Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коэффициентный анализ. Показатели рентабельности и деловой активности предприятия



2015-11-10 5486 Обсуждений (0)
Коэффициентный анализ. Показатели рентабельности и деловой активности предприятия 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Основными критериями оценки финансового состояния организации являются ее платежеспособность и ликвидность. При этом понятие платежеспособность шире понятия ликвидность. Так, под платежеспособностью понимают способность компании полностью выполнять свои обязательства по платежам, а также наличие у нее денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения этих обязательств. Термин ликвидность означает легкость реализации, продаж, превращения материальных ценностей в денежные средства.

Одной из основных задач анализа показателей ликвидности и платежеспособности компании является оценка степени близости организации к банкротству. Отметим, что показатели ликвидности не связаны с оценкой потенциала роста компании и отражают преимущественно сиюминутную ситуацию. Если же компания работает на перспективу, значимость показателей ликвидности существенно падает. Соответственно, оценку финансового состояния компании целесообразно начинать с анализа ее платежеспособности.

Основным способом определения платежеспособности и ликвидности компании является коэффициентный анализ.

Самым распространенным и широко применяемым методом оценки финансового состояния организации является коэффициентный анализ.

Коэффициентный анализ – это изучение уровня и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе финансовой отчетности или бухгалтерского учета.

При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базовыми величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и ряд смежных отчетных периодов

Для начала, определим, что такое финансовые коэффициенты. Финансовый коэффициент - это относительный показатель, рассчитываемый как отношение отдельных статей баланса и их комбинаций. Само собой что, для коэффициентного анализа информационной базой служит бухгалтерский баланс, т.е. он проводится на основании данных 1 и 2 формы баланса.

В экономической литературе под коэффициентным финансовым анализом, как правило, понимается изучение и анализ финансовой отчетности при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов). Назначение коэффициентного анализа – описать компанию по нескольким базовым показателям, которые позволяют судить о ее финансовом состоянии.

При проведении коэффициентного анализа следует учитывать то что, нормальные или рекомендуемые значения были определены на основании анализа деятельности западных компаний и небыли адаптированы к российским условиям.

Кроме того необходимо осторожно относиться к методике сравнения коэффициентов с отраслевыми нормативами. Если в развитых странах основные пропорции сложились десятилетия назад, существует постоянный мониторинг всех изменений, то в России рыночная структура активов и пассивов предприятия находится в стадии становления, мониторинг в полном объеме не ведется. А если принять во внимание искажения отчетности, постоянные корректировки правил ее составления, то понятно, что выведение достаточно обоснованных новых нормативов по отраслям затруднительно.

Как уже не однократно отмечалось, в теории и практике встречается более двухсот коэффициентов, причем, иногда одни и те же коэффициенты выступают под разными названиями, в целом их можно свести в несколько групп, характеризующих отдельные стороны финансового положения организации. Всего основных четыре группы показателей:

1. Коэффициенты ликвидности.

2. Коэффициенты структуры капитала (устойчивости).

3. Коэффициенты рентабельности.

4. Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности).

В дальнейшем значения коэффициентов сравнивают с их рекомендуемым нормативом, в результате чего формируют мнение о платежеспособности или неплатежеспособности организации, ее финансовой устойчивости или неустойчивости, рентабельности деятельности, уровне деловой активности.

 

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота средств, которая влияет на сумму годовой выручки предприятия, на величину условно-постоянных расходов, на платежеспособность предприятия. На длительность нахождения средств предприятия в обороте влияют следующие факторы:

1. внутренние (эффективность стратегии управления активами, ценовая политика предприятия, способы оценки товарно-материальных ценностей и запасов предприятия);

2. внешние (отраслевая принадлежность организации, объем деятельности, уровень инфляции, характер хозяйственных отношений с партнерами).

Показатели деловой активности предприятия можно разделить на две группы.

1. Общие показатели оборачиваемости активов:

1. коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) – отражает скорость оборота совокупного капитала предприятия:

Ресурсоотдача = Выручка от реализации / Сумма активов ;

2. коэффициент оборачиваемости оборотных средств – характеризует скорость оборота всех оборотных средств предприятия:

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = Выручка от реализации / Сумма оборотных активов.

2. Показатели управления активами:

1. коэффициент отдачи нематериальных активов – отражает эффективность использования нематериальных активов:

Коэффициент отдачи нематериальных активов = = Выручка от реализации / Сумма нематериальных активов ;

2. фондоотдача – показывает эффективность использования основных средств на предприятии:

Фондоотдача = Выручка от реализации / Сумма основных средств.

В процессе анализа деловой активности предприятия следует обратить особое внимание на длительность производственного цикла и его составляющие.

Наряду с абсолютным показателем объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель — рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.

Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

Общая рентабельность Ро определяется по формуле

,

где Пб — общая сумма балансовой прибыли;

Ф — среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.


Показатель рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

,

где Прп — прибыль от реализации продукции;

С — полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.

Финансовая статистика предприятий (организаций) изучает состояние, динамику основного и оборотного капитала, эффективность его использования, а также обеспеченность запасами товарно-материальных ценностей в целом, по группам и источникам образования.

Деловая активность предприятия (организации) в финансовом отношении определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала, который определяется по формуле

,

где В — выручка от реализации продукции;

К — капитал предприятия (организации): основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.


Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия (организации), но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

Рентабельность определяется себестоимостью и прибылью. Абсолютный размер прибыли характеризует экономический эффект, но не эффективность работы предприятия. Обобщающими показателями деятельности предприятия являются показатели рентабельности.

1. Рентабельность продаж:

Рентабельность продаж = (Внеоборотные активы / Выручка от реализации) * 100%характеризует, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции.

2. Рентабельность собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала = (Нематериальные активы / Собственный капитал) * 100% характеризует эффективность использования собственного.

3. Рентабельность активов:

Рентабельность активов = (Внеоборотные активы / Активы) * 100%.

4. Рентабельность инвестиций:

Рентабельность инвестиций = (Внеоборотные активы / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства)) * 100%. Рентабельность активов зависит от показателя рентабельности продаж:

Рентабельность активов = Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов.

 



2015-11-10 5486 Обсуждений (0)
Коэффициентный анализ. Показатели рентабельности и деловой активности предприятия 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Коэффициентный анализ. Показатели рентабельности и деловой активности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)