Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ ТАРКОВСКИЙ



2015-11-10 593 Обсуждений (0)
АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ ТАРКОВСКИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Искусство – тоска по идеалу»

 

Ключ к фрагменту:Вопрос для чего человеку нужно искусство – философский вопрос. На него можно давать различные ответы и все они в чем то будут верны. Если не понимать искусство банально и утилитарно (искусство=товар, который надо выгодно продать потребителю), то следует признать, что цель искусства – попытаться понять и объяснить людям смысл их существования на Земле.

 

<…> Для чего существует искусство? Кому оно нужно? И нужно ли кому-нибудь? Все эти вопросы задает себе не только поэт, но и тот, кто это искусство воспринимает или, как теперь говорят, обнажая суть взаимоотношений, в которые, к несчастью, вступило искусство с аудиторией в ХХ веке, ‑ «потребляет»...

Многие задаются этим вопросом, и каждый причастный искусству своим особым образом отвечает на него. Как говорил Блок, «поэт создает гармонию из хаоса»... Пушкин наделял поэта пророческим даром... Каждый художник руководствуется своими собственными законами, совершенно необязательными для другого.

Во всяком случае совершенно ясно, что цель любого искусства, если оно не предназначено для «потребителя», как товар для продажи, ‑ объяснить себе и окружающим, для чего живет человек, в чем смысл его существования. Объяснить людям – какова причина их появления на этой планете. Пусть даже не объяснить, а только поставить этот вопрос перед ними.

 

Ключ к фрагменту:Первой и фундаментальной функцией искусства является познавательная функция: человек обречен всегда искать истину бытия, всегда стремиться познать мир и себя в этом мире. С этой точки зрения можно сказать, что искусство и наука выполняют одну и туже задачу и, соответственно, страсть к познанию – это то, что роднит научный и эстетический подход к действительности.

 

Начиная с самых общих соображений, есть смысл сказать, что несомненная функциональность искусства заключена в идее познания, где форма впечатления выражается в виде потрясения, катарсиса.

С того самого момента как Ева съела яблоко с древа познания, человечество было обречено на бесконечное стремление к истине.

Прежде всего, как известно, Адам и Ева обнаружили что они голые. И устыдились. Устыдились, потому что поняли,и начали свой путь с радости познать друг друга. Это и было начало того, чему нет конца. Можно понять драму души, только что вышедшую из состояния благодушного неведения и брошенную на земные пространства – враждебные и необъяснимые.

«В поте лица своего будешь добывать свой хлеб...»

Так вышло, что человек, этот «венец природы», явился на землю для того, чтобы познать, для чего именно он явился. Или был послан. А при помощи человека Создатель узнает самое себя. Этот путь принято называть эволюцией, путь, который сопровождается мучительным процессом человеческого самопознания.

В определенном смысле индивид каждый раз заново познает и жизнь в самом своем существе, и самого себя, и свои цели. Конечно, человек пользуется все суммой накопленных человечеством знаний, но все-таки опыт этического, нравственного самопознания является единственной целью жизни каждого и субъективно переживается всякий раз заново. Человек снова и снова соотносит себя с миром, мучительно жаждая обретения и совмещения с внеположенным ему идеалом, который он постигает как некое интуитивно-ощущаемое начало. В недостижимости такого совмещения, недостаточности своего собственного «Я» ‑ вечный источник человеческой неудовлетворенности и страдания.

Так что искусство, как и наука, является способом освоения мира, орудием его познания на пути движения человека к так называемой «абсолютной истине».

Однако здесь и заканчивается схожесть этих двух форм воплощения творящего человеческого духа, где, смею настаивать, творчество – не открытие, а созидание…

 

Ключ к фрагменту: Отличие научного и эстетического способа постижения мира в том, что искусство открывает человеку мир через его субъективное переживание, которое всегда стремиться увидеть за тем или иным произведением искусства опыт художественного познания мира как единого целого, тогда как наука в каждом опыте познания дает человеку лишь частные объективные истины, которые могут быть и пересмотрены по мере ее развития. Искусство в отличии от науки обращено ко всем и им движет (если это подлинное искусство) чувство тоски по духовному идеалу.

 

Посредством искусства человек присваивает себе действительность через субъективное переживание. В науке человеческое знание о мире следует по ступеням бесконечной лестницы, последовательно сменяясь все новыми и новыми знаниями о нем – зачастую последовательно отвергающих друг друга открытий, ради частных объективных истин. Художественное же открытие возникает каждый раз как новый и уникальный образ мира, иероглиф абсолютной истины. Оно предстает как откровение, как мгновение и страстное желание интуитивного постижения всех вкупе закономерностей мира – его красоты и безобразия, его человечности и жестокости, его бесконечности и ограниченности. Художник выражает их, создавая художественный образ – своеобразный улавливатель абсолюта. С помощью образа удерживается ощущение бесконечного, где оно выражается через ограничения, духовное через материальное, безбрежное – благодаря рамкам узнавания.

Можно сказать, что искусство является вообще символом, будучи связанным с той абсолютной духовной истиной, которая скрывает нас в позитивистской, прагматической практике.

Если для того, чтобы включиться в ту или иную систему, человек должен призвать на помощь логическое мышление, должен осуществить процесс понимания и иметь для этого определенное образование как основу для этого процесса, ‑ искусство обращается ко всем в надежде, что оно произведет впечатление, его почувствуют, прежде всего, что оно вызовет эмоциональное потрясение и будет принято, покорит человека не какими-то неотвратимыми доводами разума, но той духовной энергией, которая заложена в него художником. И вместо образовательной базы в позитивистском смысле требует определенного духовного напряжения.

Искусство возникает и утверждается там, где существует вечная и неутолимая тоска по духовности, идеалу, собирающая людей вокруг искусства. Ложен путь, по которому устремилось современное искусство, отказавшееся от поисков смысла жизни во имя утверждения самоценной личности. Так называемое творчество начинает казаться каким-то странным занятием подозрительных личностей, утверждающих самодовлеющую ценность персонифицированного поступка. Просто как волеизъявление. Но в творчестве личность не утверждается, а служит другой, общей и высшей идее. Художник –всегда слуга, пытающийся как бы расплатиться за свой дар, данный ему, как чудо! Однако современный человек не хочет никаких жертв, хотя только жертвование выражает истинное утверждение. Но мы постепенно забываем об этом, закономерно теряя и ощущение своего человеческого предназначения… <…>

 

Ключ к фрагменту:Если понимание в научном смысле достигается через логику и систему доказательств, то понимание в искусстве сродни тому пониманию, которое дается в религиозном откровении. Искусство – это состояние души, а не способ мышления.

 

<…> Понимание в научном смысле – согласие на ментальном, логическом уровне, интеллектуальный акт сродни процессу доказательства теоремы. Понимание художественного образа – понятие прекрасного в эстетическом смысле на чувственном, а иногда и сверх чувтвенном уровне.

Интуиция ученого, даже если она сродни озарению, вдохновению, всегда иносказательное обозначение логического пути. В том смысле, что логические варианты на основании имеющейся информации не просчитываются от начала до конца, а подразумеваются, имеются в памяти, не учитываются как пройденный этап. То есть обозначают скачек в логическом рассуждении на основании знания законов в той или иной области научного знания.

И как бы не казалось, что научное открытие сделано по вдохновению, вдохновение ученого ничего общего не имеет с вдохновением поэта. Ибо эмпирическим процессом познания при помощи интеллекта не может быть объяснено рождение художественного образа – единого, неделимого, созданного и существующего на ином, не ментальном уровне. Просто следует договориться о терминах.

Таким образом, интуиция в науке в момент озарения подменяет логику.

Интуиция же в искусстве, так же как и в религии, равнозначна убежденности, вере. Это состояние души, а не способ мышления. Наука эмпирична, а образным мышлением движет энергия откровения... Искусство не мыслит логически, не формулирует логику поведения, но выражает некоторый собственный постулат веры. И поэтому художественный образ возможно принимать только на веру. Если в науке свою истину и свою правоту возможно обосновать и логически доказать оппонентам, то в искусстве никого невозможно убедить в своей правоте, если созданные образы оставили воспринимающего их равнодушным, не покорили открывшейся правдой о мире и о человеке, если зрителю было попросту скучно, наконец, наедине с искусством. <…>(C. 131-138)

 

Источник: Тарковский А.А. Запечатленное время // Андрей Тарковский. Архивы. Документы. Воспоминания. – М., 2002. – С. 95-348.

Вопросы для самопроверки:

1. В каком соотношении находятся искусство и художественная культура?

2. Какие функции искусства вы можете назвать?

3. Какие функции выполняло пещерное искусство?

4. Почему, по мнению Вяч.Иванова, искусство способно гармонизировать отношения человека с миром?

5. В чем заключается смысл искусства и его роль в жизни художника и зрителя с точки зрения А. Тарковского?

 

Дополнительная литература по теме:

Гилбер К. Кун Г. История эстетики. Кн. 1-2. – М., 2000.

Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства. – М., 2004.

Искусство и идеология. – М., 1992.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихина Л.Н., Некрасова Е.А. Искусство XVIII в. (Малая история искусств). – М., 1977.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.

Полевой В.М. Искусство XX века. (Малая история искусств). – М., 1991.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. (Малая история искусств). – М., 1974.

Ривкин М.И. Античное искусство. (Малая история искусств). – М., 1972.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. (Малая история искусств). – М., 1981.

Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. – М., 1981.

Тяжелов В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство средних веков. Византия, Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. (Малая история искусств). – М., 1975.

 



2015-11-10 593 Обсуждений (0)
АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ ТАРКОВСКИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ ТАРКОВСКИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)