Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема развития культуры. Культурная модернизация



2015-11-10 2505 Обсуждений (0)
Проблема развития культуры. Культурная модернизация 5.00 из 5.00 4 оценки




Модернизация - это процесс превращения традиционного общества в современное.

В зависимости от соотношения в культуре традиций и инноваций принято выделять два типа культуры: традиционную и модернистскую (современную). Традиционные культуры - исторически первые, так как новые достижения человечества нуждались, прежде всего, в закреплении и передаче последующим поколениям. Освоение мира человеком на начальных этапах истории было чрезвычайно медленным. Для традиционного общества характерно:

1. Преобладание традиций над инновациями. Инновации приемлемы до тех пор, пока не разрушают традицию как систему власти.
2. Господство мифологических и религиозных представлений.
3. Коллективистские отношения между людьми, отсутствие выделенной персональности. Коллектив ставится выше личности.
4. Авторитарный характер власти.
5. Ориентация на мировоззренческие знания, а не инструментальные ценности, служащие регулятивами повседневного поведения людей.
6. Циклический характер развития общества. Возможные идеи быстрых преобразований блокируются религиозным мировоззрением. Поэтому устремление общества к современности сопровождается попятными движениями. Именно это чередование движения вперед и возврата назад создает циклический характер развития, присущий традиционным обществам.
7. Отсутствие отложенного спроса, т. е. производство ради насущных потребностей, а не ради будущего. Люди живут сегодняшним днем. Они стремятся удовлетворить свои потребности, а не накопить что-то впрок. К тому же даже их насущные потребности удовлетворяются недостаточно полно из-за технологической отсталости. Например, в традиционной русской культуре была распространена философия "нестяжательства". Положительный герой русской литературы - не деятель, а созерцатель. Он "герой" всех традиционных обществ.

В отличие от этого модернистские или современные культуры имеют следующие особенности:
1. Ориентация на инновацию.
2. Светский характер социальной жизни.
3. Прогрессивное, поступательное развитие общества.
4. Выделенная персональность.
5. Ориентация на инструментальные ценности, на точные науки и технологии.
6. Демократическая система власти.
7. Наличие отложенного спроса, т. е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.

Изменяются и психологические особенности человека. Современного человека от традиционного отличают:
- открытость ко всему новому, готовность к изменениям;
- гибкое мышление, ценностные вариации;
- ориентация на информацию;
- большое значение времени;
- расчетливость;
- ценность технических умений;
- образованность и профессионализм;
- личное достоинство.

Современные общества начинают складываться в Западной Европе в эпоху Возрождения, завершают свое целостное оформление в Новое время (в XVII - XVIII вв.), а в некоторых странах, например, в Германии - в XIX веке. Восточные культуры долгое время оставались локальными, замкнутыми, традиционными. В XIX - XX вв. в них также начались процессы модернизации под влиянием западной культуры. Эти процессы протекают сложно, противоречиво и неодинаково в разных регионах мира. Можно выделить три основных варианта, в которых происходит модернизация в современном мире.

1. Симбиоз, при котором поддерживается относительно независимое сосуществование традиций и современности в различных сферах общественной деятельности. Это приводит к возникновению анклавов современной жизни, окруженных со все сторон морем традиционности. Одни элементы общества развиваются динамично и вполне сопоставимы с мировым уровнем, другие отстают в своем развитии, содержат в себе архаичные черты. Наряду с современным университетским образованием и научными центрами значительная часть населения страны может оставаться неграмотной и придерживаться традиционных мифологических и религиозных взглядов. Космическая или информационная технология может соседствовать с примитивными ремеслами. С одной стороны, идет процесс постепенной модернизации уклада жизни городских средних слоев, что означает рост урбанизации, расширение образования, появление новых профессий, активизацию политической жизни, развитие средств массовой информации. Но с другой стороны, значительная часть населения города и деревни погружена в традиционные уклады, постоянно воспроизводимые низкими технологиями и демографическим ростом.

Модернизация симбиозного типа характерна для колониальных систем, в которых введение новых элементов осуществлялось иностранными властями, исходя из интересов метрополий. Такая модернизация затрагивала обычно лишь отрасли, связанные с поставкой сырья и сельхозпродуктов в центры капитализма. В идеологическом плане оправданием такой политики служили европоцентристские установки, в соответствии с которыми прогресс мыслился как проникновение европейской цивилизации во все регионы мира, как приобщение покоренных народов к достижениям западной культуры.

Примером такой симбиозной модернизации является Индия. Два века она являлась английской колонией. Только в 1947 году Индия обрела политическую независимость. В момент провозглашения независимости это была отсталая аграрная страна: в сельских районах проживало 85% населения страны. Во второй половине XX века в Индии началась модернизация. Она включала индустриализацию, использование научно-технических достижений, преобразование экономической структуры. Индия превращается в преимущественно индустриальную страну, к 2010 году в селах останется не более 40% населения. Индия успешно развивает новаторские отрасли экономики: производство компьютеров, атомную энергетику, космонавтику, медицинскую промышленность. Вместе с тем в Индии остаются серьезные проблемы. 48% жителей этой страны не умеют читать и писать, половина детей в возрасте до 5 лет страдает от недоедания. В Индии очень сильны религиозные традиции (существует 190 религий). Сохраняются некоторые кастовые ограничения, например, в сфере семейно-брачных отношений.

2. Второй вариант модернизации - это конфликт между традиционной и современной культурами. В этом случае результатом модернизации является слабая адоптация к техническим достижениям Запада. При этом происходит потеря традиционной культуры без обретения современной. Такая ситуация характерна для некоторых стран африканского региона. Традиционное общество может просто разрушиться, деградировать, так и не став современным. Обостряются этнические, религиозные, классовые конфликты. Возникает угроза дезинтеграции общества.

3. Третья тенденция модернизации - это синтез как взаимодействие, органическое соединение традиций и современности. Синтез имеет место в том случае, если социокультурная система осваивает достижения других культур в тех сферах, которые в ней самой развиты недостаточно. Но при этом она сохраняет свою исходную основу, самобытность и определенность, способность к поддержанию целостности и устойчивости. Этим синтез отличается от симбиоза, при котором в значительной мере сохраняется автономность, независимость, обособленность собственных и заимствованных элементов культуры, и это может порождать недоверие и конфликты между ними. В качестве образца плодотворного соединения собственных национальных и модернистских компонентов можно привести Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзию. Подобные тенденции имеют место и в других странах Азии и Латинской Америки, хотя далеко не везде они оказываются преобладающими.

Япония демонстрирует завидное умение сочетать традиции с запросами сегодняшнего дня. Для японцев очень важен фактор лояльности и личной преданности служащих той или иной фирме. Сотрудники называют фирму "мой дом", "моя семья". В современной Японии в фирму вступают лишь раз (только один выбор) и остаются в ней до старости. Японских служащих называют "самураи с портфелями". Эта ярко выраженная корпоративность и преданность корпорации в лице ее вождя уходит корнями в японские традиции, восходит к кодексу чести самураев. Такие черты японского национального характера, как трудолюбие, вежливость, церемонии (например, чайная), воспитанное веками дзэн-буддистской тренировки стремление к сосредоточенности, сдержанности, внутреннему самоуважению - все это в полной мере проявляется и в условиях современной Японии. Таким образом, в Японии процесс модернизации протекает в достаточно оптимальной форме.

Функции культуры.

Преобразующая функция культуры Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу". Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы. Коммуникативная функция культуры Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей. Познавательная функция культуры Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Кроме этого другими учеными выделяются также следующие функции культуры:

Сигнификативная (знаковая) функция культуры, буквально - функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

Ценностная (аксиологическая) функция культуры. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является. Духовно-нравственная функция культуры Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

Потребительская (релаксационная) функция культуры. Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки - смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь. Однако они относятся к разряду индивидуальных и недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Кроме того, существуют специальные средства релаксации — фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.

Можно разделить средства релаксации на негативные (осуждаемые или запрещаемые обществом), такие как алкоголизм, наркомания, порнография, и позитивные (одобряемые обществом) - посещение музеев, театров, отдых на природе. Все цивилизованные страны пытаются устранить отрицательные средства релаксации, путем расширения сети развлекательно-познавательных учреждений и программ.

И нельзя не упомянуть о том, что любое культурное явление, событие или предмет обычно совмещает в себе несколько культурных функций. Это "единство функций" можно проиллюстрировать на примере мифа. Миф выполнял защитную, коммуникативную и познавательную функции. Также миф исполнял сигнификативную функцию. Ведь именно благодаря мифу окружающая среда приобретала осмысленность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. И постепенно миф из небольшой объяснительной схемы превратился в стройную мировоззренческую систему, охватывающую все первобытное общество.



2015-11-10 2505 Обсуждений (0)
Проблема развития культуры. Культурная модернизация 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Проблема развития культуры. Культурная модернизация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)