Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ



2015-11-10 948 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ВНЕОБОРОТНЫХ

И ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

Показатели прибыли не характеризуют в полной мере эффективность хозяйственной деятельности. Прибыль и рентабельность продаж отражают лишь одну сторону этой деятельности — потребление (затраты) ресурсов. Вторая сторона деятельности — применение (авансирование) ресурсов — характеризуется величиной внеоборотного и оборотного капитала (активов) и эффективностью его использования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Структура авансированного капитала.Авансированный капитал может быть рассмотрен:

1) с точки зрения размещения — активы;

2) с точки зрения источников формирования — пассивы.

Активы в зависимости от срока обращения подразделяются на: внеоборотные (или долгосрочные), срок погашения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты или период использования которых превышает нормальный производственный цикл, если последний более 12 месяцев; и оборотные (или краткосрочные), срок обращения которых заканчивается в течение 12 месяцев после отчетной даты или в течение нормального операционного цикла, если последний превышает 12 месяцев. Поэтому общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле

где Е — величина оборотных активов предприятия на отчётную дату;

F — величина внеоборотных активов предприятия на отчетную дату (по остаточной стоимости). Значение данного показателя в большей степени обусловлено отраслевыми особенностями кругооборота средств анализируемого предприятия. В ходе внутреннего анализа структуры активов следует выяснить причины резкого изменения коэффициента (если это имеет место) за отчетный период.

Предварительный анализ структуры активов проводится на основе данных табл. 8.1, в которой представлены абсолютные величины по видам активов, их удельные веса к общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельных весов, значения и изменения коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов за отчетный период.

    АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ АКТИВОВ   Таблица 8.1
Показатели Абсолютные величины, тыс. руб. Удельные веса в общей величине активов, % Изменения (+, -)
    на начало года (периода) на конец года (периода) на начало года (периода) на конец года (периода) в абсолютных величинах, тыс. руб. в удельных весах, % %к изменению общей величины активов
2 3 4 5 6 7 8
1.Внеоборотные активы +510 +3 +79
II. Оборотные активы +139 -3 +21
Итого активов +649 + 100
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов 0,54 0,47 X X -0,07 X х

В графе 8 таблицы отражены доли изменений по каждому виду активов (внеоборотные, оборотные) в изменении общей величины активов предприятия. В ходе анализа информации по данной графе выясняется вид имущества, на увеличение которого в наибольшей мере был направлен прирост источников средств предприятия.

Важную характеристику структуры средств организации дает коэффициент имущества производственного назначения, представляющий собой отношение суммы стоимостей основных производственных средств, производственных запасов и незавершенного производства (основные средства принимаются в расчет по остаточной стоимости) к общей стоимости всех активов предприятия. Нормальным для промышленных предприятий считается данный коэффициент, равный или больше 0,5 ( кп. им> 0,5 ).

В случае снижения показателя ниже критической границы целесообразно пополнение собственного капитала (например, путем увеличения уставного капитала) или привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного

назначения.

Потребность в авансированном капитале определяется при составлении сметы активов и пассивов, т.е. планового бухгалтерского баланса, в основном в зависимости от плана продаж продукции и особенностей технологии производства.

Существует тесная связь объема производства и объема продаж с величиной основных производственных средств — важной составляющей внеоборотных активов.

С точки зрения источников формирования — пассивов — авансируемый в хозяйственную деятельность капитал подразделяется на собственный и заемный. Создание коммерческой организации прежде всего требует формирования уставного капитала — основы собственного капитала.

Коммерческая организация начинается с образования основных и оборотных средств, величина которых отражается в уставе хозяйствующего субъекта и носит название «уставный капитал» («уставный фонд»). Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности.

Собственный капитал пополняется в процессе хозяйственной деятельности за счет разных источников и прежде всего за счет прибыли. Таким образом, с точки зрения источников формирования авансированный в предприятие капитал можно определить как совокупность собственного и заемного капитала, что получает отражение в балансе.

За счет разных источников формируется актив предприятия, где средства подразделяются по роли и размещению в процессе хозяйственной деятельности. С этой точки зрения авансированный капитал (выраженный в валюте — итоге баланса) можно определить как совокупность основного (внеоборотного) и оборотного капитала. Основной капитал (средства) называют иммобилизованным, постоянным, внеоборотным капиталом (средствами); оборотный капитал — мобильным, текущим капиталом (средствами). Первый отражается в разделе I актива баланса, второй — в разделе II актива баланса.

С точки зрения роли в хозяйственной деятельности авансируемый капитал можно также определить как совокупность производственного капитала, вложенного в материальную сферу, и непроизводственного капитала, вложенного в нематериальную социальную сферу хозяйственной деятельности.

Производственный капитал — совокупность основного производственного капитала, включая нематериальные активы, и оборотного производственного капитала, обслуживающих стадии хозяйственной деятельности — снабжения, непосредственного производства и сбыта. В этой материальной сфере создаются новый товар, новые стоимости. Непроизводственный капитал — капитал, вложенный в социальную сферу — жилищно-бытовое хозяйство, здравоохранение, образование, культуру. В социальной сфере новые стоимости хотя и не создаются, но эта сфера оказывает влияние на экономическую эффективность производственной сферы.

 

Материальной базой основного производственного капитала являются средства труда, которые постепенно изнашиваются в течение многих производственных циклов и по частям переносят свою стоимость на создаваемый продукт (товар).

Материальной основой оборотного капитала служат предметы труда, которые целиком потребляются в каждом производственном цикле и сразу полностью переносят свою стоимость на создаваемый продукт (товар).

Для эффективного управления капиталом важно анализировать его как собственный и заемный, основной и оборотный, производственный и непроизводственный.

На рис. 8.1 приведены факторы общей капиталоотдачи авансированного капитала.

 

 

Оборачиваемость всех активов предприятия.Общая капитало-отдача (отдача активов) авансированного капитала определяется делением продаж продукции (N) на авансированный капитал (К). Капиталоотдача является наряду с рентабельностью продаж фактором рентабельности активов:

Р/К = P/N N/K.

Факторы общей капиталоотдачи, как видно из рис. 8.1, определяются как

N/K = N/F'- F'/K; N/K = N/E-E/K.

Общая капиталоотдача зависит от эффективности использования и оборачиваемости внеоборотного (основного) капитала (активов) и оборотного (текущего) капитала (активов).

Показатели оборачиваемости активов рассчитываются как отношения выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг) к показателям средних за отчетный период активов предприятия (количество оборотов). Для обеспечения сопоставимости показателей оборачиваемости с показателями рентабельности продаж выручку от продажи нужно брать для расчета без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (как она отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках»). В то же время следует иметь в виду, что поскольку в бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются вместе с НДС, акцизами и аналогичными обязательными платежами, то и для расчета оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности целесообразно использовать (для уточнения показателей) выручку от продажи, включающую НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи. Более существенного уточнения показателей оборачиваемости можно достичь, если вместо выручки от продаж использовать для расчета оборачиваемости конкретного вида активов специальные обороты, присущие данному виду активов. Показатели оборачиваемости дополняют показатели средних сроков оборота активов, определяемые как отношения продолжительности отчетного периода (в днях) к показателям оборачиваемости, отражающим количество оборотов активов за отчетный период.

Показатели оборачиваемости и средних сроков оборота показывают скорость оборота активов предприятия и, следовательно, деловую активность, проявляемую предприятием в процессе достижения целей его хозяйственной деятельности.

Рассмотрим основные показатели оборачиваемости и средних сроков оборота активов предприятия.

Оборачиваемость всех активов предприятия (λk):

λK= N/K,

где N — выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в отчетном периоде (без НДС, акцизов и аналогичных обя­зательных платежей);

К — средний за отчетный период итог бухгалтерского баланса, рассчитываемый либо как среднее арифметическое значение итога баланса на начало и на конец отчетного периода, либо (более точно) по формуле средней хронологической.

Оборачиваемость всех активов предприятия показывает скорость их оборота, измеряемую количеством оборотов всех активов

в отчетном периоде. Рост оборачиваемости активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом означает ускорение оборота активов; снижение оборачиваемости — замедление оборота активов.

Рост оборачиваемости всех активов оценивается положительно при условии прибыльной деятельности предприятия. Если рентабельность продаж отрицательна (т.е. деятельность предприятия убыточна), то рост оборачиваемости активов приводит к ускоре­нию убыточной деятельности, т.е. к ускорению производства убыт­ков. Если рентабельность продаж положительна (т.е. деятельность прибыльна), то рост оборачиваемости активов может компенси­ровать снижение уровня рентабельности продаж с точки зрения влияния на уровень рентабельности активов.

Динамика оборачиваемости всех активов обусловлена дина­микой выручки от продаж и динамикой активов. Рост выручки и более медленный рост или снижение стоимости активов приводит к росту оборачиваемости активов. При исследовании динамики показателей оборачиваемости полезно применять индексы изме­нения абсолютных величин.

Средний срок оборота всех активов в днях (Т k):

Т k= T K /N

где Т— продолжительность отчетного периода (в днях).

Снижение среднего срока оборота активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом означает ускорение оборота активов; увеличение среднего срока оборота — замедление оборота активов.

При расчете среднего срока оборота всех активов его взаимосвязь с оборачиваемостью всех активов отражается следующим соотношением:

λk= Т/Т k,

т.е. динамика оборачиваемости активов обратно пропорциональна динамике среднего срока оборота активов: снижение среднего срока оборота приводит к росту оборачиваемости и, наоборот, рост среднего срока оборота приводит к снижению оборачиваемости. Средний срок оборота активов показывает продолжительность оборота (в днях); оборачиваемость активов показывает количество оборотов, совершаемых ими за отчетный период.

Оборачиваемость активов и средний срок оборота активов в равной степени отражают деловую активность предприятия, поэтому использование того или иного показателя определяется выбором финансового аналитика.



2015-11-10 948 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)