Понятие «Социокультурный тип». «Запад» и «Восток» в истории культуры
Становление культурологии как научной дисциплины, ее предмет и задачи. Как самостоятельная научная дисциплина, культурология возникла в середине 20-х годов ХХ в. Основоположником культурологии был Лесли Уайт. Культурология возникла прежде всего в западной науке в 70-80 гг. Позже в середине 90-х культурология приходит в Россию. Причина в том, что для становления и развития культурологии необходимы такие факторы, как: общественный интерес; финансовая поддержка государства; осознание цели изучения; В США существовала проблема коренного населения и культурология как наука была направлена на то, чтобы вписать традиционные культуры в современное общество. В Европе существовала проблема управления могущественных держав колониями – здесь задачей культурологии было познание культур зависимых стран. Из-за разнообразия причин культурология в различных странах отличалась. В России же она не имела научных теорий. Одна наука отличается от другой объектом исследования и наличием специфических методов исследования. Культура, как объект исследования, появилась раньше культурологии. Этапы становления культурологии как науки: 1. Этнографический (I половина 19 века) 2. Эволюционистский (60-90 г.г. 19 в.) 3. Исторический (конец 19-нач.20 в.в). 1. этап– накопление материалов и жизни других народов и культур. многообразие культур связано с тем, что разные народы находятся на разном уровне развития. 2. критика эволюционизма Идея – понимание каждой культуры через изучение ее истории. Культура – это абстракция от человеческого поведения. Не существует науки о культуре, т.к нет фактов. Культура – это набор символов (предмет, действие, нацеленное на результат). Интерес к культурологии возникает в 17-18 в.в, когда начинают обсуждаться вопросы о многообразии культур. Теория эволюции впервые позволила упорядочить имперический материал о жизни культур. Предмет культурологии.Чаще всего культура рассматривается как способ жизнедеятельности, который рассматривается исторически и принципиально отличается от существующих в живой природе способов жизнедеятельности. Задача культурологии.Понять, раскрыть историко-культурный процесс в общечеловеческом и национальном масштабе и показать его перспективы.
Функции культуры.(смотр. В семинаре) Фун-ии култ. - совокупность ролей, которые выполняет култ. по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах; При этом все ф. култ. социальны, обеспечивают именно коллективный характер жизнеде-сти людей, а также опр. или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с соц-ым окр-ем. Понятие “култ.” исторически опр-ый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и де-ти людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Главная функция гуманистическая. Культура-это то, что делает человека человеком. 1)Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культ. -Соц. память чел-ва. 2) Познавательная функция связана со способностью култ. концентрировать социальный опыт множества поколений людей. 3) Регулятивная функция култ. связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общ-ой и личной деят-сти людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений култ., так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. - мораль и право. 4) Семиотическая или знаковая функция, представляя собой опр-ую знаковую систему култ., предполагает знание, владение ею. Без изучения соотв-щих знаковых систем невозможно овладеть достижениями култ. 5) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее кач-ое состояние култ. Култ. как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. 6) Функция социализации личности. К.– средство формирования из индивида члена общества. 7)Нормативная ф-ия. К. – это регулятор разных сторон человеческой деятельности. Представления о "нормальном" и "ненормальном". Категория культуры в системе научного знания. Принципы классификаций определений культуры. Научное определение культуры:
Классификация Крюгера
Понятие «Социокультурный тип». «Запад» и «Восток» в истории культуры. (смотр. В семинаре Гребенкина) Отличия западной и восточной культур 1. В отношении к миру: а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его б) восточная культура исходит из не-бытия (как до-бытия). 2. В отношении к природе: а) Запад как бы противопоставляет человека и Природу б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность 3. В трактовке бытийного призвания человека и ориента а) гуманистический подход нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. б) духовная ориентация — на изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом. (Принцип — «недеяния».) Приоритет коллективного труда. 4. В понимании устройства мироздания, человеческой при а) В соответствии с принципом антропоцентризма в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо иную, трансцендентную волю; б) принцип теоцентризма предполагает в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека — научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную. 5. В отношении к государству, власти, закону: а) закон выше власти б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как 6. Во временной ориентации человеческого поведения: а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, вну б) ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает 7. В ценностных ориентациях личности и общества: а) потребительски ориентированное бытие («улучшение» б) духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле. 8. В оценке познавательных и преобразовательных возмож а) антропоцентристский подход основывается на принципе б) теоцентристская традиция полагает, что в мире есть об 9. В сущности и механизмах познания: а) процесс познания сводится к познающей активности б) познание есть не только исследование свойств объектов, но 10. В отношении человека к истине: а) истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека контролируемо им (фаустовское «что нужно знать, то можно взять руками»). Человек нуждается лишь в таких истинах, которые служат ему; б) истина — есть само бытие, само сущее, то, что нам дано, ипоэтому она не зависит от ума и воли постигающего ее. Человек нуждается в истине, которой он мог бы служить, которой он мог бы подчинить свою жизнь. 11. В отношении к религиозной вере: а) мировоззрение первого типа объективно находится в про б) носителям мировоззрения второго типа, как правило, при 5. Традиции и новации в культуре. Традиционное общество и цивилизация. Теория модернизации и ее культурологические аспекты. «…Потребности промышленного и научного прогресса интенсивно требовали трансформации российского общества и освоения достижений Запада, который уже в сильной степени переманил на свою сторону господствующий класс, хотя и ценой сильного отрыва от народной культуры. Против такого отрыва Россия пыталась выставить свою самобытность, которая, как мы видели, была глубоко подорвана вековыми противоречиями. И уже оказалось невозможным продолжить это противостояние через мобилизацию православия — наподобие того, как десятилетия спустя в ответ на экспансию Запада проводили «ревайвал» своего религиозного достояния исламские фундаменталисты или индусские коммуналисты. Происходивший почти повсеместно в XX в. разрыв, обусловленный модернизацией, принял особенно катастрофические формы в России в силу отмеченной выше разорванности цивилизации…»
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2754)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |