Морфологическая структура слова. Понятие морфемы и алломорфа. Виды морфем
Морфема – минимально значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Характерной чертой морфем является их повторяемость в структуре разных слов (дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель), что позволяет выявлять значение морфемы, т.к. оно определяется лишь в ряду слов, содержащих данную морфему. Значения, передаваемые морфемой:
Виды морфем в зависимости от роли в слове: Корневые М – понятие выражается в «чистом виде»; Служебные: различные аффиксы – привносят доп. оттенки, передают словообразоват. и граммат. значения. Нулевые – материально не выраженные, но обладающие граммат. значением (дом-0). Морф – одна из разновидностей М, возникающая вследствие видоизменения М: в зависимости от фонетич. и морфологич. условий состав одной и той же М в разных словах разный - корневая М друг: другу, другом –морфема друг-, друзья – морф друз-, дружу – морф друж-)
Виды морфов в зависимости от условий их употребления: 1. Алломорфы – тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе. Например, в русском: суффиксы чик-, щик- распределяются так – после морфа на т или д – чик (буфетчик), в остальных случаях – щик (банщик). 2. Варианты – морфы, тождественные не только по значению, но и по позиции, т.к. для них характерна свободная взаимозаменяемость в любых позиционных условиях (окончания –ой, ою- у сущ. в тв. падеже ед. ч. ж. р.:водой-водою).
Виды алломорфов:
Субморф – часть корня, внешне похожая на аффикс, но не имеющая своего значения и потому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова (табак, колпак). Дистрибуция М – совокупность окружений данной М другими М. Окружения могут быть: типичными, нетипичными (допустимые в системе данного языка),_недопустимые.
Виды М:
По значению и характеру его передачи:
Корневая М: Главная М слова – корень, предопределяет лексич. значение слова; обязательно присутствует в слове; может употребляться без аффиксальных М; не привязана к к.-л. одной части речи.
Аффиксальная М: Служебная М, видоизменяющая значение корня или выражающая отношения между словами в словосочетании или предложении; без корня не употребляется; образует смысловую периферию. В зависимости от расположения относительно корня аффиксальные М: Префиксы - предшествуют корню, постфиксы за корнем, инфиксы внутри, интерфикс - между основами сложного слова ли между корнем и суффиксом, конфиксы - охватывают корень. Постфиксы делятся на: суффиксы – словообразовательное (деривационное) значение и флексии (окончания) - для связи слов в предложений или словосочетаний, выражает грамматическое (реляционное) значение.
Понятие полисемии. Виды переноса наименований. Полисемия – многозначность. Свойственна большинству слов. Слова, как названия, могут легко переходить с одной вещи на другую. Вопрос полисемии – что такое прямое и переносное значение. Переносное значение объяснимо через прямое (нос лодки), но прямое объяснить нельзя. Часто переносное значение возникает как троп (девочка – козочка). Иное – метафора: она становится прямым названием данной вещи (гусеница трактора). Функциональный перенос – общность опирается на общность функций (гусиное перо – стальное перо). Метонимия – перенос названия совершается на основании соприкасания вещей в пространстве и времени (стол: мебель и пища). Синекдоха – перенос части от целого и наоборот (эй, борода) Омонимия – разные слова имеют одинаковый звуковой состав. Омофоны звучат одинаково в Им и Вин падежах, но имеют разный состав фонем (Пруд-прут, прута – пруда). Омоформы совпадает и произношение и состав фонем, но лишь в одной или в отдельных формах (3 – три сильнее). Омонимы возникают либо при заимствовании, либо при действии фонетических законов в самом языке. Они- результат совпадений, язык не обогащают. Конверсия – переход сова в другую часть речи без изменения своего морфологического и фонетического состава.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |