Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по СРС



2015-11-10 603 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по СРС 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА АНАЛИЗА НАУЧНЫХ РАБОТ

При анализе работ ученых-лингвистов необходимо освещение следующих вопросов:

― Историческая эпоха, в которую была создана данная работа.

― Что было достигнуто в этой области до вклада ученого-языковеда?

― Основные положения анализируемых работ.

― Что нового внес автор в данную область лингвистических знаний?

― Практическое и теоретическое значение работы. Использование данных исследований последующими учеными и современными лингвистами. Возникновение школ, течений.

― Личное отношение студента к анализируемому труду и его автору.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2003.

2. Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2003.

4. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М.: КомКнига, 2005.

5. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005.

6. Сусов И.П. История языкознания. – М.: АСТ Восток-Запад, 2006.

7. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие. – М Изд-во Флинта: Наука, 2004.

8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта: Наука, 2004.

Дополнительная литература

Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. — М., 1991.

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки русской культуры, 1999.

2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М., 1966.

3. Амирова Т.А. Из истории лингвистики XX века. — М., 1999.

4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1974.

5. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1984.

6. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX – начало XX вв.). — М.: Наука, 1968.

7. Березин Ф.М. История русского языкознания. — М., 1979.

8. Березин Ф.М. История советского языкознания: Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия. — М., 1981.

9. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1979.

10. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968.

11. Будагов Р.А. Очерки по языкознанию. — М., 1953.

12. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. — М., 1965.

13. Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. Из истории лингвистических учений. — М., 1988.

14. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика. — М., 1959.

15. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1992

16. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1–2. — М., 1963.

17. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978.

18. Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1983.

19. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ вв. в очерках и извлечениях. – М., 1964-1965.

20. История лингвистических учений: Древний мир. — Л., 1980.

21. История лингвистических учений: Средневековый Восток. — Л.,1981.

22. История лингвистических учений: Средневековая Европа. — Л., 1985.

23. История лингвистических учений: Позднее Средневековье. — СПб., 1991.

24. Кацнельсон С.Л. Общее и типологическое языкознание. — Л., 1988.

25. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974.

26. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979.

27. Курилович Е. Очерки по лингвистике. — М., 1962.

28. Лингвистическая типология: Сборник статей. — М., 1985.

29. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., Большая Российская энциклопедия, 2002.

30. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.,. 1952. — Т.7.

31. Лоя Я.В. История лингвистических учений. – М., 1968.

32. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. — М., 1938.

33. Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. — Л., 1975.

34. Нелюбин Л.Л. Перевод и прикладная лингвистика. — М., 1983.

35. Общее языкознание / Под. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983.

36. Пауль Г. Принципы истории языка. — М., 1986.

37. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.,1956.

38. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. — М., 1958–1969. — Т. 1-4.

39. Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989.

40. Прикладное языкознание. — СПб., 1996.

41. Реформатский А.А. Введение в языкознание. — М., 1996.

42. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. — М., 1990.

43. Сахарный А.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. — ЛГУ, 1989.

44. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.

45. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. — М.1955.

46. Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты серед. 18- нач. 20вв.: Справочное пособие. – М.: Изд-во Флинта: Наука, 2001.

47. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. — М., 1933.

48. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М., 1977.

49. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. — М., 1990.

50. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. — М., 1975.

51. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания: Антология, сост. В.Н. Базылева, В.П. Нерознак. – М.: Академия, 2001.

52. Трубецкой П.С. Избранные труды по филологии. — М., 1987.

53. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. — М., 1988.

54. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды, т. 1– 2. — М., 1956.

55. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972.

56. Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972.

57. Хрестоматия по истории русского языкознания / Составитель Ф.М. Березин. – М., 1977.

58. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. — М., 1941.

59. Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. — М., 1988.

60. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.

61. Языковые универсалии и лингвистическая типология. — М., 1969.

62. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.

63. Якобсон Р. Избранные работы: Язык и его функционирование. — М., 1986.

 

Вопросы к зачету по курсу «Общее языкознание»

1. Проблемы языкознания в древнем мире.

2. Языкознание в средние века.

3. Языкознание в эпоху Возрождения и Просвещения.

4. Открытие сравнительно-исторического метода и становление сравнительно-исторического языкознания.

5. Натуралистическое направление в языкознании XIX века. А. Шлейхер

6.Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта – основателя теоретического языкознания.

7. Логико-грамматическое направление в языкознании XIX века.

Ф.И. Буслаев — крупнейший представитель логико- грамматического направления в России.

8. Психологическое направление в языкознании XIX века.

А.А. Потебня — глава психологического направления в России.

9. Младограмматическое направление. «Принципы истории языка» Г. Пауля.

10. Критика младограмматизма в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в. Социологическое и эстетическое направления в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в.

11. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ, его вклад в языкознание.

12. Лингвистическая деятельность В.А. Богородицкого и Н.В. Крушевского.

13. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов — основоположник формально-грамматического направления в русском языкознании.

14. Лингвистическая деятельность А.А. Шахматова

15. Лингвистическая деятельность А.М. Пешковского.

16. Лингвистическая концепция Ф де Соссюра.

17. Пражский лингвистический кружок.

18. Датский структурализм.

19. Американский структурализм.

20. Советское языкознание 1918-1950-х гг., его главные особенности.

21. Научные заслуги академика В.В. Виноградова.

22. “Новое учение о языке” Н.Я. Марра, его критика.

23. Лингвистические взгляды Л.В. Щербы.

24. Современные направления лингвистических исследований.

 

Форма отчетности по СРС:

1. Конспекты по указанным темам

2. Доклады по указанным темам.

3.Составление таблицы данных

Контрольные тесты
по курсу «Общее языкознание»

Контрольное задание № 1

1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Индии?

а) Аристотель;

б) Панини;

в) Марк Теренций Варрон.

2. Основоположниками какого лингвистического метода были ученые-германисты Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск?

а) описательного;

б) сравнительно-исторического;

в) компонентного анализа.

3. Вильгельм фон Гумбольдт является...

а) представителем натуралистического направления в языкознании;

б) автором работы “Немецкая грамматика”;

в) основоположником общего языкознания.

4. Для кого из выдающихся лингвистов характерен психологический подход при анализе языковых явлений?

а) А.А. Потебня;

б) Шлейхер;

в) Ф.И. Буслаев.

5. Кто из ученых-лингвистов определял фонему как обобщенное выражение всех антропофонических свойств звуков, как фонетический тип?

а) Л.В. Щерба;

б) Н.С. Трубецкой;

в) И.А. Бодуэн де Куртенэ.

6. Ф.Ф. Фортунатов - представитель...

а) Казанской лингвистической школы;

б) Московской лингвистической школы;

в) Харьковской лингвистической школы.

7. Укажите основную лингвистическую работу А.М. Пешковского.

а) “Русский синтаксис в научном освещении”;

б) “Сравнительное языкознание”;

в) “О частях речи”.

8. Какую школу структурализма называют функциональной лингвистикой?

а) Датскую школу;

б) Пражскую школу;

в) Американскую школу.

9. Кто из представителей Пражского лингвистического кружка выдвинул понятие о смыслоразличительных оппозициях?

а) Б. Трнка;

б) Н.С. Трубецкой;

в) В. Матезиус.

10. Н.Я. Марр является...

а) автором книги “Общее языкознание”;

б) основоположником “нового учения о языке”;

в) известным фонетистом и фонологом.

 

Контрольное задание № 2

 

1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции?

а) Панини;

б) Дионисий Фракийский;

в) Махмуд Кашгарский.

2. Кто из представленных ученых ввел санскрит в научный обиход?

а) Вильям Джонс;

б) И.Ю. Скалигер;

в) Ж.-Ж. Руссо.

3. Представители какого лингвистического направления рассматривали язык как биологическое явление?

а) младограмматического;

б) формально-грамматического;

в) натуралистического.

4. Какая из перечисленных работ принадлежит Ф.И. Буслаеву?

а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”;

б) “Историческая грамматика русского языка”;

в) “Мысль и язык”.

5. А.А. Потебня – представитель...

а) Московской лингвистической школы;

б) Харьковской лингвистической школы;

в) Казанской лингвистической школы.

6. Представителями какого лингвистического направления были Г. Пауль, А. Лескин, К. Бругман, Б. Дельбрюк?

а) формально-грамматического;

б) младограмматического;

в) натуралистического

7. Основная работа А.А. Шахматова имеет название...

а) “Синтаксис русского языка”;

б) “Сравнительное языкознание”;

в) “О частях речи”.

8. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра?

а) антиномия объективного и субъективного в языке;

б) антиномия индивидуального и коллективного;

в) антиномия языка и речи.

9. Кому из ученых-структуралистов принадлежит учение о знаках и фигурах?

а) Л. Блумфилду;

б) Р.О. Якобсону;

в) Л. Ельмслеву.

10. Какая из указанных работ принадлежит Н. Хомскому?

а) “Основы структурного синтаксиса”;

б) “Члены предложения и части речи”;

в) “Аспекты теории синтаксиса”.

Контрольное задание № 3

1. Проблемы отношений между вещами и их именами и о взаимоотношениях самих слов (аналогия или аномалия) волновали ученых...

а) древней Индии;

б) древней Греции;

в) древнего Рима.

2. Для какой из перечисленных ниже грамматик характерно отождествление логических и языковых категорий?

а) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова;

б) “Русская грамматика” А.Х. Востокова;

в) “Грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло.

3. Кому из лингвистов принадлежит знаменитая формула: “Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное”?

а) Я. Гримму;

б) В. фон Гумбольдту;

в) Ф. де Соссюру.

4. Ф. И. Буслаев – представитель...

а) логико-грамматического направления;

б) натуралистического направления;

в) психологического направления.

 

5. Какая из представленных работ принадлежит Г. Паулю?

а) “Сравнительное языкознание”;

б) “Мысль и язык”;

в) “Принципы истории языка”.

6. И. А. Бодуэн де Куртенэ – представитель...

а) Казанской лингвистической школы;

б) Московской лингвистической школы;

в) Харьковской лингвистической школы.

7. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра?

а) антиномия понимания и непонимания;

б) антиномия индивидуального и коллективного в языке;

в) синхрония и диахрония.

8. Основоположником дескриптивной лингвистики является...

а) Л. Ельмслев;

б) Л. Блумфилд;

в) В. Матезиус.

9. Представители какой школы структурализма развивали фонологические принципы учения И.А. Бодуэна де Куртенэ?

а) Пражской школы;

б) Американской школы;

в) Датской школы.

10. Л.В. Щерба является...

а) автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове) “;

б) основателем ленинградской фонологической школы;

в) основоположником “нового учения о языке”.

Контрольное задание № 4

1. Проблема создания международных языков волновала ученых....

а) античности;

б) эпохи средневековья;

в) эпохи Просвещения.

2. Какая из указанных антиномий представлена в учении В. фон Гумбольдта?

а) синхрония и диахрония;

б) парадигматика и синтагматика;

в) индивидуальное и коллективное в языке.

3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания в России связано с именем...

а) А.Х. Востокова;

б) Ф.И. Буслаева;

в) А. А. Потебни.

4. Представители какого лингвистического направления преувеличивали роль истории для языкознания?

а) натуралистического;

б) младограмматического;

в) формально-грамматического.

5. Автором какой лингвистической работы является И. А. Бодуэн де Куртенэ?

а) “Фонема”;

б) “Мысль и язык”;

в) “Рассуждение о славянском языке”.

6. А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов - представители...

а) Казанской лингвистической школы;

б) Московской лингвистической школы;

в) Харьковской лингвистической школы.

7. Кто из перечисленных лингвистов был одним из последователей Ф. де Соссюра?

а) А.А. Шахматов;

б) Ш. Балли и А. Сеше;

в) Н.Я. Марр.

8. Представителями какой школы структурализма были З. Харрис, Б. Блок, Ч. Хоккетт?

а) Пражской школы;

б) Датской школы;

в) Американской школы.

9. Кто из представленных лингвистов был ближайшим учеником Н. Я. Марра, основоположника “нового учения о языке”?

а) В.В. Виноградов;

б) И.И. Мещанинов:

в) Л.В. Щерба.

10. Автором работы “Синтаксические структуры” является...

а) Э. Бенвенист;

б) Е. Курилович;

в) Н. Хомский.

Контрольное задание № 5

1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции?

а) Яска;

б) Аристотель;

в) Махмуд Кашгарский.

2. Первой нормативно-стилистической научной грамматикой русского языка является...

а) “Славенская грамматика” Мелетия Смотрицкого;

б) “Грамматика словенска” Лаврентия Зизания;

в) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова.

3. Кто из представленных лингвистов изображал развитие языков и их отношение друг к другу в виде родословного дерева?

а) А.Х. Востоков;

б) А. Шлейхер;

в) В. фон Гумбольдт.

4. Ф. И. Буслаев – автор работы...

а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”;

б) “Принципы истории языка”;

в) “О преподавании отечественного языка”.

5. Представителями какого лингвистического направления были Г. Штейнталь, А.А. Потебня?

а) психологического;

б) младограмматического;

в) формально-грамматического.

6. Для какого из указанных лингвистов характерен “атомистический” (изолированный) подход к языковым явлениям?

а) Ф. де Соссюр;

б) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

в) Г. Пауль.

7. И.А. Бодуэн де Куртенэ является...

а) автором работы “Сравнительное языкознание”;

б) основателем Казанской лингвистической школы;

в) представителем натуралистического направления.

8. Представителями какой школы структурализма были Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон?

а) Американской школы;

б) Пражской школы;

в) Датской школы.

9. В.В. Виноградов является...

а) Автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове)”;

б) известным фонетистом и фонологом;

в) основоположником “нового учения о языке”.

10. Кто из представленных ученых является представителем Московской фонологической школы?

а) Л.В. Щерба;

б) М.И. Матусевич;

в) Р.И. Аванесов.

 



2015-11-10 603 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по СРС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по СРС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)