Европейская культура XVII века. Буржуа и дворянин
Становление капитализма и абсолютной монархии - два крупнейших культурных явления XVII в. Первое связано прежде всего с Голландией и Англий, образовавшими ареал третьего этапа становления культуры нового времени. В начале XVII века образцовой капиталистической страной стала Голландия. Одновременно она - и важнейший центр европейской культуры. В стране победил протестантизм в форме кальвинизма, полностью вытеснивший влияние католической церкви. Лейденский университет был европейски признанным центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Отсуствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства: оно было тесно связано с рынком, обслуживало бюргеров, зажиточных крестьян. Именно поэтому здесь получила развитие станковая живопись небольших размеров. Уже к 1620-м годам местные художники овладели реалистическими тенденциями, сложился определенный круг тем, произошла дифференциация жанров. На 1640-60-ы годы приходится расцвет живописи, прославляющей спокойный бюргерский быт. История голландской живописи XVII в. ярче всего проявилась в творчестве Франса Хальса (1580-1666), Яна Вермера (1632-1657). Вершиной голландского реализма, итогом живописных достижений голландской культуры XVII века явилось творчество Харменса ван Рейна Рембрандта (1606-1669). Ведущим регионом становления капитализма к середине XVII века становится Англия. Еще в 1215 г. рыцари, горожане и свободные крестьяне заставили короля Иоанна Безземельного подписать Великую Хартию Вольностей (“Magna Carta Liberorum”). С этого времени охрана законных прав и гражанских свобод (т.е. тех личных свобод, которыми нраждане владели независимо от сословной принадлежности) стала одной из важнейших политических традиций английского народа. Короли более 30 раз подтверждали Великую Хартию Вольностей. Уже в XVI веке Англия далеко продвинулась по пути буржуазного развития. Феодальные бароны, старое дворянство в значительной степени истребили друг друга в войне Алой и Белой розы (1455-1485). Пришло новое дворянство, которое через диффузию стало взаимодействовать с новой буржуазией. Возникает интереснейший культурный феномен нового времени: джентльмен - рыцарь, смягченный образованием. При короле Генрихе VII создается англиканская церковь, главой которой становится король. Это был не только разрыв с Римом, но и знак того, что Англия заявила о себе как о мировой державе и открыто противопоставила себя Испании, считавшей себя тогдашним мировым лидером. Победа Англии над испанской Непобедимой армадой в 1588 г. привела к величайшему национальному подъему. Победа была воспринята как торжество правды и духа английского народа, отпала опасность католической реставрации. Радостное настроение в стране поддерживалось успехами торговли и ремесел. На гребне великого национального подъема и торжества "английских вольностей" возник английский гуманизм, наиболее ярко представленный именами Томаса Моора Победоносная буржуазная революция в Англии середины XVII века сделала весь процесс перехода от феодализма к капитализму в общеевропейском масштабе необратимым. В результате на северо-западе Европы сформировался регион новой, капиталистической цивилизации и новый гравитационный центр европейской экономики и политики. Исходившие от него импульсы лучами распространялись на остальную Европу, прибывавшую в основном еще во власти старого порядка. К середине XVII века страны Европы были уже настолько тесно связаны между собой экономически, политически и общей традицией культуры, что многие фундаментальные процессы носили в своей подоснове подлинно общеевропейский, континентальный характер. Универсальный характер сложившейся в Европе цивилизации стал зримым фактом. Столь же общеевропейский характер носили и сдвиги в ментальности европейских народов. С рождением капитализма приходит новый тип личности. В искусстве происходит определенная переоценка некоторых традиционных гуманистических ценностей Ренессанса, прежде всего о всемогуществе человека. Деятелям культуры становится очевидным, что они не выдержали испытания времени. К началу XVII века в этом уже никто не сомневался. Глубже всего это понял великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616), один из последних представителей культуры Ренессанса. В главных своих произведениях “Гамлет”, “Отелло”, “Макбет” он дает потрясающую картину трагедии титанического характера человека Возрождения применительно к новой стихии жизни - стихии растущего буржуазного общества. На смену герою Средневековья - Благородному Доблестному рыцарю в литературе, поэзии, изобразительном искустве идет герой Нового времени - банкир, предприниматель, торгаш. Дон Кихот, Рыцарь Печального образа - символ уходящей эпохи, с которой одни расставались легко, другие оплакивали, третьи пытались, кто как мог, приспособиться к новой жизни. Героями в "смутные времена" становились путешественники, дельцы, авантюристы, пираты, торговцы, банкиры, наемники и грабители, возвратившиеся с войны с солидной добычей. Место Чести, Долга, Благородства, Доблести и Достоинства прочно занимали другие ценности: личный успех, деловая хватка, добывание денег любыми путями, труд в поте лица, независимость от корпорации (цеха, гильдии), полная личная ответственность за свое дело. Человек нового времени более мобилен. Он уже ярко выраженный индивидуалист, активный, относящийся к природе как мастер к материалу. Отношения "мастер-материал" доходят в XVII в. до абсолюта. Бог также начинает восприниматься как гениальный инженер. Чем он лучше, тем меньше нужно его вмешательство. Отсюда вытекает концепция "первого импульса"(деизм). События XVII века подвели католиков, и протестантов к выводу о том, что нужна сильная власть. Каливинисты, правда, шли дальше: это должна быть такая власть, которая обеспечит гражданам их "природные" права - на жизнь, свободу, собственность, удачу в делах. Голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645) одним из первых в новой Европе заявил, что государство - это союз свободных людей, которые заключили между собой договор для защиты их прав и интересов. Ярче всего процесс становления абсолютизма проявился в этот период во Франции. Эсхатологическое напряжение там стало спадать в начале 90-х гг. Начал меняться и психологический климат. Прежде всего - в силу усталости страны, загнаной в тупик социально-политическим радикализмом. К тому же, превосходной оказалась пропагандистская машина короля, вокруг которой сплотились лучшие умы Франции. Побеждал новый тип общественных настроений, если угодно, иная идеология, - рациональная. Идеология государственного интереса меняла цель, стоящую перед "общественным телом". Вместо лихорадочной заботы о спасении душ перед неминуемым "Днем гнева", предлагалась спокойная забота об общественном благе, понимаемом как строительство царства порядка, Золотого века на земле. Менялась и роль короля, тип представлений о священном характере его власти. Теперь он все более представляется как глава разумно организованного и потому - богоугодного миропорядка.. Король стал гарантом единства страны, хранителем мира и процветания, арбитром в спорах сословий. Таков был общий рефрен многочисленных посмертных восхвалений короля как со стороны иезуитов, так и со стороны гугенотов. Абсолютизм победил. И не только в силу объективных условий - они созрели гораздо раньше. Просто уставшее общество теперь приняло навязанные абсолютизмом правила игры в "Разум на троне". Абсолютизм во Франции победил.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2040)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |