Идеалистическая концепция
Натуралистическая концепция Жан-Жак Руссо (1712—1778) Французско-швейцарский философ. Родился в Женеве. В1723—1724 гг. обучался в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 г учился ремеслу гравера. В юности был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Сохранив веру в бога, апеллировал не к разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце внутреннему голосу совести. Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер. Прогресс в культуре… Иоганн Гердер (1744—1803) Иоганн Готфрид Гердер (Herder) (1744-1803) — немецкий философ, критик, эстетик. Ведущий деятель позднего Просвещения, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры. В 1764-1769 годах был пастором в Риге, с 1776 — в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг Иоганна Вольфганга Гете. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм. Полицентризм — теория происхождения человека современного вида и его рас в нескольких районах земного шара от разных форм древних людей. Национальный характер — сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) сообщества и включающее в себя идеи, интересы, чувства, психический склад, мораль, религию, духовные ценности, мотивы, стремления, социально-психологические защитные механизмы того или иного народа. Теории языка - Значение языка, по Гердеру, состоит в том, что он является формой, в которую отливается культура той или иной нации.
Идеалистическая концепция
Иммануил Кант (1724—1804)
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в прусском городе Кенигсберге в Германии в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта былия протестантами, что не могло не сказаться на становлении взглядов философа. В 1730 Кант поступил в начальную школу, а осенью 1732 - в Коллегиум Фридерицианум (Collegium Fridericianum), государственную церковную гимназию на латинское отделение. 24 сентября 1740 Кант стал студентом Кенигсбергского университета. После окончания университета (1745) Кант 9 лет работает воспитателем недорослей в различный семьях состоятельных людей княжеств Германии. В 1755 году Иммануил возвращается в Кенигсберг и в родном городе проводит весь остаток своей долгой жизни. Его принимают на работу в Кенигсберский университете, в котором он проходит все ступени своего продвижения по службе от ассистента (15 лет) до профессора и ректора Университета. Здесь он читал курсы лекций по метафизике (так назывался тогда курс философии), логике, математике, механике, физике, географии, антропологии и общей истории природы. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем. Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. Противоречие культуры… Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Категори́ческий императи́— понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785). Внутренняя и Внешняя культуры…
Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) Немецкий философ, поэт, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа Утверждая, с одной стороны, полнейшее тождество внутреннего и внешнего, видимого и невидимого, сущности и явления, Гегель, с другой стороны, переживает природу как сокровенность, тайну, которая, как он считает, постигается человеком лишь в отблесках, отражениях, пронизывающих весь мир природы и нравственности. Основные сочинения Гегеля — «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812—1815 гг.), «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права». Свойства культуры… Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Труд, по Гегелю, является также некоей практической подготовкой к объективному идеализму.
Ра́зум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности[2], способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения. Развитие мирового разума по Гегелю, это самопознание развития, его начало и конец. Это значит, что история культуры имеет своё начало и конец. Абсолютный мировой разум… Панлогизм как мировоззрение с особой последовательностью проведенное Гегелем, под действительностью понимает мир воплотившихся идей. Законы логики являются не только законами нашего мышления, но также основными законами действительности, в которой всё определяется логической необходимостью[8]. В этом смысле онтология сближается с логикой[9].
Фридрих Шиллер (1759—1805)
Немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Родился 10 ноября 1759 г в Марбахе. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать — из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец —полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 г по приказу герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 г академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Окончив курс в 1780 г., он получил в Штутгарте место полкового врача. Шиллер интересовался философией, особенно эстетикой. В результате появились «Философские письма» и целый ряд эссе (1792-1796 гг.) — «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии». Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта. Игра предполагает освобождение от нужд реальности, от физического и нравственного принуждения, от гнета собственных потребностей и страстного принуждения; она есть свободная незаинтересованная деятельность, свободное применение душевных сил человека. Освобождаясь от давления обстоятельств и интересов, от «природы», человек вступает в царство игры как эстетической видимости. Культура онятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологиии др. Типология культур… Культурогенез… Образ… Синкретичность… Концепция ХIX века
Маркс Карл (1813-1883)
Карл Маркс – выдающийся немецкий политический мыслитель, философ, социолог, общественный деятель, экономист, писатель, политический журналист. История конца XIX-XX вв., социальная мысль этого периода испытали на себе огромное влияние его идей. Маркс выступил основоположником принципов исторического и диалектического материализма; в сфере экономики ему принадлежит заслуга создания теории прибавочной стоимости, в области политики он разработал теорию классовой борьбы; вместе с Ф. Энгельсом создал цельное политическое, экономическое, философское учение, названное в его честь марксизмом. Родиной К. Маркса был г. Трир (Рейнская провинция), где он появился на свет 5 мая 1818 г. в семье образованных, интеллигентных людей. Отец его был адвокатом, евреем, перешедшим в лоно протестантской религии. В 1733-1735 гг. Карл учится в трирской гимназии, еще в школьные годы знакомится с идеями не только немецкого, но и французского Просвещения. По окончании гимназического курса на протяжении двух семестров Маркс обучается в Боннском университете, затем переезжает в Берлин и продолжает образование там. Изучая право, он проявлял огромный интерес к истории и философии, и учение Гегеля очень многое определило в его мировоззрении. Берлинский университет Маркс заканчивает экстерном в 1841 г., защищает диссертацию и получает степень доктора философии.
Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Непосредственно общественной формой труда, — писал Маркс о феодализме, — является здесь его натуральная форма, его особенность, а не его всеобщность, как в обществе, покоящемся на основе товарного производства... Как бы ни оценивались те характерные маски, в которых выступают средневековые люди по отношению друг к другу, общественные отношения лиц в их труде проявляются во всяком случае здесь именно как их собственные личные отношения...» Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений. К. Маркс определил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа. Факторы общественного развития…
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3033)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |