьковской лингвистической школы. 7. Укажите основную лингвистическую работу А.М. Пешковского. а) “Русский синтаксис в научном освещении”; б) “Сравнительное языкознание”; в) “О частях речи”. 8. Какую школу структурализма называют функциональной лингвистикой? а) Датскую школу; б) Пражскую школу; в) Американскую школу. 9. Кто из представителей Пражского лингвистического кружка выдвинул понятие о смыслоразличительных оппозициях? а) Б. Трнка; б) Н.С. Трубецкой; в) В. Матезиус. 10. Н.Я. Марр является... а) автором книги “Общее языкознание”; б) основоположником “нового учения о языке”; в) известным фонетистом и фонологом.
Контрольное задание № 2
1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции? а) Панини; б) Дионисий Фракийский; в) Махмуд Кашгарский. 2. Кто из представленных ученых ввел санскрит в научный обиход? а) Вильям Джонс; б) И.Ю. Скалигер; в) Ж.-Ж. Руссо. 3. Представители какого лингвистического направления рассматривали язык как биологическое явление? а) младограмматического; б) формально-грамматического; в) натуралистического. 4. Какая из перечисленных работ принадлежит Ф.И. Буслаеву? а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”; б) “Историческая грамматика русского языка”; в) “Мысль и язык”. 5. А.А. Потебня – представитель... а) Московской лингвистической школы; б) Харьковской лингвистической школы; в) Казанской лингвистической школы. 6. Представителями какого лингвистического направления были Г. Пауль, А. Лескин, К. Бругман, Б. Дельбрюк? а) формально-грамматического; б) младограмматического; в) натуралистического 7. Основная работа А.А. Шахматова имеет название... а) “Синтаксис русского языка”; б) “Сравнительное языкознание”; в) “О частях речи”. 8. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра? а) антиномия объективного и субъективного в языке; б) антиномия индивидуального и коллективного; в) антиномия языка и речи. 9. Кому из ученых-структуралистов принадлежит учение о знаках и фигурах? а) Л. Блумфилду; б) Р.О. Якобсону; в) Л. Ельмслеву. 10. Какая из указанных работ принадлежит Н. Хомскому? а) “Основы структурного синтаксиса”; б) “Члены предложения и части речи”; в) “Аспекты теории синтаксиса”. Контрольное задание № 3 1. Проблемы отношений между вещами и их именами и о взаимоотношениях самих слов (аналогия или аномалия) волновали ученых... а) древней Индии; б) древней Греции; в) древнего Рима. 2. Для какой из перечисленных ниже грамматик характерно отождествление логических и языковых категорий? а) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова; б) “Русская грамматика” А.Х. Востокова; в) “Грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло. 3. Кому из лингвистов принадлежит знаменитая формула: “Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное”? а) Я. Гримму; б) В. фон Гумбольдту; в) Ф. де Соссюру. 4. Ф. И. Буслаев – представитель... а) логико-грамматического направления; б) натуралистического направления; в) психологического направления.
5. Какая из представленных работ принадлежит Г. Паулю? а) “Сравнительное языкознание”; б) “Мысль и язык”; в) “Принципы истории языка”. 6. И. А. Бодуэн де Куртенэ – представитель... а) Казанской лингвистической школы; б) Московской лингвистической школы; в) Харьковской лингвистической школы. 7. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра? а) антиномия понимания и непонимания; б) антиномия индивидуального и коллективного в языке; в) синхрония и диахрония. 8. Основоположником дескриптивной лингвистики является... а) Л. Ельмслев; б) Л. Блумфилд; в) В. Матезиус. 9. Представители какой школы структурализма развивали фонологические принципы учения И.А. Бодуэна де Куртенэ? а) Пражской школы; б) Американской школы; в) Датской школы. 10. Л.В. Щерба является... а) автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове) “; б) основателем ленинградской фонологической школы; в) основоположником “нового учения о языке”. Контрольное задание № 4 1. Проблема создания международных языков волновала ученых.... а) античности; б) эпохи средневековья; в) эпохи Просвещения. 2. Какая из указанных антиномий представлена в учении В. фон Гумбольдта? а) синхрония и диахрония; б) парадигматика и синтагматика; в) индивидуальное и коллективное в языке. 3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания в России связано с именем... а) А.Х. Востокова; б) Ф.И. Буслаева; в) А. А. Потебни. 4. Представители какого лингвистического направления преувеличивали роль истории для языкознания? а) натуралистического; б) младограмматического; в) формально-грамматического. 5. Автором какой лингвистической работы является И. А. Бодуэн де Куртенэ? а) “Фонема”; б) “Мысль и язык”; в) “Рассуждение о славянском языке”. 6. А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов - представители... а) Казанской лингвистической школы; б) Московской лингвистической школы; в) Харьковской лингвистической школы. 7. Кто из перечисленных лингвистов был одним из последователей Ф. де Соссюра? а) А.А. Шахматов; б) Ш. Балли и А. Сеше; в) Н.Я. Марр. 8. Представителями какой школы структурализма были З. Харрис, Б. Блок, Ч. Хоккетт? а) Пражской школы; б) Датской школы; в) Американской школы. 9. Кто из представленных лингвистов был ближайшим учеником Н. Я. Марра, основоположника “нового учения о языке”? а) В.В. Виноградов; б) И.И. Мещанинов: в) Л.В. Щерба. 10. Автором работы “Синтаксические структуры” является... а) Э. Бенвенист; б) Е. Курилович; в) Н. Хомский. Контрольное задание № 5 1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции? а) Яска; б) Аристотель; в) Махмуд Кашгарский. 2. Первой нормативно-стилистической научной грамматикой русского языка является... а) “Славенская грамматика” Мелетия Смотрицкого; б) “Грамматика словенска” Лаврентия Зизания; в) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова. 3. Кто из представленных лингвистов изображал развитие языков и их отношение друг к другу в виде родословного дерева? а) А.Х. Востоков; б) А. Шлейхер; в) В. фон Гумбольдт. 4. Ф. И. Буслаев – автор работы... а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”; б) “Принципы истории языка”; в) “О преподавании отечественного языка”. 5. Представителями какого лингвистического направления были Г. Штейнталь, А.А. Потебня? а) психологического; б) младограмматического; в) формально-грамматического. 6. Для какого из указанных лингвистов характерен “атомистический” (изолированный) подход к языковым явлениям? а) Ф. де Соссюр; б) И.А. Бодуэн де Куртенэ; в) Г. Пауль. 7. И.А. Бодуэн де Куртенэ является... а) автором работы “Сравнительное языкознание”; б) основателем Казанской лингвистической школы; в) представителем натуралистического направления. 8. Представителями какой школы структурализма были Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон? а) Американской школы; б) Пражской школы; в) Датской школы. 9. В.В. Виноградов является... а) Автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове)”; б) известным фонетистом и фонологом; в) основоположником “нового учения о языке”. 10. Кто из представленных ученых является представителем Московской фонологической школы? а) Л.В. Щерба; б) М.И. Матусевич; в) Р.И. Аванесов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |