Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В



2015-11-10 622 Обсуждений (0)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В 0.00 из 5.00 0 оценок




РФ

Правовой статус человека и гражданина-это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах.

Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции, называются конституционным статусом. Они образуют относительно небольшую, но при этом наиболее значимую, часть всех прав, свобод и обязанностей.

Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права (гражданском, трудовом, семейном и др.)

Конституционный статус определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе. Структурно он включает:

1.права - меры возможного поведения субъектов, обеспеченные конкретными обязанностями государства

2. свободы - меры возможного поведения субъектов, обеспечиваемые государством на уровне общих правовых гарантий

3. обязанности - - меры необходимого поведения субъектов, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах

Деятельности (имущественной, трудовой, семейной и т.п.)

Конституционный статус основывается на следующих основных принципах:

1.человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2).Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

2.граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6)

3.осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17)

4.основные права и свободы гарантированы государством (ст.45)

 


Тема № 8 ФОРМА ГОСУДАРСТВА В РФ.

 

1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РФ.

2. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РФ.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РФ.

 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РФ

 

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия является республикой по форме правления, однако вид республики в Конституции РФ не указан.

Всего выделяют 3 вида республик: президентская, парламентская, смешанная.

Россия по формальным признакам попадает под смешанный вид республик.

Признаки смешанной республики в России:

1) Президент РФ назначает председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.

2) Президент РФ является главой государства, а не исполнительной власти. Исполнительную власть в РФ возглавляет Правительство РФ.

3) Федеральное собрание РФ участвует в назначении большинства высших должностных лиц.

4) Отсутствует процедура импичмента президента (это привлечение президента ответственности, когда судом является весь парламент).

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Такое разделение имеет целью:

1.Специализацию органов государственной власти по функциям

2.Предотвращение концентрации, монополизации власти одним человеком, одним органом государственной власти

3.Уравновешивание, сдерживание друг друга различными ветвями власти.

Государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти.

Орган государственной власти - это организационный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регулируется правом.

Классификация органов государственной власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти или принадлежности к тому или иному уровню власти (федеральному или субъекта РФ)

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Законодательное собрание Челябинской области и т.п.)

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования двух его палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ:

1- от представительного органа власти субъекта РФ, второй - от исполнительного органа власти субъекта РФ (всего 166 депутатов от 83 субъектов РФ) К ведению СФ отнесены три группы вопросов:

1.исключительные полномочия, определенные ст.102 КРФ;

2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой;

3.полномочия по самоорганизации: решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Полномочия Государственной Думы делятся на три группы:

1.исключительные (ст. 103);

2.законодательные, реализуемые в форме принятия законов;

3.полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании; квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных конституционных законов.

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ, а на уровне субъектов РФ - правительства субъектов РФ.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», федеральными законами, нормативными Указами Президента РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. После чего Президент может согласиться с решением Государственной Думы и

объявить об отставке Правительства РФ либо нет. Правительство РФ исполняет все основные управленческие государственные функции: регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет, осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др. Компетенция Правительства РФ указана в ст. 114 Конституции РФ.

Наряду с Правительством РФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции - федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

На уровне субъектов РФ исполнительную власть наряду с правительствами субъектов осуществляют министерства, департаменты, комитеты, главные управления и иные органы исполнительной власти.

Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:

1.самостоятельность судебной власти, независимость ее от других ветвей власти;

2.независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей;

3.осуществление правосудия только судом;

4.состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве;

5.гласность судебного разбирательства.

Суды образуют судебную систему РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ». В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется ст.125 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

 



2015-11-10 622 Обсуждений (0)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)