Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ошибки, связанные с употреблением стилистически окрашенной лексики



2015-11-10 7586 Обсуждений (0)
Ошибки, связанные с употреблением стилистически окрашенной лексики 5.00 из 5.00 10 оценок




Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

§ как правильно использовать высокую книжную лексику;

§ к чему может привести неуместное использование лексики в определенной речевой ситуации;

§ как избежать псевдонаучности изложения.

Вы научитесь:

§ Оправданно использовать книжные слова.

§ Оправданно использовать разговорные и просторечные слова.

§ Квалифицировать ошибки, связанные с употреблением стилистически окрашенной лексики и устранять их.

План занятия:

1.Неоправданное использование книжных слов.

2.Неоправданное использование разговорных и просторечных слов.

ТЕОРИЯ

В публицистическом стиле нередко возникают стилистические ошибки из-за немотивированного исполь­зования высокой книжной лексики. Серьезным стилистическим недостатком речи может стать введение публицистической лексики в тексты не­публицистического характера. В научном стиле ошибки возникают из-за не­умения автора профессионально и грамотно использо­вать термины. Терминологическая лексика заключает в себе больше информации, чем всякая другая, поэтому употребление терминов — необходимое условие краткос­ти, лаконичности изложения. Недопустимо неточное воспроизведение терминов. Например: Движения водителя должны быть ограничены привязным ремнем — термин привязной ремень исполь­зуется в авиации, в этом же случае следовало употребить термин ремень безопасности.

Причиной стилистических ошибок в книжных стилях может стать неуместное употребление разговорных и просторечных слов. Их использование недопустимо в официально-деловом стиле. В научном стиле также обычно не мотивировано употребление иностилевой лексики. При стилистической прав­ке научных текстов разговорная и просторечная лексика последовательно заменяется межстилевой или книжной.

Использование просторечной лексики приводит к на­рушению стилистических норм публицистического стиля.

Например: Ниже своих возможностей сработали строительные организации; Уборку ячменя завалили — просторечные слова придают этим предложениям фамильярный, грубый оттенок. Следовало написать: Строительные организации работали плохо, не используя своих воз­можностей; Ячмень не смогли убрать вовремя и без потерь. Стилистические ошибки возникают и при смешении разностильной лексики. Например, неприемлемо сочетание книжных и разговорных слов в предложениях: Руководство каръероуправления сразу же уцепилось за цен­ное предложение; Чтобы вооружиться неопровержимыми фактами, прихватили с собой фотокорреспондента. Можно было написать: заинтересовались ценным предложе­нием; Чтобы иметь веские доказательства, взяли с собой фотокорреспондента.

ПСЕВДОНАУЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ – увлечение книжной лексикой и терминами в текстах, не относящихся к научному стилю.

 

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей – С. 67-71

 

ПОДУМАЙТЕ

1.В каких стилях чаще встречается экспрессивная лексика?

 

2.Как распознать экспрессивную лексику в высказывании?

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА

Упражнение

Сравните предложения. Исправьте и укажите, где это необходимо, стилистические недочеты и речевые ошибки. Предложите свой вариант правки.

Исходный текст Работа мысли Текст после правки Свои варианты
Январь – вершина зимы, пора жгучих морозов. Вершина - самый верх, верхняя часть (горы, дерева и т. п.); Пора – время, период, срок. Неоправданная образность. Январь – середина зимы, время жгучих морозов.  
Вот и нынче он блеснул продолжительными холодами. Блистать - отличаться какими–н. положительными качествами (кратковременное действие). Нынче– разг. «сегодня, теперь». Неуместное употребление разговорной лексики. Блеснул продолжительными холодами – нарушение лексической сочетаемости. Вот и в этом году холода стояли особенно долго.  
Подолгу с оконных стекол не сходил затейливый орнамент – ледяные папоротники и хризантемы. Орнамент, –а, м. - живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов (термин в искусствовед. сфере - смешение стилей). Узор, –а, м. Рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. У. ткани. Причудливый у. Кружевной у. Ледяной у. на окнах (перен.).   Подолгу с оконных стекол не сходил затейливый узор – ледяные папоротники и хризантемы.  
Любуйтесь на них, вышивальщицы, и не забывайте воеводу-мороза. Предложение нарушает логику. Воевода-мороз – неоправданная образность, нелогично. ───  
С приростом дня все дольше сияет солнышко. Прирост - увеличение в объёме, количестве (прирост поголовья скота). Отсюда – нарушение лексической сочетаемости. День становится длиннее, и все дольше сияет солнышко.  
В лесу сейчас больше звуков – глухозимье отходит. Глухозимье – что это? (возможно областное). Смешение стилей. В лесу сейчас больше звуков – природа просыпается от зимнего сна.  
Наперебой стучат дятлы, добывая поживу, зазывнее голоса лазоревок и московок, задорнее мелодия овсянки. Пожива- то, чем можно поживиться, лёгкая нажива(разг.).неуместное употребление разговорной лексики. Корм - пища животных.   Из энцикл.словаря: Овсянка – маленькая перелетная птичка отряда воробьиных. Лазоревка – маленькая птичка, в конце сентября-октябре улетают в юго-западном направлении. Перелетные птицы не могут быть в лесу в январе. – Фактическая ошибка. Наперебой стучат дятлы, добывая корм, слышны песни птиц.  
Сороки летают прямо как стрелы, кажется, нет в лесу такого события, о котором бы они не стрекотали. Подобно пущенным стрелам – слишком пафосный оборот, неоправданный образ, не дает смысла, выбивается из текста. Стремительно летают сороки, и кажется, нет в лесу такого события, о котором бы они не стрекотали.  
Даже на жестком снегу легко прочесть зайчишкины следы. Если снег не жесткий, - зайцы провалятся => «даже» не уместно.   Прочесть следы – нарушена лексическая сочетаемость.   Зайчишкины следы – неоправданное использование эмоционально-экспрессивной окраски слова (уменьшительно-ласкательного прил).   На жестком снегу легко заметить заячьи следы.  
Пройдите по ним, следы обязательно приведут к обгрызенным веточкам – остаткам пиршества зверька. Как можно пройти по заячьим следам? Так человек провалится в снег. В этом случае лучше использовать условное предложение.   Обгрызть- сгрызть, объесть снаружи, с краев (простореч.). Неоправданное употребление разговорной лексики.   Остатки пиршества зверька – излишнее. + пиршество – роскошный пир, обильное угощение (излишний пафос - здесь неуместно). Если пройти по ним, следы обязательно приведут к обглоданным веточкам.  
Если в лесу встретятся погрызы покрупнее, значит, здесь столовались лоси. Погрыз – есть ли вообще такое слово? Возможно, простореч. Неоправданное употребление разговорной лексики.   Лоси грызут не ветви, а кору.   Столоваться – выбивается из стиля текста (неоправданное употребление высокой лексики). Для животных лучше выбрать глагол кормиться(есть, питаться). Если в лесу встретятся деревья с обглоданной корой, значит, здесь кормились лоси.  
Утром на сучьях резвятся пушистые белки. Пушистые белки – избыточность (все белки пушистые). Утром на сучьях резвятся белки.  
Выскочат из теплых гнезд проведать немудреные припасы и, утолив голод, взапуски носятся по корявым стволам и высоким кронам. Из энцикл. словаря: «В природе белки устраивают свои гнезда в дуплах деревьях, иногда на ветках сосен и елей. Гнездо белок (гайно) шарообразной формы, с боковым входом, сделано из мелких веток и луба». Проведать(разг.) - навестить (того, с кем давно не виделся, о ком давно ничего не известно). П. родных. Взапуски(разг. + устар.) – то же, что наперегонки. Неоправданное употребление разговорной лексики. Носятся по корявым стволам и высоким кронам – избыточность.   Выскочат из теплых гнезд, посетят немудреные припасы и, утолив голод, наперегонки носятся по деревьям.  
Стадами держатся лоси в пору первого наста. Стадо- группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.   Наст – заледеневшая корка на снегу. Первый наст – чем он особенный? Автор имеет в виду то, что первый наст – некрепкий.   Лоси – животные-одиночки, порядок слов в предложении нужно изменить, чтобы сделать на это акцент. Лоси держатся вместе, пока наст еще не крепкий.  
Ведь только так, сообща, и можно справиться с волчьей напастью. Волчья напасть – выражение недостаточно ясное для понимания + неоправданная образность. Ведь только так, сообща, и можно справиться с набегом волков.    
Одного сохатого загоняют клыкастые разбойники: наст лося не выдерживает, ледяная корка рвет на ногах кожу в клочья. Клыкастые разбойники – хищники. В клочья – на мелкие кусочки (использование ислова без учёта его семантики). Налегке – без ноши (неоправданное использование паронимов). Предложения выбиваются из общей тематики текста. ───    
Волк же бежит налегке, наскакивая на жертву.  
Стойбища лосей помечены обилием следов и помета. Стойбище– место отдыха пасущегося стада (по Ожегову). Помёт –науч.термин (смешение стилей). Зачем это предложение в тексте? Нарушает логику. ───  
───   Начался сезон зимней рыбалки.  
Рыболовы заметили, как под крышкой льда оживился хладолюб-налим, справляя свою весну в январе. Хладолюб – ? <есть ли такое слово?> возможно, устар.   Крышка льда – образность неоправданна, тж. избыточность.   Справляя свою весну в январе – оборот нелогичен. + справлять весну = отмечать весну (нарушение лексич. соч-ти)     Выйдешь из леса к реке и замечаешь, как подо льдом оживился налим – для него весна наступает в январе.  
Икромет у него приходится на самые крутые холода. Икромет – выбивается из стиля текста.   Крутой – суровый, строгий. Крутые холода – не сочетается. => сильные холода. Нерест у него приходится на самые сильные холода.  
Стремительнее носится плотва, проворнее клюют окунь и лещ. Нестись – двигаться вперед с большой скоростью. Сновать – торопливо двигаться туда и сюда.   Проворно – торопливо/ловко, расторопно. => рыба не может клевать проворно. Под водой снует плотва, хорошо клюют окунь и лещ.  
Начался зимний сезон уженья при солнце. Предлож. перенесено на абзац выше. ───  
Тусклые дни все чаще сменяются яркими. Тусклый – слабый, не яркий, мутный. День не может быть тусклым – нарушение лексической сочетаемости.   Яркий=сияющий.   Теперь пасмурные дни все чаще сменяются солнечными.  

 

Что актуализирует данное упражнение? Как Вы оцениваете правку редактора?

Рекомендации в употреблении стилистически окрашенной лексики:

ü Будьте внимательны при употреблении экспрессивно эмоциональных единиц, обращайте внимание на тему высказывания.

ü Употребляйте высокие экспрессивно-эмоциональные единицы как абстрактные понятия.

ü Если используется ирония, не должно быть избыточности.

ü …

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1.Что такое псевдонаучность изложения?

2.К чему может привести неуместное использование лексики в определенной речевой ситуации?

3.На что нужно обращать внимание при употреблении стилистически окрашенной лексики?

4.Как избежать псевдонаучности изложения?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Исправьте предложения, устраняя ошибки в словоупотреблении, укажите характер каждой ошибки (непонимание значения слова, смешение паронимов, тавтология, употребление слова с несоответствующей экспрессивно-стилистической окраской и т. д.).

 

1. Стремление к психологической конкретности изображаемого человека побуждало художника фиксировать внимание на отдельных чертах лица и подчеркивать их. 2. В театр был приглашен режиссер, обладавший определенной ярко выраженной программой и интересными постановочными идеями. 3. Первая работа молодого ученого была фактически и первым опытом новых принципов исследования объектов смежных наук. 4. Вопрос о напечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже были напечатаны. 5. Развернутая в данный период времени работа по решительной перестройке работы в ряде предприятий дала положительные результаты. 6. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано. 7. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство. 8. Комиссия отметила, что большинство времени уходило на предоставление излишних отчетов. 9. Вначале молодым рабочим было трудно, но, преодолевая силу воли, они на примерах показали, как надо работать. 10. Строители дома придавали на всем протяжении строительства первоочередное внимание своевременному окончанию работы. 11. Секретарь профкома не смог выполнить всех порученных ему вопросов и недостаточно качественно подготовился к отчетному докладу. 12. Ясный ум и руководящие способности помогли молодому руководителю организовать большую организацию.


Занятие № 11



2015-11-10 7586 Обсуждений (0)
Ошибки, связанные с употреблением стилистически окрашенной лексики 5.00 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Ошибки, связанные с употреблением стилистически окрашенной лексики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)