Канцеляризмы и речевые штампы
Освоив материал этой темы, Вы узнаете: § какие слова становятся речевыми штампами; § что такое шаблонные обороты речи; § что такое универсальные слова; § что такое парные слова или слова-спутники. Вы научитесь: § определять в тексте речевые штампы, заменять их; § использовать канцеляризмы как стилистический прием. План занятия: 1. Слова, относящиеся к канцеляризмам. 2. Разграничение понятий канцеляризма и речевого штампа. 3. Навыки замены канцеляризмов и шаблонных оборотов речи. 4. Случаи употребления канцеляризмов. ТЕОРИЯ Канцеляризмы относятся к сфере ограниченного употребления. Используемые в не официально-деловом стиле и без особых стилистических задач, они снижают качество литературной речи, влекут за собой появление речевых штампов, «слов-паразитов» и «слов-сорняков», тавтологию, плеоназм и т.п. Они лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности, придают ей «казенный характер», резко снижают действенность устного и печатного слова. При этом канцеляризмы нередко используются как прием юмора и сатиры. Речевые штампы возникают, потому что одни обиходные слова постоянно сопровождаются другими, «парными» словами, словами-спутниками. Стандартные выражения не вызывают в сознании нужных ассоциаций, теряют оценочный оттенок значения. Поэтому с канцеляризмами и речевыми штампами традиционно связывают явление утраты или стирания семантики. ЛИТЕРАТУРА Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Канцеляризмы и речевые штампы – С. 71-76 Перед выполнением заданий ответьте на вопросы: Какие речевые средства называются канцеляризмами и почему? Какие слова относят к канцеляризмам? 1. 2. 3. 4. 5. Какие слова становятся речевыми штампами? Упражнение 1 Замените отглагольно-именные сочетания глаголами. Произвести улучшение, произвести выплату, осуществить руководство, организовать проведение занятия, осуществить сбор налогов, подвергнуть рассмотрению. Чем можно объяснить актуальность данного упражнения? Упражнение 2 Исправите предложения, прокомментировав случаи употребления канцеляризмов. Надо скорее убирать подсолнечник, иначе его урожай будет подвергнут гибели. 2. В отдаленных районах города опять произошли стычки с полицией. 3. В январе-феврале происходит икрометание у налима. 4. В хозяйстве произошло перевооружение действующей птицефермы. ПОДУМАЙТЕ 1. Согласны ли вы с тем, что канцеляризмы и речевые штампы – лексика ограниченного употребления? 2.Считаете ли вы лексические и грамматические канцеляризмы – неуместными в других речевых стилях? СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА Упражнение 3 Прокомментируйте правку редактора. Заполните таблицу по аналогии. При необходимости предложите свой вариант.
Григорьева Е. Чем отличаются речевые штампы от языковых стандартов? Рекомендации в употреблении канцеляризмов и речевых штампов: ü Следует избегать использования канцеляризмов в художественной речи. ü Необходимо помнить, что канцеляризмы и речевые штампы могут использоваться как стилистический прием. ü Остерегайтесь «парных» слов, так как они «затерты» в речи и не несут семантики. ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ 1. Что такое универсальные слова? 2. Какие слова относятся к канцеляризмам? 3. Чем речевые штампы отличаются от канцеляризмов? 4. Что такое парные слова (слова-спутники)? 5. Какие слова относят к речевым штампам? 6. Что необходимо учитывать при употреблении канцеляризмов и речевых штампов? 7. Что такое языковые стандарты? Как они отличаются о языковых штампов? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением канцеляризмов.
1. Автобус под управлением водителя Петрова совершил столкновение со стволом дерева. 2. Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. 3. Автор дает в живом и доступном изложении картину жизни этого замечательного художника. 4. За отчетный период времени организовано около двадцати проверок по различным вопросам. 5. Кто воспитывал детей путем бабушки и дедушки, тем легче.
Почему данные предложения требуют правки? Какие недочеты в них вызваны канцеляризмами?
►2. Канцеляризмы и речевые штампы нередко становятся продуктивным средством юмора и сатиры. Как вы думаете, чем можно объяснить это?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2810)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |